Надежда
НАДЕЖДА
чувство ожидания радостного, благоприятного или избавления от неблагоприятного,связанное с большей или меньшей степенью уверенности в осуществлении желаемого.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
НАДЕЖДА
вера в осуществимость желаемого. Надежда выражается в таких формах поведения и мышления, которые иллюзорно или реально приближают желаемое: в терпении, в способности стойко переносить невзгоды, в светлом мироощущении.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Надежда
церк.слав. – клад, класть, возлагать) – одна из христианских добродетелей, означающая успокоение души в Боге с уверением, что он непрестанно печется о нашем спасении и дарует за наши старания блаженство. Надежда обретается через веру, молитву, следование учению, изложенному в Нагорной проповеди И. Христа. В жизни человека надежда играет существенную роль в его становлении, обретение которой является важной ступенью его внутреннего развития. Надежда – это те силы, которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь («Надежда уходит последней»), они позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций. Надежда – это также имя святой мученицы, замученной в Риме за дело Христово вместе со своими сестрами – Верой и Любовью и матерью Софией во 2-ом веке после Рождества Христова. В память о них церковь установила праздник Веры, Надежды, Любви и Софии (30 сентября). Надежда – это в философии важнейший модус духовности человека, в психологии – это вид духовных потребностей, поднимающих человека над земным, обыденным. Надежда на лучшее будущее ребенка, также значима в его воспитании, как и вера. Без этого внутреннего отношения к нему его становление и развитие усложнится.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НАДЕЖДА
ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное значение Н. для греческого сознания обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия. Однако из представления об иллюзорности Н. не всегда делался вывод о том, что она является злом. Н. также выступала в роли иллюзии-утешения, которая хотя и не способна отвести удары судьбы, зато способна избавить человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной Н.-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая Н. ведет не к утешению, а к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество перед лицом любых ударов судьбы. Нейтральное значение понятия Н. раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. У хороших и правильно мыслящих людей Н. истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные (Платон). С такой трактовкой связано понимание Н. как ценности - справедливой награды за добродетельную жизнь. В христианстве Н. трактуется исключительно как положительная ценность. Н. - знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности, упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская Н.). В таком качестве Н. рассматривается как одна из добродетелей наряду с верой и милосердной любовью.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
НАДЕЖДА
философско-этическое понятие, выражающее фундаментальную потребность человека в личном и общественном благе. Вопрос, на что и как надеются люди, имеет специфич. культурно-ист. смысл. В одних культурах комплекс переживаний, попадающий под понятие Н., скрыт, в других — актуализирован и даже преобладает в сознании людей. В античной, греко-римской культурной традиции идея Н. практически отсутствует, ибо здесь главенствует идея судьбы, фатальной предопределенности человеческой жизни космич. законами мироздания. Античный человек должен был мужественно принимать удары судьбы. Отсюда одна из установок античности — стремление избавиться от страха и страданий. Идеал безмятежного, бесстрастного состояния, не ведающего страха, страданий, но и Н., у эпикурейцев получил назв. атараксии, у стоиков — апатии. В индо-буддийской культурной традиции будущее, включая жизнь в новом воплощении и освобождение от цепи рождений, определяется усилиями собств. воли человека, поэтому идея Н. не играет здесь большой роли. В исламе, где довлеют идея предоопределения и нормативное регулирование жизни религ. общин, Н., хотя и имеет нек-рую значимость, лишена глубокой личностной окрашенности. В христ. вероучении Н. составляет наряду с верой и любовью триаду осн. человеческих добродетелей и неотделима от идеи свободной воли и ответственности человека за свои поступки. Обладая свободой выбора в действиях, человек либо не всегда уверен в правильности своего поведения, либо осознает его очевидную неправедность, что порождает чувства греховности, вины и как следствие — страха за свою судьбу. Идея Н. понимается как упование на спасение от вечной погибели, даруемое Божьей благодатью при наличии у человека веры и следовании христ. заповедям. Роль Н. в мировоззрении и структуре переживаний личности многократно увеличивается благодаря Иисусу Христу, Богочеловеку, ценой своей жизни искупившему грехи человеческие. Миф о Его воскресении — оплот веры христианина, вдохновляющий его чаяния о блаженстве в загробном мире. Н. означает ориентацию сознания верующего на вечность и абсолютные ценности. Эпоха Возрождения, Реформация и Просвещение привнесли в понимание Н. акцент на роль личных усилий в деле спасения, переориентировали устремления человека с вечности на предвидимое будущее, связывая Н. с идеей прогресса. В традиц. христ. представления о Н. внесли новое видение представители филос. рационализма нового времени. В частности, И. Кант основополагающий вопрос. своего учения: «На что я могу надеяться?» решает посредством рационалистич. постулирования идеи Бога, к-рая наряду с идеями свободы и бессмертия души превращается в нек-рый регулятивный принцип этики.
Рационализм зап. философии вызвал отрицат. реакцию в рус. религ. философии. Вл. Соловьев в учении о богочело-вечестве попытался доказать, что идеалы гуманизма и рационализма, основанные на вере в человека и безграничные возможности его разума, не только иллюзорны, но и опасны, ибо провоцируют человека принять на себя такие творч. функции, к-рые посильны только Богу и чреваты грядущими катастрофами человечества. Н. на ист. прогресс без веры и Бога лишена всяких перспектив. История только тогда может отвечать чаяниям человечества, когда она будет происходить как богочеловеческий процесс, т.е. как движение Бога и человека навстречу друг другу, а точка их встречи будет означать конец истории, выход в сферу метаистории и реализацию всех человеческих надежд.
Глобальный кризис, переживаемый человечеством в 20 в., актуализирует и обостряет в сознании проблему Н., пробуждая чувства ответственности за свои идеи и практич. деятельность у ученых, политиков и граждан. Присутствие в самосознании личности комплекса переживаний, связанных с Н., — показатель не только глубины и богатства личности, но и драматичности ее существования. Н. — чувство, питаемое неопределенностью жизненной ситуации личности, народа, человечества, оно противоречиво сочетает в себе эмоции радостного ожидания, предчувствия счастья и одновременно тревожности, возникающей из опасения упустить или потерять ожидаемое. Н. возникает, когда чаяния человека могут реализоваться лишь с определ. долей вероятности, поэтому она не тождественна полной уверенности, но в ней всегда присутствует элемент неуверенности в будущем, ощущение себя на границе между временным и вечным, бытием и небытием. Н. помогает человеку терпеливо преодолевать трудности и несчастья, служит источником его стремления к жизни и деятельности. С утратой Н. жизнь для личности обесценивается. Нравств. возрождение индивида невозможно без зарождения в нем искры Н. В. Ш. Сабиров.
Рационализм зап. философии вызвал отрицат. реакцию в рус. религ. философии. Вл. Соловьев в учении о богочело-вечестве попытался доказать, что идеалы гуманизма и рационализма, основанные на вере в человека и безграничные возможности его разума, не только иллюзорны, но и опасны, ибо провоцируют человека принять на себя такие творч. функции, к-рые посильны только Богу и чреваты грядущими катастрофами человечества. Н. на ист. прогресс без веры и Бога лишена всяких перспектив. История только тогда может отвечать чаяниям человечества, когда она будет происходить как богочеловеческий процесс, т.е. как движение Бога и человека навстречу друг другу, а точка их встречи будет означать конец истории, выход в сферу метаистории и реализацию всех человеческих надежд.
Глобальный кризис, переживаемый человечеством в 20 в., актуализирует и обостряет в сознании проблему Н., пробуждая чувства ответственности за свои идеи и практич. деятельность у ученых, политиков и граждан. Присутствие в самосознании личности комплекса переживаний, связанных с Н., — показатель не только глубины и богатства личности, но и драматичности ее существования. Н. — чувство, питаемое неопределенностью жизненной ситуации личности, народа, человечества, оно противоречиво сочетает в себе эмоции радостного ожидания, предчувствия счастья и одновременно тревожности, возникающей из опасения упустить или потерять ожидаемое. Н. возникает, когда чаяния человека могут реализоваться лишь с определ. долей вероятности, поэтому она не тождественна полной уверенности, но в ней всегда присутствует элемент неуверенности в будущем, ощущение себя на границе между временным и вечным, бытием и небытием. Н. помогает человеку терпеливо преодолевать трудности и несчастья, служит источником его стремления к жизни и деятельности. С утратой Н. жизнь для личности обесценивается. Нравств. возрождение индивида невозможно без зарождения в нем искры Н. В. Ш. Сабиров.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия