ПЕРИФРАЗА

Найдено 1 определение
ПЕРИФРАЗА
или ПЕРИФРАЗ (от греч. περίφρασις — ‘описательное выражение, иносказание’), — стилистический приём, обозначающий описательное выражение предмета по какому-л. его свойству или признаку. Напр., город белых ночей, Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург, цветы жизни вместо дети, царь зверей вместо лев. П. используется в художественной, публицистической, ораторской речи как стилистический приём, помогающий усилить выразительность текста. В этом смысле особое значение П. приобретают в поэтической речи, где они строятся обычно на базе тропов, напр., метафоры: Осуждён я на каторге чувств / Вертеть жернова поэм (С. Есенин), метонимии: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). Иногда П. используется при перечислении однородных предметов для того, чтобы избежать однообразия в наименованиях. Так, в «Сонете» А. Пушкина упоминаются пять прямых именований поэтов сонета: Данте, Петрарка, Камоэнс, Вордстворт, Дельвиг, а также два описательных: творец Макбета вместо Шекспир, певец Литвы вместо Мицкевич. Однако явление П. не ограничивается речью художественной или публицистической. В официально-деловой речи П. могут употребляться в качестве эвфемизмов с целью избежать прямой номинации, отражающей действительную сущность обозначаемого: человек без определённого места жительства вместо бездомный. В разговорной речи использование П. обусловлено её спонтанностью и ситуативностью: Дай мне то, чем пишут — т.е. ручку. Выделяют П. общепринятые (фразеологизмы, крылатые слова: кровь с молоком, вылететь в трубу, золотые руки и т.д.) и П. ситуативные, индивидуально-авторские, смысл которых обусловлен конкретным контекстом: Время — мельница с крылом (С. Есенин). Для того чтобы эффективно пользоваться П., надо помнить, что они предполагают непрямое, косвенное именование через подчёркивание, выделение какой-л. стороны, качества, признака объекта, т.е. необходимо пристальное внимание к значению употребляемых слов. Полезно также иметь представление о грамматической структуре П. Чаще всего она предполагает именные сочетания типа существительное + прилагательное (первая перчатка),существительное + существительное в родительном падеже (знаменосец мира)и комбинации указанных структур (рыцари пятого океана — о летчиках). Распространены также глагольные сочетания (дурака валять) и развёрнутые предикативные единицы (Пришли мне, выражаясь языком Делиля, витую сталь, пронзающую засмолённую главу бутылки, т.е. штопор — письмо А.С. Пушкина к брату). Небесполезным представляется также обращение к словарям. Один из последних словарей П. — это словарь А.Б. Новикова «Словарь перифраз русского языка» (на материале газетной публицистики).
Лит.: Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966; Кожин А.Н. Перифрастические построения в языке советской эпохи // РЯТТТ 1977. № 4; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1987; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). М., 2004; Потебня А.А. Из записок по теории словесности // А.А. Потебня. Эстетика и поэтика. М., 1976; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985; РЯЭ. М., 2003; Синельникова Л.Н. К вопросу о сущности перифразы как функцио-нально-семантической единицы. М., 1972; Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975; Стариченок В. Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д, 2008.
Н С. Цветова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
842.07 кб

Обучение словесному творчеству учащихся при помощи перифраз

Рапаева Ю.В.
В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения школьников словесному творчеству. На основе анализа специальной литературы предлагаются задания для обучения школьников словесному творчеству при помощи перифраз.
Читать PDF
228.10 кб

Методические подходы к проблеме обучения перифразированию

Рапаева Юлия Валерьевна
Проведен обзор наиболее распространенных в школе учебников и учебных пособий по русскому языку средних и старших классов и трудов современных ученых в области перифразирования.
Читать PDF
337.89 кб

Методическая концепция обучения перифразированию школьников

Рапаева Юлия Валерьевна
В данной статье рассматривается методическая концепция обучения перифразированию школьников.
Читать PDF
1.71 мб

Работа над перифразом с учащимися младших классов

Мелешкина О. Н.
Читать PDF
1.32 мб

Цветовые перифразы на основе метафорических эпитетов и сравнений в творчестве И. С. Никитина как сре

Клиппа А.А.
В статье анализируются цветовые перифразы на основе метафорических эпитетов и сравнений в поэзии И.С.

Похожие термины:

  • УЧЕБНЫЙ ПЕРИФРАЗ

    (от греч. periphrasis, peri – вокруг и phrasis – описательное выражение). Прием обучения устной и письменной речи, связанный с заменой в тексте отдельных слов синонимами и антонимами, сложных синтаксических к