ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
деятельность общественных организаций и органов государственной власти, определяющая функционирование и развитие системы образования и отражающая содержание господствующей и альтернативной идеологии, характер существующего законодательства об образовании и общую направленность организаторской и управленческой деятельности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Политика образовательная
(от греч. politiky — искусство управления) — общие ориентиры, принятые и последовательно реализуемые цели, система решений и мер по их реализации, воплощение стратегий развития (или сдерживания, регресса) образования. Политика — прерогатива государства и его органов на местах. Направление П. о. не всегда совпадает с интересами и тенденциями образовательной практики.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
образ замыслов и действий общественных движений и органов центральной и местной власти по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или ее отдельных частей. Складывается из трех элементов: а) содержания господствующей и альтернативной идеологии; б) характера существующего законодательства об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив; в) общей направленности повседневной организаторской и управленческой деятельности.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
совокупностьтеоретическихпринципов и практических мер, разрабатываемых и реализуемых государством в сфере образования. Включает следующие компоненты: осмысление социального заказа на образование, связанного с образовательными потребностями и интересами личности, семьи, общественных и государственных структур и выражающегося в повышении интеллекта, профессиональной и духовной культуры нации, ее вклада в мировое развитие; определение принципов, целей и идеалов образования для каждого конкретноисторического этапа развития страны, в которых отражаются конкретные потребности человека, общества и государства, воплощенные в различных научно-технических, экономических и социально-культурных программах, включая программы образования новых поколений, подготовки необходимых кадров, переподготовки и дальнейшего образования взрослых; учет внутренних причин, ресурсов и резервов развития образования, в качестве которых выступают педагогические потребности и интересы, сознательное отражение которых служит основой для построения идеальных моделей образования; выявление и обоснование стратегических направлений развития образования. О. п. Украины осуществляется посредством реализации Национальной доктрины развития образования (см. Доктрина образования) (Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003. – С. 265). Л. В. Калашникова
Источник: Глоссарий современного образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
система связей, отношений, которыми общество, и государство, и граждане связывают себя со школой. Главный предмет образовательной политики (ОП) — способ появления этих связей и отношений, их содержание и развитие. Важнейшая часть ОП — образовательное право, а это не столько законы и инструкции, сколько осмысление, рефлексия наличного бытия и здесь кроется одна из основных проблем современной ОП в России.
Если развитие ребёнка, становление его субъектности для нас — главная ценность, если мы видим роль образования в том, чтобы дать личности возможность раскрыть себя как можно полнее, если система образования — модель гражданского общества, то тогда надо строить школу и содержание образования в ней на продуктивном конфликте личных и общественных образовательных потребностей. Ни личная, ни общественная гражданская потребность не рефлексируется посредством государственного учреждения. Для этого нужны более тонкие, более свободные и в то же время более ответственные институты — гражданские институты, в которых развиваются нравы, а не исполняются директивы. Базовой проблематикой ОП сегодня становится выращивание таких общественных институтов. Задача отечественной образовательной политики начала XXI века — политика инициирования, поощрения образовательных инициатив, выращивания образовательных свобод. Многие считают, что ОП — это натуральные действия властей, политических и образовательных, по изменению образовательной ситуации в стране. Это заблуждение приводит к тому, что власть, а точнее, чиновники, начинают верить тому, что управление — источник изменений. Чем дольше люди пребывают в этом заблуждении, тем сильнее атрофируются реальные органы развития образования — инициатива и творчество.
Источник действительных изменений образовательной ситуации — продуктивный конфликт между родителями, учениками и учителями. Именно они своим взаимодействием создают энергию развития, которая затем с помощью управления может привести к переменам. ОП складывается из потребностей граждан, их видения того, какой должна быть система образования, из проявления детских образовательных интересов и из целей, которые формулируют для себя деятели образования, и из возможностей, которые может предоставить государство.
Главной задачей ОП, наших общих гражданских усилий, является создание общественных образовательных институтов, в которых возникали бы, формулировались и предъявлялись гражданам новые разнообразные образовательные потребности. Тем самым можно обеспечить механизм поддержки общественных потребностей, профессиональных инициатив и детских интересов. Такие институты и механизмы нужны для того, чтобы через образовательные инициативы профессионального сообщества, через свободы учащихся граждане могли реализовать свои разнообразные образовательные потребности в каждом регионе и в каждой школе.
Механизм обеспечения образовательных потребностей — социальный контракт, общественно-образовательный договор, заключаемый между гражданами и государством. Это означает переход от системы образования государственного заказа к системе образования общественных потребностей, когда местное сообщество и родители оказываются в роли основных заказчиков устройства системы образования, её управления и содержания образования. Система образования перестаёт быть системой трансляции устаревших стереотипов в области обучения, а становится системой появления новых потребностей.
Наиболее важные аспекты отмеченных проблем:
- Образование органично связано с культурой, для связи системы образования и культуры нужен особый институт
- Образовательная политика — институт обретения целей и предметности в образовании
- Предметность проекта ОП — отношения граждан, организаций и государства
- Гражданский вариант: образовательный договор. - Образовательная Политика — общественная педагогика.
- Образовательный договор — результат переговорного процесса, а не форма предъявления нормы. Сторона, которая принимает решение под давлением — не принимает на себя ответственности. - Проект образовательной политики: система образования как модель гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. - Общественный договор:
- Гражданские образовательные институты (Попечительские советы, Союзы попечителей), муниципальные и государственные органы власти.
- Культурно-образовательные инициативы — отражение общественных потребностей
- Общественный договор в образовании:
- Фигурой ответственности является ребенок. Образование — не услуга, а совместная деятельность. Предмет договора — деятельность сторон по достижению результата.
А.И.Адамский
Если развитие ребёнка, становление его субъектности для нас — главная ценность, если мы видим роль образования в том, чтобы дать личности возможность раскрыть себя как можно полнее, если система образования — модель гражданского общества, то тогда надо строить школу и содержание образования в ней на продуктивном конфликте личных и общественных образовательных потребностей. Ни личная, ни общественная гражданская потребность не рефлексируется посредством государственного учреждения. Для этого нужны более тонкие, более свободные и в то же время более ответственные институты — гражданские институты, в которых развиваются нравы, а не исполняются директивы. Базовой проблематикой ОП сегодня становится выращивание таких общественных институтов. Задача отечественной образовательной политики начала XXI века — политика инициирования, поощрения образовательных инициатив, выращивания образовательных свобод. Многие считают, что ОП — это натуральные действия властей, политических и образовательных, по изменению образовательной ситуации в стране. Это заблуждение приводит к тому, что власть, а точнее, чиновники, начинают верить тому, что управление — источник изменений. Чем дольше люди пребывают в этом заблуждении, тем сильнее атрофируются реальные органы развития образования — инициатива и творчество.
Источник действительных изменений образовательной ситуации — продуктивный конфликт между родителями, учениками и учителями. Именно они своим взаимодействием создают энергию развития, которая затем с помощью управления может привести к переменам. ОП складывается из потребностей граждан, их видения того, какой должна быть система образования, из проявления детских образовательных интересов и из целей, которые формулируют для себя деятели образования, и из возможностей, которые может предоставить государство.
Главной задачей ОП, наших общих гражданских усилий, является создание общественных образовательных институтов, в которых возникали бы, формулировались и предъявлялись гражданам новые разнообразные образовательные потребности. Тем самым можно обеспечить механизм поддержки общественных потребностей, профессиональных инициатив и детских интересов. Такие институты и механизмы нужны для того, чтобы через образовательные инициативы профессионального сообщества, через свободы учащихся граждане могли реализовать свои разнообразные образовательные потребности в каждом регионе и в каждой школе.
Механизм обеспечения образовательных потребностей — социальный контракт, общественно-образовательный договор, заключаемый между гражданами и государством. Это означает переход от системы образования государственного заказа к системе образования общественных потребностей, когда местное сообщество и родители оказываются в роли основных заказчиков устройства системы образования, её управления и содержания образования. Система образования перестаёт быть системой трансляции устаревших стереотипов в области обучения, а становится системой появления новых потребностей.
Наиболее важные аспекты отмеченных проблем:
- Образование органично связано с культурой, для связи системы образования и культуры нужен особый институт
- Образовательная политика — институт обретения целей и предметности в образовании
- Предметность проекта ОП — отношения граждан, организаций и государства
- Гражданский вариант: образовательный договор. - Образовательная Политика — общественная педагогика.
- Образовательный договор — результат переговорного процесса, а не форма предъявления нормы. Сторона, которая принимает решение под давлением — не принимает на себя ответственности. - Проект образовательной политики: система образования как модель гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. - Общественный договор:
- Гражданские образовательные институты (Попечительские советы, Союзы попечителей), муниципальные и государственные органы власти.
- Культурно-образовательные инициативы — отражение общественных потребностей
- Общественный договор в образовании:
- Фигурой ответственности является ребенок. Образование — не услуга, а совместная деятельность. Предмет договора — деятельность сторон по достижению результата.
А.И.Адамский
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005