Наглядность

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Наглядность
различные искусственно созданные совокупности кодов для фиксации и передачи информации определенного вида на том или ином материальном носителе.

Источник: Словарь по технологиям обучения

Наглядность
1) свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Наглядность
в пед.) — принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Источник: Педагогический словарь

НАГЛЯДНОСТЬ
Специальные средства языкового и экстралингвистического характера, используемые для контроля и самоконтроля знаний, навыков, умений. В тестах по фонетике, аудированию применяется языковая наглядность (непосредственная демонстрация языка в виде воспринимаемой на слух речи). Неязыковая наглядность, статичная и динамичная (предметно-изобразительная — серии сюжетных картинок, диа-, кино-, телесюжеты, изображение предметов, людей), и графическая (таблицы, схемы, карты, диаграммы и др.), используется как при контроле языковых (лексических и грамматических), так и речевых навыков. См. также невербальный тест.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

НАГЛЯДНОСТЬ
Термин используется в двух значениях: а) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися; б) как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения). Применительно к обучению языку Н. определяется как специально организованный показ языкового материала, предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности. Принято выделять языковую наглядность и неязыковую наглядность. Под языковой Н. подразумевают деятельность, связанную с демонстрацией явлений самого языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер. В зависимости от характера восприятия окружающего мира различают такие виды Н., как зрительная, слуховая, смешанная, мышечно-двигательная, вкусовая, осязательная. На занятиях по языку первостепенная роль отводится Н. зрительной, слуховой, смешанной (зрительно-слуховой). С точки зрения подачи материала бывает Н. статическая и динамическая. Особым видом динамической Н. является ситуативная Н., или Н. речевых поступков. Наконец, Н. может быть внешней наглядностью (обусловлена процессом восприятия окружающего мира) и внутренней наглядностью (базируется на восприятии образов, хранящихся в памяти – слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает использование на занятиях всех видов Н., что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и развитию соответствующих навыков и умений. Наибольший педагогический эффект Н. дает, если сочетается со словом преподавателя, который организует наблюдение учащихся, тренировку и побуждает их к самостоятельной речевой деятельности. Выделяются следующие функции Н. на занятиях по языку: информирующая (средства Н. используются для введения учебной и познавательной информации); контролирующая (средства Н. привлекаются для самоконтроля и контроля за характером формируемых знаний, навыков, умений); семантизирующая (средства Н. помогают при объяснении значений иноязычных слов и грамматических форм); воссоздающая ситуации общения (зрительно-слуховые образы используются в качестве опоры для понимания учащимися воспринимаемого на слух или читаемого текста); стандартизирующая (зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов); стимулирующая высказывание (средства Н. служат опорой при организации речевого высказывания). В работе по ряду методов обучения (прямому, аудиовизуальному, аудиолингвальному) использованию Н. придается решающее значение. В работе по другим методам (сознательно-практическому, коммуникативному) Н. – вспомогательное средство обучения наряду с другими приемами и средствами. Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я. А. Коменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими педагогами.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

НАГЛЯДНОСТЬ
1. свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2. один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление.Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень Н. образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени Н. исходных образов восприятия. Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное познание дает человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов. Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства Н.: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств Н., их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства Н. сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения. — важнейшее средство обучения. Обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ; использованием ярких примеров и жизненных фактов; применением наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. Виды наглядности (по мере возрастания абстрактности) подразделяются следующим образом: 1. естественная - предметы объективной реальности; 2. экспериментальная - опыты, эксперименты; 3. объемная - макеты, фигуры и т.д.; 4. изобразительная - картины, фотографии, рисунки; 5. звукоизобразительная - кино, телевидение; 6. звуковая - магнитофоны; 7. символическая и графическая - графики, карты, схемы, формулы; 8. внутренняя - образы, создаваемые речью педагога. (Соломахо П.Э. Общая и профессиональная педагогика. - М., 2002. -8) См. также Принципы обучения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАГЛЯДНОСТЬ
1) свойство психич. образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения.
При непосредств. воздействии нек-рого объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. Создание такого образа — это решение человеком познават. задачи, в к-ром наряду с ощущением участвуют память и мышление. Н. образа восприятия зависит от того, насколько он привычен и понятен человеку. Воспринимаемый объект обладает свойством чувственности, поскольку он воздействует на органы чувств, но его образ является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысляет объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями, иначе образ восприятия представляется лишь как нагромождение деталей. Если созданный восприятием образ ненагляден, он не вызывает интереса и не запоминается; наглядный образ сохраняется в памяти как образ представления. Н. или ненаглядность образов, возникающих у человека, зависит гл. обр. от индивидуально-психол. особенностей последнего (от уровня развития его познават. способностей, от интересов и склонностей, особенностей мотивац. и эмоциональной сфер). Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познават. деятельности человека.
Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень Н. образов представления может быть различной (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познават. способностей, от его знаний, а также от степени Н. исходных образов восприятия).
Существуют также образы воображения — образы таких объектов, к-рые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Роль таких образов чрезвычайно велика, благодаря им человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий, с тем чтобы выбрать из них наиболее подходящие.
Чувственное познание дает человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, более глубокие по содержанию психич. образы познаваемых объектов.
Н. как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психич. образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Этот принцип был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др. педагогами. Однако пед. мыслители прошлого при формулировке принципа Н. не указывали на различие между образом объекта познания и его наглядно воспринимаемой стороной, а, по существу, отождествляли эти понятия (такая неточность в формулировке принципа Н. сохранилась и в совр. пед. лит-ре).
Учитель может использовать разл. средства Н.: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью к-рых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредств. наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств Н., их вариантов и сравнит, эффективности дает возможность учителю творчески применять средства Н. сообразно поставленной дидактич. задаче, особенностям уч. материала и конкретным условиям обучения. Формы использования учителем речи для создания у учащихся наглядных образов могут быть различны. Это могут быть словесные объяснения без привлечения средств Н. К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать к.-л. средства Н. Здесь важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания учащихся, а также последующая работа над содержанием изложенного уч. материала (пересказ, составление схем, планов и пр.). Словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО). Речь учителя может выполнять след, функции: побуждающую и направляющую наблюдение учащихся; уточняющую направление наблюдений; организующую анализ результатов наблюдения; объясняющую устройство, назначение и функцию наглядных пособий. Целесообразность использования тех или иных средств Н. и техн. средств обучения для создания у учащихся образов изучаемых объектов связана с выявлением роли пособия (ТСО) в решении уч. задач; деятельности, к-рую применение этих пособий вызовет у учащихся, а также соответствия этой деятельности тем действиям, к-рые необходимо выполнить учащемуся для решения уч. задачи. Если такого соответствия нет, то использование Н. не только нецелесообразно, но и вредно.
Лит.: Занков Л. В., Наглядность и активизация уч-ся в обучении, М., 1960; Славин А. В., Наглядный образ в структуре познания, М., 1971; МингазовЭ. Г., Гносеологические основы принципа наглядности обучения, СП, 1975, № 9; Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения уч-ся, М., 1980; Евдокимов В. И., К вопросу об использовании наглядности в школе, СП, 1982, № 3; Ф p и дем а и Л. М., Наглядность и моделирование в обучении, М., 1984. Л. М. Фридман.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.28 кб

Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному г

Дроздова О. А.
В статье раскрываются функциональные возможности и способы использования предметно-образной наглядности при обучении иноязычному ситуативно-обусловленному говорению на младшей ступени.
Читать PDF
248.24 кб

Наглядность и практичность обучения в начертательной геометрии

Замазий О. С.
Рассмотрены наглядность и практичность обучения, формирование отвлеченного мышления и геометрических представлений с помощью наглядных методов и средств, а также развитие абстрактного и конкретно-образных компонентов при изучении
Читать PDF
229.35 кб

Компьютерная наглядность и особенности ее использования на уроках литературы

Александрова Елена Викторовна
В статье рассматриваются особенности применения художественно-изобразительной и графиче-ской компьютерной наглядности на уроках литературы.
Читать PDF
90.47 кб

Наглядность учебного пособия как фактор формирования мотивации высказываний на уроке английского язы

Нарышкина Е. А.
Читать PDF
125.46 кб

Наглядность в обучении математике детей с нарушенным интеллектом

Чебыкин Евгений Васильевич
в статье говорится о средствах обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Описаны виды наглядности, используемые для обучения детей с нарушениями интеллекта.
Читать PDF
355.00 кб

Параграфематическая наглядность в контексте лингводидактики

Митусова Ольга Анатольевна
Принцип наглядности всегда считался важным в дидактике и лингводидактике.
Читать PDF
391.91 кб

Словесно-образная наглядность на уроках математики

Фирстова Наталья Игоревна
Организация заинтересованности учеников в работе, привлечение их внимания, мотивация познавательной деятельности. Комплексное применение заданий вместе с типовыми текстовыми задачами в рамках нестандартных уроков
Читать PDF
79.65 кб

Наглядность как средство обучения на уроках иностранного языка

Балыкова Елена Юрьевна
Одним из резервов интенсификации процесса обучения иностранному языку является использование средств наглядности.
Читать PDF
1.09 мб

Моделирование и наглядность в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов

Аниол Александр Викторович
В статье рассмотрена практика использования знаковых моделей на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Разработан ряд моделей, иллюстрирующих некоторые особенности английской грамматики и сложности перевода.
Читать PDF
656.63 кб

Наглядность и ее функции в обучении

Усольцев Александр Петрович, Шамало Тамара Николаевна
В статье анализируются современные подходы к использованию средств наглядности в обучении с учетом последних достижений в областях педагогики, психологии и нейрофизиологии.
Читать PDF
32.05 мб

Знаково-образная наглядность как средство обобщения и систематизации знаний, умений обучающихся

Карасова Ирина Степановна, Быбина Наталья Николаевна
В статье раскрывается суть наглядности как многомерного понятия, как принципа и средства обучения. Представлены виды содержательно-знаковой наглядности, разные способы их классификации.
Читать PDF
213.38 кб

Тактильная наглядность как средство обучения английскому языку слабовидящих детей

Гулиянц Анна Борисовна, Гулиянц Светлана Борисовна, Некрасова Татьяна Ивановна
В статье раскрывается важность умения учителя создавать и адаптировать тактильную наглядность для обучения английскому языку слабовидящих детей.
Читать PDF
872.70 кб

Наглядность как принцип обучения в истории отечественной педагогики

Гайфутдинов Азат Минабутдинович, Гайфутдинова Татьяна Викторовна
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной перестройки общеобразовательной школы проблеме дидактических принципов, составляющих теоретическую основу процесса обучения.
Читать PDF
517.99 кб

Логика и наглядность: метод обучения чтению и письму по Х. В. Корчинскому

Е. Ю. Ромашина
Введение. В широком диверсифицированном поле педагогической науки и образовательной практики начала XX века до сих пор есть малоизвестные имена деятелей российского просвещения, оставивших значимое научно-методическое наследие.
Читать PDF
812.62 кб

ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В УЧЕБНИКАХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТРАШИХ КЛАССОВ

Течинова Айрана Михаиловна
В данной работе анализируются учебники учебно-методических комплектов по английскому языку для старших классов на предмет реализации графической наглядности в обучении чтению.

Похожие термины:

  • Наглядность в обучении

    дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
  • ЗРИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    Наглядные пособия и предметы окружающей действительности, используемые в качестве средства обучения и рассчитанные на зрительное восприятие. Включает натуральную, художественно-изобразительну
  • РЕЧЕВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    Способ семантизации лексики, раскрытие значения слова в речевой ситуации и в контексте.
  • ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    Вид зрительной наглядности, имеющий место в процессе демонстрации перемещающихся в пространстве предметов и явлений (кино- и видеофильмы, таблицы с подвижными частями и др.). Противоположна стати
  • ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    Вид зрительной наглядности, отражающий явления языка и окружающей действительности в графической форме – в виде таблицы, схемы. В сравнении с таблицей схема отличается большим лаконизмом, в ней ш
  • ЯЗЫКОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    1. Вид наглядности, связанный с непосредственной демонстрацией языка в виде воспринимаемой на слух речи либо ее зрительного отображения. Поскольку на занятиях по языку учащиеся овладевают в перву
  • НАГЛЯДНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

    дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения, изложения, проверки усвоения учебного материала, в оформлении учебных пособий-книг, карт,
  • НЕЯЗЫКОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    То же, что предметно-изобразительная наглядность. Вид наглядности, противопоставляемый языковой (или словесно-речевой) наглядности. Использование Н. н. предусматривает применение на занятиях раз
  • ПРЕДМЕТНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    Способ семантизации лексики: раскрытие значения иностранного слова путем демонстрации предметов, действий, обозначаемых этим словом. П. н. дает возможность создать прямые ассоциации между предме
  • ВНЕШНЯЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    То же, что перцептивная наглядность. Тип наглядности, связанный с непосредственным восприятием иноязычной речи на слух, либо в виде ее графического образа. Ср. внутренняя наглядность.
  • ВНУТРЕННЯЯ НАГЛЯДНОСТЬ

    То же, что мнемоническая наглядность. Вид наглядности, основанный на деятельности памяти и воображения. В. н. в виде образов, представлений помогает обозначить содержание мысли, наметить ее границ
  • НАГЛЯДНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

    дидактический принцип, в соответствии с которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Наглядность в профессиональном обучении обогащает круг пр
  • НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ, СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ

    материальная или знаковая модель, создаваемая для выполнения учебных задач, дающая возможность учащемуся обобщенно представить те предметы и явления, которые отражены в изучаемом учебном матери
  • Принцип наглядности

    в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств обучающегося, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации.
  • СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ

    Наглядные образцы, аудиовизуальные средства (предметы, картинки, кино-, видеосюжеты и т. д.), используемые при тестировании для воссоздания ситуации тестового задания, для стимулирования высказыва
  • Сущность принципа наглядности

    наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показате
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДИДАКТИКИ (принцип наглядности)

    «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – пу