КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ
мирское имя (Кирилла – Константин), братья, создатели славянской азбуки, “первоучители славянские”, проповедники христианства. Создали первый славянский алфавит – глаголицу (кириллица появилась позднее); вели проповеди, переводили с греческого важнейшие богослужебные тексты; отстаивали равенство всех языков и народов. Заложили основы славянской письменности, литературы, философии и богословия. Ввели основные понятия: сущность, существо, бытие, мудрость, свойство, природа и др. Литературное наследие Кирилла и Мефодия включает сочинения на греческом, славянском и латинском языках, свыше двух тысяч публикаций.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

"КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ"
компания по разработке и изданию мультимедиа Продукции. Создана в июле 1995 г. Корпоративный слоган компании-"Войди в XXI век образованным человеком!"-отражает ее специализацию. Выпускает энциклопедии и другие научно-познавательные мультимедиа-продукты для широкого круга пользователей. Для сферы образования значительный интерес представляют: "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", насчитывающая 85 тыс. статей по самым различным вопросами 6 тыс. иллюстраций, "Энциклопедия персонального компьютера Кирилла и Мефодия", "Домашняя энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия", компакт-диски "Английский язык на каждый день", англо-русский говорящий словарь "Альфабайт", "Библия", "Башня знаний", "Веселая азбука*, "Веселая математика " и др.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ
братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Кирилл (до принятия схимы в 869 - Константин) (ок. 827-869) за филологические способности был взят ко двору византийского имп. Михаила III, образование получил у видных ученых Фотия и Льва Математика. Мефодий (мирское имя неизвестно) (ок. 815-885), избрав военное поприще, стал правителем одной из подчиненных Византии славянских областей; в 856 принял схиму. В 863 по приглашению князя Ростислава братья были посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на славянском языке. Они создали первый славянский алфавит - глаголицу (кириллица появилась позднее). Получив приглашение от папы Римского, К. и М. из Венеции направились в 868 в Рим. Папа Адриан II разрешил им распространение канонической литературы и церковную службу на славянском языке. В Риме Кирилл умер. В конце 869 Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии. С его деятельностью связан славянский перевод сборника церковных канонов, т.н. "Номоканона Иоанна Схоластика", а также создание древнейшего памятника славянского права - "Закона судного людям", устанавливавшего санкции церковной и светской власти за нарушения норм христианской морали. После смерти Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии и нашли приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название "кириллицы" - в честь Кирилла. К. и М. заложили основы славянской письменности, литературы, философии и богословия. Они канонизированы православной и католической церквами.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
братья, создатели слав. азбуки, «первоучители славянские», проповедники христианства. Родились и воспитывались в семье греч. военачальника в Солуни, ныне Салоники (отсюда «солунские братья»). Кирилл (до принятия схимы в 869 — Константин) (ок. 827 — 14.2.869) за филол. способности был взят ко двору визант. имп. Михаила III, образование получил у видных ученых Фотия и Льва Математика. Уклонившись от светской карьеры и приняв духовное звание, стал патриаршим библиотекарем при храме св. Софии. В 860—861 с Мефодием совершил миссионерскую поездку в Хазарию, по пути открыл в Херсонесе мощи св. Климента, перенесенные им впоследствии в Рим. Принимал участие в диспутах с иконоборцами, араб. мусульманами, иудейскими богословами. M e ф о д и и (мирское имя неизвестно) (ок. 815 — 6.4.885), избрав воен. поприще, стал правителем одной из подчиненных Византии слав. областей, где за 10 лет хорошо изучил местные обычаи и язык. Затем принял схиму; после Хазарской миссии — игумен монастыря Полихрон, близ Олимпа Малоазийского под Константинополем.
В 863 по приглашению кн. Ростислава братья были посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на слав. языке. Они создали первый слав. алфавит — глаголицу (кириллица появилась позднее). Вместе с ближайшими соратниками Климентом, Наумом, Саввой, Гораздом, Ангеларием вели проповеди, переводили с греческого важнейшие богослужебные тексты. Были вызваны в Рим. По пути в споре со сторонниками «триязычной ереси» (признававшими сакральное значение лишь за греч., лат. и евр. языками) отстаивали равенство всех языков и народов. Папа Адриан II разрешил им распространение канонич. лит-ры и церк. службу на слав. языке. После приезда в Рим Кирилл заболел и умер, сохранилось его погребение в церкви св. Климента, почитаемое поныне. Мефодий, посвященный в сан архиепископа Моравии и Паннонии, в 870 возвратился в Паннонию, где развернул работу по распространению богослужения на слав. языке. Число учеников достигло 200; после смерти Мефодия они продолжили дело «солунских братьев» в юж-нослав. землях.
К. и М. заложили основы слав. письменности, лит-ры, философии и богословия, дали духовное оружие «безбу-ковным человекам». Ввели осн. понятия: сущность, существо, бытие, мудрость, диалектика, свойство, природа и т. д. Кирилл (прозвище Философ) дал первое на слав. яз. определение философии. Лит. наследие К. и М. включает соч. на греч., слав. и лат. языках. Совр. библиография кирилло-мефодианы насчитывает св. 2 тыс. публикаций. Ежегодно 24 мая в Болгарии отмечается День слав. письменности и культуры, посвященный К. и М. Канонизированы православной и католич. церквами; считаются духовными патронами Европы.
Источн.: Лавров П. А., Мат-лы по истории возникновения древнейшей слав. письменности, Л., 1930; Сказание о начале слав. письменности, вступ. ст., пер. и ком-мент. Б. Н. Флори, М., 1981; Жития Кирилла и Мефодия, М. — София, 1986.
Лит.: Кирилло-мефодиевский сб., М., 1865; Бильбасов В. А., Кирилл и Ме-фодий, ч. 1 — 2, СПБ, 1868—71; Берн-штейн С. Б., Константин-философ и Ме-фодий, М., 1984; Теодоров-Балан А., Кирил и Методий, т. 1 — 2, София, 1920—34; Георгиев Е., Кирил и Методий. Истина-та за сездателите на българската и славянска писменост, София, 1969; Кирило-Методиев-ска енциклопедия в 3 тт., т. 1, София, 1985 Grivec F., Konstantin und Method. Lehrer der Slaven, Wiesbaden, 1960; D v o r-n i k F., Byzantske raisie u Slovanu, Praha, 1970; Christianity among the Slays: The He-ritage of Saints Cyril and Methodius, Roma, 1988.
Ильинский Г. А., Опыт систематич. кирилло-мефодьевской библиографии, София, 1934; Можаева И. Е., Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике. 1945—1974, М., 1980; Попруженко М., Романски С., Кирилометодиевска библиография за 1934—1940 гг., София, 1942; Дуйчев И., Кирмагова А., II а у-н о в а А., Кирилометодиевска библиография 1940—1980, София, 1983; О г. p ы з к о В., Кирилл и Мефодий. Краткий библиографич. указатель, М., 1991. М. Н. Громов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия