ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
деятельность общественных организаций и органов государственной власти, определяющая функционирование и развитие системы образования и отражающая содержание господствующей и альтернативной идеологии, характер существующего законодательства об образовании и общую направленность организаторской и управленческой деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Политика образовательная
(от греч. politiky — искусство управления) — общие ориентиры, принятые и последовательно реализуемые цели, система решений и мер по их реализации, воплощение стратегий развития (или сдерживания, регресса) образования. Политика — прерогатива государства и его органов на местах. Направление П. о. не всегда совпадает с интересами и тенденциями образовательной практики.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
образ замыслов и действий общественных движений и органов центральной и местной власти по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или ее отдельных частей. Складывается из трех элементов: а) содержания господствующей и альтернативной идеологии; б) характера существующего законодательства об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив; в) общей направленности повседневной организаторской и управленческой деятельности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
совокупностьтеоретическихпринципов и практических мер, разрабатываемых и реализуемых государством в сфере образования. Включает следующие компоненты: осмысление социального заказа на образование, связанного с образовательными потребностями и интересами личности, семьи, общественных и государственных структур и выражающегося в повышении интеллекта, профессиональной и духовной культуры нации, ее вклада в мировое развитие; определение принципов, целей и идеалов образования для каждого конкретноисторического этапа развития страны, в которых отражаются конкретные потребности человека, общества и государства, воплощенные в различных научно-технических, экономических и социально-культурных программах, включая программы образования новых поколений, подготовки необходимых кадров, переподготовки и дальнейшего образования взрослых; учет внутренних причин, ресурсов и резервов развития образования, в качестве которых выступают педагогические потребности и интересы, сознательное отражение которых служит основой для построения идеальных моделей образования; выявление и обоснование стратегических направлений развития образования. О. п. Украины осуществляется посредством реализации Национальной доктрины развития образования (см. Доктрина образования) (Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003. – С. 265). Л. В. Калашникова

Источник: Глоссарий современного образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
система связей, отношений, которыми общество, и государство, и граждане связывают себя со школой. Главный предмет образовательной политики (ОП) — способ появления этих связей и отношений, их содержание и развитие. Важнейшая часть ОП — образовательное право, а это не столько законы и инструкции, сколько осмысление, рефлексия наличного бытия и здесь кроется одна из основных проблем современной ОП в России.
Если развитие ребёнка, становление его субъектности для нас — главная ценность, если мы видим роль образования в том, чтобы дать личности возможность раскрыть себя как можно полнее, если система образования — модель гражданского общества, то тогда надо строить школу и содержание образования в ней на продуктивном конфликте личных и общественных образовательных потребностей. Ни личная, ни общественная гражданская потребность не рефлексируется посредством государственного учреждения. Для этого нужны более тонкие, более свободные и в то же время более ответственные институты — гражданские институты, в которых развиваются нравы, а не исполняются директивы. Базовой проблематикой ОП сегодня становится выращивание таких общественных институтов. Задача отечественной образовательной политики начала XXI века — политика инициирования, поощрения образовательных инициатив, выращивания образовательных свобод. Многие считают, что ОП — это натуральные действия властей, политических и образовательных, по изменению образовательной ситуации в стране. Это заблуждение приводит к тому, что власть, а точнее, чиновники, начинают верить тому, что управление — источник изменений. Чем дольше люди пребывают в этом заблуждении, тем сильнее атрофируются реальные органы развития образования — инициатива и творчество.
Источник действительных изменений образовательной ситуации — продуктивный конфликт между родителями, учениками и учителями. Именно они своим взаимодействием создают энергию развития, которая затем с помощью управления может привести к переменам. ОП складывается из потребностей граждан, их видения того, какой должна быть система образования, из проявления детских образовательных интересов и из целей, которые формулируют для себя деятели образования, и из возможностей, которые может предоставить государство.
Главной задачей ОП, наших общих гражданских усилий, является создание общественных образовательных институтов, в которых возникали бы, формулировались и предъявлялись гражданам новые разнообразные образовательные потребности. Тем самым можно обеспечить механизм поддержки общественных потребностей, профессиональных инициатив и детских интересов. Такие институты и механизмы нужны для того, чтобы через образовательные инициативы профессионального сообщества, через свободы учащихся граждане могли реализовать свои разнообразные образовательные потребности в каждом регионе и в каждой школе.
Механизм обеспечения образовательных потребностей — социальный контракт, общественно-образовательный договор, заключаемый между гражданами и государством. Это означает переход от системы образования государственного заказа к системе образования общественных потребностей, когда местное сообщество и родители оказываются в роли основных заказчиков устройства системы образования, её управления и содержания образования. Система образования перестаёт быть системой трансляции устаревших стереотипов в области обучения, а становится системой появления новых потребностей.
Наиболее важные аспекты отмеченных проблем:
- Образование органично связано с культурой, для связи системы образования и культуры нужен особый институт
- Образовательная политика — институт обретения целей и предметности в образовании
- Предметность проекта ОП — отношения граждан, организаций и государства
- Гражданский вариант: образовательный договор. - Образовательная Политика — общественная педагогика.
- Образовательный договор — результат переговорного процесса, а не форма предъявления нормы. Сторона, которая принимает решение под давлением — не принимает на себя ответственности. - Проект образовательной политики: система образования как модель гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. - Общественный договор:
- Гражданские образовательные институты (Попечительские советы, Союзы попечителей), муниципальные и государственные органы власти.
- Культурно-образовательные инициативы — отражение общественных потребностей
- Общественный договор в образовании:
- Фигурой ответственности является ребенок. Образование — не услуга, а совместная деятельность. Предмет договора — деятельность сторон по достижению результата.
А.И.Адамский

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.49 кб

Языковая образовательная политика

Дружинина М.
Читать PDF
114.64 кб

Образовательная политика Ордена иезуитов

Перевозчикова Л.С., Дорохина Р.В.
В статье раскрыта тема влияния иезуитов на развитие науки, высшее образование и студенческие корпорации. Выявлены принципы, по которым жили члены данного Ордена, и этическая составляющая работы со студенчеством.
Читать PDF
115.28 кб

Направления военно-образовательной политики

Добровольский В.
Читать PDF
130.75 кб

Социальные эффекты образовательной политики

Асмолов Александр Григорьевич
Показана роль системы образования как социального института в жизни общества. Проанализированы задачи, стоящие пред отечественной системой образования на современном этапе бурных перемен в общественном сознании.
Читать PDF
362.58 кб

Образовательная политика: содержание понятия

Кондракова Ирина Эдуардовна
Рассматривается содержание понятия «образовательная политика» в контексте общего понимания политики как курса правительства, как деятельности людей и как сферы общественной жизни.
Читать PDF
215.89 кб

Качество как элемент образовательной политики

Суровов Сергей Борисович
Качество образования рассматривается как определяющее основание дальнейшего развития и укрепления российской государственной образовательной политики.
Читать PDF
87.97 кб

Противоречивые импульсы образовательной политики

Владимир Дунаев
Образовательная политика оказалась на распутье. Прежние стратегии балансирования социального патернализма и минимизации затрат себя исчерпали.
Читать PDF
68.79 кб

Политика Турции в образовательной сфере Киргизии

Кудаяров Каныбек Акматбекович
Статья посвящена образовательной политике Турции, являющейся важной составляющей ее внешнеполитической стратегии как в Киргизии, так и во всем Центрально-Азиатском регионе.
Читать PDF
302.30 кб

Герменевтика современной образовательной политики

Денисенкова Наталья Николаевна
Рассматривая тенденции и перспективы, а также политические аспекты модернизации системы образования, автор старается увидеть эту проблему в контексте развития современного общества.
Читать PDF
524.21 кб

Образовательная политика ЕЭС в 50—80 годы хх века

Тарасов Александр Евгеньевич
В статье рассматривается проблематика развития сотрудничества в области высшего образования в рамках ЕЭС. Автором дается обобщенная характеристика деятельности Европейского экономического сообщества в данной сфере в 50—80-е гг.
Читать PDF
12.11 мб

Образовательная политика как предмет исследования

Днепров Эдуард Дмитриевич
В статье раскрыта содержательная характеристика понятия «образовательная политика», определены основные элементы образовательной политики, ее цели и задачи, осуществлен анализ отечественной историографии связанный с исследованием
Читать PDF
281.86 кб

Образовательные аспекты Российской политики в АТР

Бобыло А.М.
В статье исследуются вопросы образовательной стратегии Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте ее геополитических задач и национальных интересов на современном историческом этапе.
Читать PDF
419.38 кб

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Шамрай Н.Н.
Выявлены, проанализированы и систематизированы основные исследования существующей практики в области формирования мышления, развития интеллекта, адаптации личности к рынку труда.
Читать PDF
85.75 кб

О богословии образования и образовательной политике

Шмонин Д. В.
Читать PDF
359.48 кб

Образовательная политика: сворачивание модернизации

Владимир Дунаев
Особенностью года является отсутствие значимых перемен на фоне углубляющегося кризиса образования.

Похожие термины:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА

    стратегия сохранения единого образовательного пространства, нацеленная на организацию академической мобильности студентов, системы переподготовки вузовских преподавателей и специалистов, дея
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    система действий по реализации в обществе утвержденной органами государственной власти и одобренной общественным мнением концепции образования. В Украине на сегодняшний день такой концепцией я