МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
профессиональная способность педагога осмысливать, анализировать, обобщать, оценивать воспитательную практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Педагогическое мышление
это обобщенное и опосредованное отражение в сознании учителя различных проявлений педагогической действительности. Проявляется оно в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать именно явления педагогической действительности, т.е. воспитательные отношения в ситуациях, процессах и системах, и есть показатель педагогического мышления. Его объектом является воспитанник в его связях и отношениях с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие. Традиционное педагогическое мышление характеризуется как механистическое, линейное, упрощенное, монологичное, сориентированное на «верхние эшелоны власти». Новое педагогическое мышление – это гибкое, динамичное, способное к саморазвитию, открытое, критичное мышление педагога.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Мышление педагогическое
психический процесс, благодаря которому педагог вычленяет, анализирует на основе теоретических закономерностей развития педагогического взаимодействия и решает педагогические задачи, анализирует отдельные черты ребенка и связывает их воедино с учетом прогнозирования развития личности, ставит цели, разрабатывает планы и проекты непосредственной практической деятельности. М.п. позволяет использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности и видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть. Профессиональное М.п. — мышление практическое. Особенно важны здесь умение и способность мыслить ассоциативно, умения перекодировать информацию, скорость выполнения интеллектуальных операций, включенность эмоций в протекание мыслительных процессов, логичность мышления. М.п. может быть оценено с точки зрения уровня осмысления педагогом своей деятельности. Высокий уровень М.п. характеризуется тем, что в центре целеполагания — личность учащегося, ее совершенствование. Учебный материал, методы и формы организации Обучения и воспитания осмыслены учителем как средство, в деятельности прослеживается единая линия на развитие детей. При среднем уровне М.п. превалирует одна из сторон главной педагогической цели. Это почти всегда задачи учебные (формировать знания, умения, навыки). Целью может быть либо усвоение материала, либо выполнение самим учителем профессиональных действий («закрепить», «проверить усвоение» и т.п.), либо проведение мероприятий. Оценка успешности работы осуществляется по правильности выбора методов, разработки организационных форм, умений грамотно проанализировать урок и т.п. Низкий уровень М.п. связан с постановкой в центр деятельности конкретных эмпирических приемов и действий. Учитель ориентиру ется чаще всего на внешнее выполнение операций. Цели не ориентированы на личность ученика, разовые, ставятся перед выполнением приемов.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
совокупность познавательных процессов, направленных на решение профессиональных задач руководства развитием человека. Этого рода задачи бесконечно разнообразны и характеризуются спецификой в зависимости от возраста, опыта, общественного положения людей: это и задачи обучения, воспитания детей, и задачи переподготовки профессионалов, оказавшихся безработными, и задачи учебно-воспитательной работы с правонарушителями и т. д. Общая схема решения педагогической задачи в области обучения может быть такой (по Ю. Н. Кулюткину). Общая схема решения педагогической задачи Этапы решения Аналитические процессы Конструктивные процессы Проектирование Ориентация в ситуации и диагностика готовности учащихся к деятельности Постановка педагогической задачи и разработка способов ее решения Реализация Получение оперативной информации об успешности действий учащихся Организация деятельности по решению учебной задачи и ее оперативная регуляция Оценка Анализ достигнутых результатов Определение направления дальнейшей работы Понятно, что задачи возникают и в области воспитания. Если не воспитывать, то лучше и не обучать, поскольку обученный, но не воспитанный человек может больше принести вреда обществу, чем неуч. Наиболее общими чертами педагогического мышления являются следующие:
необходимость оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями не только науки, техники, той или иной профессиональной практики, но также и морали (а в области морали особая логика – она основывается не на категории истины, а на таких «модальных» категориях, как «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «разрешено», «запрещено», «допустимо» и т. п.);
необходимость оперировать знаниями, представлениями о внутреннем мире определенных людей (об их замыслах, побуждениях, намерениях, ходе мыслей, способностях, эмоциональных переживаниях, текущих психических состояниях, процессах самовоспитания, самообучения и т. п.);
необходимость принимать решения по проектированию условий и процесса психического развития определенных людей (персонально), а также проектировать и практически создавать педагогические ситуации (педагог в своем роде и «автор», и «режиссер», и «актер» учебно-воспитательного процесса);
необходимость принимать организационные решения, поскольку педагогическая работа часто происходит «фронтально» при сочетании групповых и индивидуальных форм;
необходимость строить проекты и принимать решения, относящиеся к области педагогического общения, включая многие тонкости этого дела. Существенной чертой педагога является так называемая педагогическая направленность ума, заключающаяся в том, что специалист невольно перерабатывает впечатления о природном, предметном и социальном мире как бы в ответ на вопросы: «А как об этом рассказать учащимся?», «А как довести это до сознания воспитанников?», «В каком месте учебного курса об этом целесообразно сообщить?» и т. п. И это происходит в сознании педагога не только в так называемое «рабочее время», но и на отдыхе, т. е. практически всегда.
необходимость оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями не только науки, техники, той или иной профессиональной практики, но также и морали (а в области морали особая логика – она основывается не на категории истины, а на таких «модальных» категориях, как «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «разрешено», «запрещено», «допустимо» и т. п.);
необходимость оперировать знаниями, представлениями о внутреннем мире определенных людей (об их замыслах, побуждениях, намерениях, ходе мыслей, способностях, эмоциональных переживаниях, текущих психических состояниях, процессах самовоспитания, самообучения и т. п.);
необходимость принимать решения по проектированию условий и процесса психического развития определенных людей (персонально), а также проектировать и практически создавать педагогические ситуации (педагог в своем роде и «автор», и «режиссер», и «актер» учебно-воспитательного процесса);
необходимость принимать организационные решения, поскольку педагогическая работа часто происходит «фронтально» при сочетании групповых и индивидуальных форм;
необходимость строить проекты и принимать решения, относящиеся к области педагогического общения, включая многие тонкости этого дела. Существенной чертой педагога является так называемая педагогическая направленность ума, заключающаяся в том, что специалист невольно перерабатывает впечатления о природном, предметном и социальном мире как бы в ответ на вопросы: «А как об этом рассказать учащимся?», «А как довести это до сознания воспитанников?», «В каком месте учебного курса об этом целесообразно сообщить?» и т. п. И это происходит в сознании педагога не только в так называемое «рабочее время», но и на отдыхе, т. е. практически всегда.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005