Нравственное воспитание

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Нравственное воспитание
воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Воспитание нравственное
часть (сторона) процесса воспитания, связанная со становлением нравственной культуры личности, соответствующей моральным нормам и принципам.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Нравственное воспитание
целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Воспитание нравственное
формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Источник: Педагогический словарь

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Воспитание нравственное
целенаправленный процесс формирования у детей внутренней способности быть верным общечеловеческим, нравственным принципам, умения делать выбор поведения с учетом общественных моральных требований и норм.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
представляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирования положительных моральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно- этических свойств и качеств.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
целенаправленный процесс формирования моральных качеств личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения. Основные компоненты, составляющие основу нравственного воспитания: нравственные знания; нравственные отношения, оценки; нравственные переживания; нравственно-волевые устремления; нравственный выбор целей и средств; совершение нравственных поступков; проектирование у самого себя нравственных черт личности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Нравственное воспитание
воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Н.в. вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющий осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Внешним критерием нравственного поведения является выполнение требований общественного мнения; внутренним критерием — совесть — обостренное чувство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, состояние либо нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения совести и нравственных мук.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В социальном смысле воспитание представляет собой деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В педагогическом смысле под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности. Другими словами, воспитание представляет собой процесс формирования широкого спектра качеств, необходимых личности для ее жизнедеятельности. Наряду с основными содержательными компонентами воспитательного процесса, такими как патриотическое, трудовое, правовое, эстетическое, экологическое, экономическое, физическое и др., важнейшее место занимают нравственное воспитание.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Нравственное воспитание
создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности как стержневых и системообразующих. Цель – помочь человеку с малых лет принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно нравственных законам, понимать смысл и ценность нравственных правил, способствовать нравственной зрелости человека, проявлению чувства свободы, способности понимать других и сопереживать им, выражать свое отношение к нравственным проблемам, вырабатывать нравственные мотивы поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, нравственную деятельность и воспитание веры в Творца. Результатом его должна быть нравственная устойчивая личность. Для нравственного воспитания нужна широкая, чистая, всепоглощающая деятельность, чтобы у людей не оставалось места для вражды, зависти и других страстей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле – национальное определяет государственное – сложившаяся система воспитания подрастающего поколения государства на основе национальной идеи, национальной политики, ценностей духовной культуры народов, населяющих эту страну, направленная на формирование национального самосознания, национальной гордости, а также национальной ментальности гражданина своей страны. В узком смысле – сложившаяся на протяжении веков, система воспитания подрастающего поколения определенной нации на основе ценностей ее духовной культуры, традиций, обычаев, направленная на формирование национального самосознания, национальных чувств и ментальности, характерные для определенного этноса (нации). По существу национальное воспитание в узком смысле представляет собой народную педагогику, сложившуюся у конкретного народа (этноса).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Нравственное воспитание
целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественного поведения. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, признаками которой являются глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучения совести, страдания, стыд и сочувствие. Оно характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений в условиях здорового коллектива; сильная воля, способность осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Нравственное воспитание
оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств. Основные направления нравственного воспитания: -вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; -разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы; -стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании; -применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих; -целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; -изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; -использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Источник: Военная педагогика

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение человека с целью формирования у него нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основными задачами В. н. являются: развитие у человека сознательного отношения к общественно необходимым нормам поведения, преобразование моральных принципов в личные убеждения, которые составляют ядро индивидуального сознания, что организует другие его элементы: знания, представления, взгляды, чувства. В системе воспитательных средств особое место занимают сила позитивного примера, моральная оценка поступков, общественное мнение. В процессе В. н. происходит усвоение человеком нравственных норм, регулирующих взаимоотношения в обществе; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование сознания связи с обществом и необходимости согласовывать свои интересы с общественными, устойчивых нравственных чувств (совесть, долг, честь, достоинство, ответственность) и нравственных качеств (доброта, принципиальность, честность, добросовестность и др.) (Етика: навч. посіб. /В. О. Лозовой та ін. – К.: Юрінком Інтер, 2002. – С. 163; Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2.– С. 163–165). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

Нравственное воспитание
социально и педагогически обусловленный процесс развития ребенка как субъекта нравственных отношений, способного разрешать противоречия между общественной моралью и личными интересами путем свободного нравственного выбора, основанного на понимании и добровольном принятии общечеловеческих норм нравственности. Основными функциями нравственного воспитания являются нормативная (ценностно-ориентационная), оценочная, регулятивная, социализирующая. Основные задачи педагога в нравственном воспитании состоят в том, чтобы ввести ребенка в мир нравственных отношений, раскрыть красоту и культурные смыслы моральных ценностей, ориентировать на гуманные, добрые, честные, справедливые отношения и поступки, предложить образцы должного, разумного, благородного поведения, стимулировать внутреннюю работу личности над своими действиями и поступками, помочь воспитаннику сделать правильный моральный выбор. Предметом внимания педагога являются все стороны нравственного облика личности: нравственное сознание, оценки, чувства, отношения, привычки, поступки, поведение, смысложизненные ориентации, нравственные качества, моральные способности, в том числе и способность противостоять аморализму. При этом важно обеспечить нравственную целостность личности, основанную на единстве внутреннего и внешнего, т. е. единстве нравственного сознания (нравственных потребностей, чувств, отношений, убеждений) и поведения (действий, поступков, суждений, оценок), поскольку только целостная личность становится достаточно автономной, независимой от внешних воздействий, способной к нравственной саморегуляции и воздействию на среду.

Источник: Глоссарий по педагогике.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
это развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Анализ категорий морали и нравственного воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и созда ет нравственность личности. Нравственным считается тот, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости. Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства – оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации. Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества; во-вторых, – положительная их оценка, принятие их и стремление следовать им; в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Отдельный аспект (поднаправление) нравственного воспитания
- половое воспитание. Необходимо еще отметить, что с нравственным воспитанием связывают такое понятие как духовность. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж.Ж. Руссо) содержались развернутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия "Н.в.". Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием, иными словами профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н.в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н.в. как своеобразно "повивальное" искусство (Сократ, И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнений и т.д.). Н.в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности не приложима формула "цель оправдывает средства", как нет средств, которые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель. Возникает еще одно противоречие: Н.в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смыс- ла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н.в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки и др.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю гл.о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. "Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами" (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других. Н.в. может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности). Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно. Термин "Н.в." употребляется также в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см.Культура поведения), еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей. См. также Культура поведения, Нравология

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист-с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно-цepковная (Н. в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н. в. как результат освоения науч. знаний, подверженных суду разума); к о м-мунитарная (Н. в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в к-рых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, филос. статус — ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Н. в. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые нравств. -воспитат. программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.
Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные пед. рекомендации и рационально организованные действия, в ходе к-рых достигался бы заранее планируемый нравств. результат, свидетельствует об условности понятия Н. в. Попытки интерпретировать Н. в. как нек-рое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т. д., иными словами, профессионализированную сферу пед. деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.
Воспитат. процесс предполагает наличие воспитателей — людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, к-рая является предметом соответствующих воспитат. усилий. Логично считать, что применительно к Н. в. это должны быть люди, к-рые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличит, особенностей подлинно нравств. человека является осознание им собств. несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравств. принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.
Противоречивы представления об объекте Н. в. В традиц. теории воспитания индивиды подразделяются на две группы — воспитателей и восгштуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внеш. образом, она основывается на личностной автономии; нравств. закон, в отличие от всех др. предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразное «повивальное» иск-во (Сократ, И. Кант).
Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при к-ром действия-средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (напр., чтобы научиться хорошо играть на муз. инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (напр., овладение трудовыми и эстетич. навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Н. в. не укладывается в логику целе-рациональной деятельности. Нравственность не является обычной целью, к-рую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью определенной совокупности конкретных действий; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, к-рая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»; как нет средств, к-рые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель. Возникает еще одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования.
Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых и ответственных за дело Н. в., исключительно важно для понимания механизмов вос-произ-ва нравственности в обществе. По мысли др.-греч. философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, гос-во и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравств. формирующее воздействие на вовлеченных в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во все многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддается целенаправленному воздействию и сознат. контролю гл. обр. в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимуществ, полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несет полную ответственность за собств. нравств. становление и развитие.
Человек может влиять на собств. нравств. развитие через культивирование определенных поступков, поведение, суммирующихся в нравств. черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравств. качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравств. воздействие на др. людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собств. примера. Т. о., поступок является основой нравств. самовоспитания человека, а также гл. каналом, по к-рому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Н. в. может также приобретать крайние, превращенные формы — морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет пед., экон.-хоз. и иные практич. проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Моральная назидательность, как правило, является выражением фактич. беспомощности или прикрытием безнравственности. К морализаторству чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя — к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности к-рых получили такое сильное развитие, что требуются спец. усилия для их прикрытия. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть — насильств. осчастливливание людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных внеш. норм поведения, нравств. значимость к-рых сама по себе не вызывает сомнения. Нравств. предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор возникает в условиях патерналистских отношений, свойствен структурам, тяготеющим к открытому тоталитаризму.
Существует буквальное понимание Н. в. как обучения нравственности, что является не вполне адекватным: обучить нравственности нельзя; Н. в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.
Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении — как обучение нормам обществ. приличия. В этом случае речь идет о диктуемых культурой формах поведения индивида в разл. ситуациях и отношениях — от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ.отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, — нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нем чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что емко именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является ее необходимой и надежной составляющей. Человеку воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. Есть культуры (восточные, в отличие от западных, рыцарская — от мещанской), в к-рых воспитанности (нормам вежливости, этикета) уделяется акценти-рованно большое внимание. В отд. эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (напр., «Домострой» или «Юности честное зерцало» в России), в совр. обществе они более размыты и индивидуализированы.
А. А. Гусейнов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.91 кб

Нравственное воспитание

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматриваются различные подходы к понимаю этического развития ребенка и к его морально-нравственного воспитания.
Читать PDF
246.60 кб

Духовно-нравственное воспитание в школе

Рагузина Л. А., Жуковень Е. Е.
Читать PDF
2.49 мб

Нравственное воспитание старшеклассников

Товарищева Фекла Дмитриевна
Читать PDF
1.19 мб

К. Н. Вентцель о нравственном воспитании

Заварзина Л. Э., Корчагина Д. Ю.
Константин Николаевич Вентцель «пророк свободного образования» посвятил многие свои работы вопросам этики в области образования, указывая на их ключевую роль, считая интеллектуальное и физическое образование вторичными по отношени
Читать PDF
222.60 кб

Духовно-нравственное воспитание курсантов

Павлов Иван Владимирович, Павлова Ирина Ивановна
В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, обществ
Читать PDF
393.04 кб

О профессионально-нравственном воспитании

Кудин Василий Анатольевич
Читать PDF
124.01 кб

Проблемы духовно-нравственного воспитания

Матушкин С.Е.
Читать PDF
189.89 кб

Нравственный идеал как предмет воспитания

Андриянов Евгений Валентинович, Деникин Анатолий Васильевич
Читать PDF
166.00 кб

Проблемы нравственного воспитания педагога

Ячина Н. П., Мухутдинова Т. З., Хазиева Н. Н.
Нравственность – одна из важнейших составных общественного знания, но до сих пор не стала образовательной областью ни в школе, ни в вузе.
Читать PDF
251.24 кб

Духовно-нравственное воспитание школьников

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматриваются духовное и нравственное воспитание школьников, акцентируется внимание на значимости ценностного воспитания.
Читать PDF
144.90 кб

Теории нравственного воспитания школьников

Мурюкина Елена Валентиновна, Бубнова Юлия Алексеевна
В статье рассмотрены основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни и компоненты нравственного развития; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания шко
Читать PDF
701.09 кб

Духовно-нравственное воспитание школьников

Юлдашев М.Б.
В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение.
Читать PDF
257.19 кб

Воспитание нравственной культуры журналиста

Ахмадиев Фарит Вафиевич
Статья затрагивает вопросы адаптации молодого журналиста, воспитания нравственной культуры как необходимого условия развития свободы творчества.
Читать PDF
749.24 кб

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Веремейчук Людмила Николаевна
В статье рассматривается проблема понимания смысла духовного воспитания. Путь к душе ребенка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно-нравственного.
Читать PDF
295.00 кб

Морально-нравственное воспитание дошкольников

Алиева Шахла Гасым Кызы
Мoрально-нравственное воспитание рассматривается как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества.

Похожие термины: