Словесность
Словесность
совокупность произведений какого-либо народа, устных и письменных; это творчество народа; как безымянное, так и авторское. Словесность объединяет все жанры: сказы и сказки, былины и летописи, комедии и трагедии, научные работы и учебники и т.д. В нее входят письменность и литература. Словесность имеют все народы, независимо от уровня своего развития, даже не умеющие ни писать, ни читать. У народов есть свои пословицы, поговорки, песни, мифы, т.е. устная словесность. Русская словесность делится на устное народное творчество – устную словесность и письменную словесность – литературу.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Словесность
в самом широком значении термина понимается как совокупность абсолютно всех продуктов творческой деятельности человека, которые созданы с помощью слов. Применительно к методике преподавания литературы важнейшей для понимания сущности С. является точка зрения выдающегося методиста середины XIX века В.Я. Стоюнина: «Для нас словесность – не наука, а литература, т.е. материал ее составляют литературные произведения, которые подлежат изучению и разбору». Ученик и последователь Стоюнина В.П. Острогорский впервые связал словесность и литературное образование учащихся: «Словесность – это все так называемое литературное образование (курсив автора – В.Г.), приобретенное юношей за его пребывание в гимназии, начиная с самых младших классов и кончая седьмым или восьмым». Очевидно, что произведения словесности (в том числе и фольклорные произведения) в школьном изучении особым образом интерпретируются, что обусловлено спецификой возрастного и литературного развития. Поэтому вполне обоснованно можно утверждать, что методика преподавания литературы рассматривает словесность как единство произведений, созданных с помощью слова, и литературного образования, обеспечивающего формирование личности учащихся в процессе системного изучения предлагаемых программой произведений. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
СЛОВЕСНОСТЬ
1) совокупность словесных произведений (текстов) речевой культуры; 2) дар слова, способность человека выражать мысли и чувства в слове; 3) наука о Слове, или совокупность «словесных наук», аналог филологии; 4) искусство слова, словесное творчество.
Впервые научно обоснованное употребление термина «С.» обнаруживается в Словаре Академии Российской 1789-1793 гг., где оно означает «знание, касающееся до словесных наук» и «способность говорить, выражать» (Т. V, с. 536). В дальнейшем авторы первой половины XIX века осмысляют С. не только как «способность выражать мысли словами» (А.С. Никольский), но прежде всего как совокупность «словесных наук». Термин был столь удачно найден, что очень скоро стал обобщающим термином для всех существовавших теорий и самого словесного творчества.
Научное формирование предмета С. связано с реорганизацией филологического знания в России начала XIX столетия, когда русская С. приобрела черты последовательной теории в учебниках словесности и риторики Я.В. Толмачёва, А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Греча, Н.Ф. Кошанского, Н.И. Давыдова, В.В. Плаксина, К.П. Зеленецкого и мн.др. С. понимается не только как «природная способность человека изъяснять мысли и чувствования голосом» (Я.В. Толмачёв, 1815 г.), или как «дар слова, которым Творец наградил своё любимое создание — человека» (Н.Ф. Кошанский, 1829 г.), но понимание С. расширяется до совокупности всех текстов речевой культуры, поэтому в русских учебниках описывались все существующие роды, виды и жанры текстов.
Во второй половине XIX в. после удаления из системы преподавания риторики С. стала пониматься только как «"изящная" словесность», т.е. по преимуществу только произведения художественной литературы, и её корифеи объявлялись «классиками» С. и изучались в школе. Однако до Октябрьской революции С. оставалась главным предметом изучения в школе, с 20-х годов XX столетия С. исключается из состава преподавания.
Современной публицистической и научно-популярной литературе свойственно скорее ненаучное употребление слова С., когда под ним подразумеваются либо совокупность школьных курсов русского языка и литературы, либо писательство как художественное творчество. В современной филологической литературе термин «С.» только начинает восстанавливаться и получать чёткое научное описание. Наиболее обстоятельно и обоснованно использует его Ю.В.Рождественский, не только возрождая его из исторического небытия, но и придавая ему научно-терминологический смысл: «Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности (выделено автором — В.А.), а вся совокупность произведений словесности — словесностью. Словесность, или языковые тексты, — предмет филологии.Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений С., имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путём классификации этих произведений» [Рождественский, 1990: 112].
Классификация произведений С. современного информационного общества включает следующие её роды и виды: 1) устная словесность: а) дописьменная (диалог, молва, фольклор); б) литературная (ораторика, гомилетика, сценическая речь); 2) письменная словесность (при возможности писать чем-угодно на чём угодно выделяется наиболее удобный вид — палеография, включающая: письма, документы, сочинения); 3) печатная словесность, или литература (научная, художественная, журнальная); 4) массовая коммуникация (массовая информация в виде радио, телевидения, прессы, кино; реклама и информатика).
Восстанавливаемый термин С. не вступает в противоречие с традиционной филологической терминологией. При всей близости С. к таким наукам о речи, как риторика и стилистика, С. относится более к изучению текстов словесных произведений, их классификации и отбору, а риторика — к построению оптимальной, эффективной речи.
Лит.: Альбеткова Р.И. Русская словесность: от слова к словесности. Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений. М., 2000; Аннушкин В.И., Костомаров В.Г. Русская словесность как наука и школьная дисциплина // История русской словесности. Теория словесности. М., 2009; Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2008; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2000; Граудина Л. К. Русская риторика. М., 2001; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990; Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996; Учебный словарь: культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.
В.И. Аннушкин
Впервые научно обоснованное употребление термина «С.» обнаруживается в Словаре Академии Российской 1789-1793 гг., где оно означает «знание, касающееся до словесных наук» и «способность говорить, выражать» (Т. V, с. 536). В дальнейшем авторы первой половины XIX века осмысляют С. не только как «способность выражать мысли словами» (А.С. Никольский), но прежде всего как совокупность «словесных наук». Термин был столь удачно найден, что очень скоро стал обобщающим термином для всех существовавших теорий и самого словесного творчества.
Научное формирование предмета С. связано с реорганизацией филологического знания в России начала XIX столетия, когда русская С. приобрела черты последовательной теории в учебниках словесности и риторики Я.В. Толмачёва, А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Греча, Н.Ф. Кошанского, Н.И. Давыдова, В.В. Плаксина, К.П. Зеленецкого и мн.др. С. понимается не только как «природная способность человека изъяснять мысли и чувствования голосом» (Я.В. Толмачёв, 1815 г.), или как «дар слова, которым Творец наградил своё любимое создание — человека» (Н.Ф. Кошанский, 1829 г.), но понимание С. расширяется до совокупности всех текстов речевой культуры, поэтому в русских учебниках описывались все существующие роды, виды и жанры текстов.
Во второй половине XIX в. после удаления из системы преподавания риторики С. стала пониматься только как «"изящная" словесность», т.е. по преимуществу только произведения художественной литературы, и её корифеи объявлялись «классиками» С. и изучались в школе. Однако до Октябрьской революции С. оставалась главным предметом изучения в школе, с 20-х годов XX столетия С. исключается из состава преподавания.
Современной публицистической и научно-популярной литературе свойственно скорее ненаучное употребление слова С., когда под ним подразумеваются либо совокупность школьных курсов русского языка и литературы, либо писательство как художественное творчество. В современной филологической литературе термин «С.» только начинает восстанавливаться и получать чёткое научное описание. Наиболее обстоятельно и обоснованно использует его Ю.В.Рождественский, не только возрождая его из исторического небытия, но и придавая ему научно-терминологический смысл: «Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности (выделено автором — В.А.), а вся совокупность произведений словесности — словесностью. Словесность, или языковые тексты, — предмет филологии.Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений С., имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путём классификации этих произведений» [Рождественский, 1990: 112].
Классификация произведений С. современного информационного общества включает следующие её роды и виды: 1) устная словесность: а) дописьменная (диалог, молва, фольклор); б) литературная (ораторика, гомилетика, сценическая речь); 2) письменная словесность (при возможности писать чем-угодно на чём угодно выделяется наиболее удобный вид — палеография, включающая: письма, документы, сочинения); 3) печатная словесность, или литература (научная, художественная, журнальная); 4) массовая коммуникация (массовая информация в виде радио, телевидения, прессы, кино; реклама и информатика).
Восстанавливаемый термин С. не вступает в противоречие с традиционной филологической терминологией. При всей близости С. к таким наукам о речи, как риторика и стилистика, С. относится более к изучению текстов словесных произведений, их классификации и отбору, а риторика — к построению оптимальной, эффективной речи.
Лит.: Альбеткова Р.И. Русская словесность: от слова к словесности. Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений. М., 2000; Аннушкин В.И., Костомаров В.Г. Русская словесность как наука и школьная дисциплина // История русской словесности. Теория словесности. М., 2009; Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2008; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2000; Граудина Л. К. Русская риторика. М., 2001; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990; Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996; Учебный словарь: культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.
В.И. Аннушкин
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.