Военно-педагогический процесс
Военно-педагогический процесс
категория военной педагогики, обозначающая совокупную, организованную и целенаправленную деятельность командиров и начальников по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке воинов, а также деятельность военнослужащих, воинских коллективов по овладению военными знаниями, навыками и умениями, по формированию высоких морально-психологических и боевых качеств для успешных боевых действий.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Военно-педагогический процесс
целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению. Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время – поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач. По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела. Задачи военно-педагогического процесса: -целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала; -вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке; -обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего; -выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя; -осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений, частей, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы. Содержательная структура военно-педагогического процесса: воспитание; обучение; развитие; психологическая подготовка; самовоспитание и самообразование. Организационно военно-педагогический процесс включает: -различные виды подготовки – боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий; -педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности; -воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу. Субъекты военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) – командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации. В современном понимании под субъектами военно-педагогического процесса понимаются все военнослужащие и воинские коллективы, все его участники. В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Как прямой начальник всего личного состава он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и соответственно за состояние и качество военно-педагогического процесса. Объекты военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) – все военнослужащие и воинские коллективы. С позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения являются субъектами, активными участниками военно-педагогического процесса. Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. Особенности военно-педагогического процесса: -воинский труд, овладение воинским мастерством – обязанность каждого военнослужащего; -военно-педагогический процесс осуществляется в непрерывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и имеет ярко выраженный практический характер; -военно-педагогический процесс организуется в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение; -высокая насыщенность военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением; -особая напряженность военно-педагогического процесса; -коллективный характер; -многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность; -военнослужащие – это в основном взрослые люди, со своими взглядами, убеждениями, особенностями личности, уровнем развития, обученности и воспитанности, сильными и слабыми сторонами; -особая цикличность функционирования.
Источник: Военная педагогика