ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
последовательная смена состояний педагогической системы. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Педагогический процесс
направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Педагогический процесс
динамическая система, систем образующим фактором которой является педагогическая цель, я общим качеством — взаимодействие педагога и ученика.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
специально организованное целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающихся и образовательных задач.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Процесс педагогический
специально организованное, развивающееся взаимодействие педагога и учащегося, направленное на присвоение последним социального опыта, развитие его личности и индивидуальности.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
педагогический процесс
это способ организации вос-питательных отношений, заключающийся в целенаправлен-ном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается преподавателем;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) обучающего и обучаемого, воспитывающего и воспитуемого с целью передачи и освоения социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Педагогический процесс
целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и деятельности саморазвивающегося ребенка при ведущей и направляющей роли воспитателя.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Педагогический процесс
специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.
Источник: Военная педагогика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Педагогический процесс
специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Педагогический процесс
внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М. А. Данилов) Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания, обучения, формирования и развития, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и способствующий наиболее полному развитию личности.
Структура П.п.: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Педагогический процесс
это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогический процесс
центральное понятие педагогики – весь комплекс явлений, который изучается педагогикой и выражает сущность этих явлений; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания; «специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии».
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Педагогический процесс
это в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогический процесс
целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально – образовательные учреждения, детские объединения и организации) [33, с. 111].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование способности применить их на практике. Педагогический процесс призван осуществлять три основные взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Ведущая роль в педагогическом процессе отводится педагогу, на которого возлагается ответственность за формирование личности и создание реальных условий для ее всестороннего развития.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Педагогический процесс
есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития его участников. По структуре педагогический процесс включает в себя: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитания и обучения. Педагогическим процессом принято назвать процессы, протекающие во времени и пространстве, внутри которых происходит смена состояний и стадий развития его участников. Этот процесс проектируется и создается педагогом; он служит средством развития личности, способом защиты растущего организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, способом коррекции потенциальных и актуальных возможностей ребенка. Педагогический процесс – всегда воспитательный, образовательный и развивающий. Его целенаправленно создают в педагогических системах образовательных учреждений.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной системы, взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на преобразование личностных свойств и качеств воспитанников; последовательно осуществляемая во времени педагогическая деятельность, сосредоточенную на достижении конкретного результата обучения, воспитания, профессиональной подготовки.
Педагогический процесс в социальной педагогике – развитие, изменение человека, его качеств, индивидуальных возможностей как результат социальнопедагогической работы с ним; целенаправленная совокупность последовательной социальнопедагогической деятельности специалиста (специалистов), осуществляемая во времени и в рамках определенной социальнопедагогической системы. Такая деятельность направлена на достижение конкретного результата индивидуального (группового) социальнопедагогического воздействия.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Педагогический процесс
целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Основными компонентами педагогического процесса выступают: целенаправленная педагогическая деятельность; ребенок как объект и субъект педагогического процесса; содержание педагогического процесса; основы знаний, умений и навыков в области производства и производительного труда; педагогическая диагностика; критерии эффективности педагогического процесса; организация взаимодействия с общественной и природной средой. Эффективность педагогического процесса зависит: – от степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребности общественной жизни; – от своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования; – от широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь; – от тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности; – от степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
совместная деятельность педагога и обучающегося (обучающихся). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс». В педагогическом процессе в зависимости от направленности аспектов его реализации можно условно выделять: воспитательный процесс, учебный (дидактический) процесс, процесс развития – см. Рис. 20.
С точки зрения временнόй структуры деятельности педагогический процесс:
- для обучающегося – это последовательное решение образовательных задач: воспитательных, учебных задач, задач развития, осуществляемое под управляющими воздействиями педагога;
- для педагога – это технологические фазы педагогических проектов, т. е. реализация спроектированных педагогических систем. Взаимная активность педагога и обучающегося (обучающихся) в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение обучающимся, собственную активность обучающегося, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем широко используемые термины «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и «педагогическое отношение», так как они являются уже следствием самого педагогического взаимодействия педагога и обучающегося. См. также образовательный процесс. Литература: [36].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.