Объективный опыт человечества
Объективный опыт человечества
совокупность всех элементов духовной и материальной культуры, накопленных человечеством. Анализ элементов культуры, проведенный в интересах разработки классификации методов обучения в педагогике, выявил, что объективный опыт человечества включает в себя четыре группы элементов: накопленные человечеством сведения о природе, человеке, искусстве, технике и технологиях, обществе; опыт практической деятельности; опыт творческой деятельности; опыт оценивания (нравственный, эстетический и эмоциональный опыт). В каждой из четырех упомянутых групп элементов объективного опыта человечества имеются элементы, полученные человечеством не только в результате эмпирического или научного познания. Многие этические проблемы разработаны в литературных и театральных произведениях, полученных в процессах художественного познания. Есть в каждой группе элементов и результаты сокровенного познания. По своей сути, объективный опыт человечества - совокупность результатов всех видов познания, накопленных человечеством и выраженных средствами коммуникации. В упомянутых работах использован термин «объективный социальный опыт». От этого авторского термина нам пришлось отказаться, чтобы: 1) подчеркнуть общечеловеческий характер этого феномена; 2) избавиться от потенциального появления искаженных представлений о том, что этот феномен связан с каким-то определенным обществом; 3) подчеркнуть, что этот феномен содержит не только социальные (общественно-научные) сведения. В традиционной педагогической литературе объективный опыт человечества иногда не упоминают, обозначая то, что под ним понимается, терминами «знание», «знания». При этом и результаты усвоения обозначаются термином «знания», например: «Знания, проверенный общественноисторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий». В первой части этого определения все накопленное в материальной и духовной культуре ограничивается лишь логически проверенной частью. Из определения неясно являются ли знаниями (а значит и потенциальными объектами изучения) произведения искусства, которые не подчиняются законам формальной логики, хотя в тексте статьи говорится о художественных знаниях. В предлагаемой читателю системе терминов проводится четкое различение между объективно существующими сведениями и усвоенными индивидом сведениями, которые становятся знаниями.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы