Оптимизм
ОПТИМИЗМ
представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро.
Источник: Педагогический словарь
ОПТИМИЗМ
ощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, успех, склонность во всем видеть хорошие светлые стороны.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ОПТИМИЗМ
от лат. optimus — наилучший)—такое восприятие жизни или настроение, для которого характерно выделение в вещах и явлениях их лучших сторон и надежда на благоприятный исход, вера в непрерывный прогресс.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ОПТИМИЗМ
(от лат. optimus – наилучший) – свойство личности, обеспечивающее человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, в прогресс общества, в свои силы и возможности как субъекта деятельности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ОПТИМИЗМ
свойство личности, отражающее пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в свои силы и возможности как субъекта деятельности.
Оптимизм
лат. – наилучший) – система мировосприятия, проникнутого жизнеутверждающей силой веры в будущее, жизнерадостностью, бодростью, любовью к жизни и людям. Оптимизм – это душевная зрелость, способность решать проблемы, а не только ставить их. Оптимизм теоретически обоснован соответствующим учением о существующем мире как наилучшем из всех возможных, о преобладании добра над злом и страданиями. С точки зрения психологии оптимизм является свойством личности, отражающим пропорциональное развитие всех психических процессов человека. Оптимизм противостоит пессимизму.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ОПТИМИЗМ
от лат. optimus — наилучший), мироощущение, в основе к-рого лежит убежденность в господстве добра в мире, торжестве справедливости и возможности достижения всеобщего счастья. Противоположен пессимизму. Впервые термин «О.» использован для характеристики филос. учения Г. В. Лейбница, утверждавшего, что наш мир «наилучший из всех возможных». Впоследствии О. получил более широкое толкование, отражая общую эмоциональную тональность индивидуального или массового сознания. О. может быть присущ как непосредственно-чувств. мироощущению, так и мировоззрению в целом. О. преобладает в настроениях людей в периоды подъема общества, расцвета культуры и является стимулом для активного, деятельного отношения их к миру и своей судьбе. Оптимистич. настрой может возникнуть и во время социальных потрясений, помогая их успешно преодолевать. Доминанта О. в обществ. сознании способствует осуществлению социальных преобразований. О. в целом конструктивен, придает людям чувство полноты и возвышенности бытия, ассоциируется с переживаниями удовлетворенности, радости, благополучия и счастья. Однако, если он не сопровождается рефлексией, критич. осмыслением действительности, то может принять форму устойчивой психол. установки личности на восприятие только положит. событий. В этом случае в сознании закрепляются разл. иллюзии, дезориентирующие людей и препятствующие принятию своевременных решений, вмешательству в ход обществ. процессов. Обществ. сознание при таком настрое легко поддается дезинформации, манипулированию со стороны заинтересованных в этом людей. Прозрение масс, к-рое со временем наступает, неизбежно оборачивается жестоким разочарованием и О. сменяется пессимизмом. Только практич. сдвиги в обществе в сторону конструктивных изменений могут настроить сознание людей на более жизнерадостное видение действительности.
Утопичны и вследствие этого социально опасны представления о том, что можно построить общество, в к-ром исчезнет зло и победит добро. Эти категории — вечные спутники человеческой жизни и коренятся в самом человеке. Только трезвый, реалистич. взгляд на мир, историю и человека обеспечивает людям надежное будущее, т. к. они психологически подготовлены к жизненным случайностям и неожиданностям.
Оптимистич. мировоззрение играет большую роль в воспитании детей и молодежи, ибо без веры в добро, справедливость, счастливое будущее невозможно нравств. становление личности. В то же время бесперспективна педагогика, игнорирующая теневые стороны жизни, не понимающая значения в воспитании и самовоспитании личности духовно-нравст. страданий, пережитых событий истории и личной биографии. Только тогда оптимистич. восприятие положительно, когда оно включает в себя готовность человека терпеть и преодолевать тяготы жизни и отражает жизненную стойкость, а не мечтательную настроенность людей. В. Ш. Сабиров.
Утопичны и вследствие этого социально опасны представления о том, что можно построить общество, в к-ром исчезнет зло и победит добро. Эти категории — вечные спутники человеческой жизни и коренятся в самом человеке. Только трезвый, реалистич. взгляд на мир, историю и человека обеспечивает людям надежное будущее, т. к. они психологически подготовлены к жизненным случайностям и неожиданностям.
Оптимистич. мировоззрение играет большую роль в воспитании детей и молодежи, ибо без веры в добро, справедливость, счастливое будущее невозможно нравств. становление личности. В то же время бесперспективна педагогика, игнорирующая теневые стороны жизни, не понимающая значения в воспитании и самовоспитании личности духовно-нравст. страданий, пережитых событий истории и личной биографии. Только тогда оптимистич. восприятие положительно, когда оно включает в себя готовность человека терпеть и преодолевать тяготы жизни и отражает жизненную стойкость, а не мечтательную настроенность людей. В. Ш. Сабиров.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия