МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
англ. marketing, от market — рынок, сбыт) — процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам. Включает мониторинг и анализ рынка образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечивать им конкурентоспособность.
Источник: Педагогический словарь
Маркетинг образовательных услуг
Marketing of Education) — 1) вид деятельности ОУ, направленный на изучение и удовлетворение нужд и потребностей потребителей, призванный ориентировать образовательные программы ОУ на подготовку специалистов, пользующихся спросом на рынке труда; 2) система управления образовательной, учебнопроизводственной и сбытовой деятельностью ОУ, выявляющая потребности в образовательных программах и других образовательных услугах, продукции и видах работы и обеспечивающая их реализацию с целью получения максимальной прибыли. Применительно к Болонскому процессу — это прежде всего изучение потребностей работодателей с целью модернизации учебных программ и в конечном итоге — трудоустройства выпускников. Менеджмент — скоординированная деятельность по руководству и управлению ОУ.
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
реализует универсальные функции маркетинга, характеризуется спецификой форм и методов через два основных подхода. два основных подхода. Первый подход (общемаркетинговые решения, создание устойчивой позитивной репутации (имиджа) вуза и поддержание его фирменной марки (бренда). Достижение этих целей является основой установления и поддержания атмосферы доверия с обучающимися студентами и будущими абитуриентами, а также общественностью в целом. При этом учебным заведением не ставится задача как-то «скрасить», «смягчить» такие особенности образовательных услуг, как их нематериальность и неосязаемость. Основные решения связаны с разработкой продукта (формирование конкурентоспособной системы образовательных услуг) и коммуникационной политикой (реклама, личные продажи, стимулирование продаж, связи с общественностью). Второй подход (специфические маркетинговые решения, элиминирующие особенности образовательных услуг) основан на понимании образовательных услуг как традиционного товара, характеризуемого осязаемостью, овеществленностью, материальностью, и направлен на использование тех маркетинговых подходов и решений, которые применяются на рынках материальных благ. Основные решения: развитие и презентация материально-технической базы, разработка и развитие собственного фирменного стиля, символики и геральдики; создание системы прочных позитивных ассоциаций образовательных услуг с осязаемыми материальными объектами за счет средств коммуникационной политики («материализация» и продвижение слоганов типа «Образование. Интеллигентность. Культура» и др.).(Тимошенков И. В. Система образования в зеркале экономической науки [Электронный ресурс] : монография / И. В. Тимошенков. – Xарьков : Изд-во НУА, 2005. – Режим доступа: http://dspace.nua.kharkov.ua/jspui/ handle/123456789/58; Глоссарий современного образования / Нар. укр. акад. ; под общ. ред. Е. Ю. Усик [сост.: Астахова В. И. и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп.– Харьков : Изд-во НУА, 2014. – С. 214). Л. И. Комир
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017