Принцип наглядности

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Принцип наглядности
в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств обучающегося, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации.

Источник: Педагогический глоссарий

Принцип наглядности
принцип, регулирующий соотношение конкретного и абстрактного в учебном процессе, движение от целостного восприятия конкретного к его отражению в абстрактно-логических категориях и от абстрактного снова к мысленно проработанному, познанному конкретному. Требует использования на определенных этапах разного вида наглядности — конкретной (натуральной, образной) и абстрактной (символической, графической — карты, схемы, знаковые системы). Трактовка наглядности как использования демонстраций и иллюстраций недостаточна и неглубока.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
Дидактический принцип, относящийся к числу ведущих принципов. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с П. н. обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Трактовка П. н. восходит к «золотому правилу» Я. А. Коменского («...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами»), идеям и взглядам Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Существует два направления реализации П. н. на занятиях по языку: использование наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, ситуативные картинки и более сложные для восприятия образцы наглядности – кино- и видеофильмы, программы для ЭВМ) помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации о стране изучаемого языка и будущей профессии учащихся.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
196.48 кб

Принцип наглядности в журналистике

Мухаматгалиев Д. Н.
Статья посвящена принципам наглядности в журналистике. Большое внимание уделено философскому анализу отдельных терминов и понятий.
Читать PDF
167.63 кб

Принцип наглядности в журналистике

Мухаматгалиев Дамир Нотфуллович
Рассмотрены принципы наглядности в журналистике. Большое внимание уделено философскому анализу отдельных терминов и понятий.
Читать PDF
307.14 кб

Принцип наглядности в обучении химии

Минченков Е.Е.
Читать PDF
190.65 кб

Развитие принципа наглядности в истории педагогики

Гусейнов Али Зульфигарович, Турчин Геннадий Демьянович
В статье рассматривается эволюция взглядов на принцип наглядности в истории педагогики.
Читать PDF
252.02 кб

Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности

Беляков Алексей Александрович, Буровкина Людмила Александровна
Рассмотрены вопросы истории развития и состояния теории и практики использования наглядности в обучении школьников.
Читать PDF
497.25 кб

Особенности реализации принципа наглядности в балетной педагогике

Фомкин Алексей Викторович
Одним из важнейших педагогических принципов, лежащих в основе обучения, является принцип наглядности. Начало исследованию этого принципа положено выдающимся педагогом Я.А. Коменским, назвавшим его «золотым правилом дидактики».
Читать PDF
3.13 мб

Обеспечение принципа наглядности при изучении графических дисциплин

Тельной Виктор Иванович, Рычкова Анжелика Витальевна
Показана важность использования дидактического принципа наглядности при изучении графических дисциплин. Представлена классификация средств наглядности.
Читать PDF
872.70 кб

Наглядность как принцип обучения в истории отечественной педагогики

Гайфутдинов Азат Минабутдинович, Гайфутдинова Татьяна Викторовна
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной перестройки общеобразовательной школы проблеме дидактических принципов, составляющих теоретическую основу процесса обучения.
Читать PDF
149.36 кб

Электронные презентации как дидактический принцип наглядности в обучении химии

Даценко Вита Васильевна
Читать PDF
1.71 мб

Принцип наглядности и его состояние в свете современных компьютерных технологий

Чернов А.Е.
В работе рассмотрены ключевые моменты развития дидактического принципа наглядности в ис-тории и в теории науки и образования; обозначена актуальная задача теоретического расширения принципа наглядности в свете современных компьюте
Читать PDF
366.96 кб

Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике

Чермит Казбек Довлетмизович, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Бузаров Ким Ибрагимович, Берсиров Батырбий Махмудович
Развитие педагогической науки изменяет свойства, функции и другие характеристики принципов обучения. В данной статье рассматриваются условия трансформации принципа наглядности в принцип визуализации.
Читать PDF
531.53 кб

Принцип наглядности обучения в ракурсе теории духовно ориентированного образования

Власова Татьяна Ивановна
Статья посвящена проблеме наглядности в качестве классического принципа обучения в ракурсе современной теории духовно ориентированного образования. Проведен контент-анализ понятия «наглядность», начиная с XVI века.
Читать PDF
610.33 кб

Применение компьютерных программных средств как средство обеспечения принципа наглядности

Сапарбоев Жамоладдин Юлдашевич
Эта статья посвящается реализации принципа наглядности с применением компьютерных программных средств.
Читать PDF
214.64 кб

Реализация принципа наглядности в ходе занятии с курсантами по тактико-специальной подготовке

Минько Андрей Юрьевич
В статье раскрываются возможности использования средств наглядности при проведении различных видов учебных занятий в процессе тактико-специальной подготовки курсантов; акцентируется внимание на наглядно-образной памяти и особеннос
Читать PDF
409.16 кб

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ХУДОЖНИКОВ

Кошман Ю.И.
В статье раскрывается понятие “digital natives” и важность использования цифровых технологий на занятиях.

Похожие термины:

  • Сущность принципа наглядности

    наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показате
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДИДАКТИКИ (принцип наглядности)

    «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – пу