Куррикула

Найдено 1 определение
Куррикула
[ < лат. currikulit – букв. беговая дорожка] – специфическая программа учебного курса, определяющая не только общие цели и главные направления, но и последовательность операций преподавания и учения, ведущих к достижению поставленных целей, а также способы контроля и оценки результатов обучения. При разработке куррикулы дается ответ на ряд взаимосвязанных вопросов: кто обучается (адресат), для чего ведется преподавание (цели), чему обучать (содержание), с помощью чего преподавать (средства), кто преподает (личность учителя), насколько эффективно обучение (контроль и оценка). Как следует из теории куррикулы, частные цели обучения не могут быть непосредственно выведены из главных целей. Подцели должны взвешиваться: недостаточно, чтобы они способствовали реализации главной цели, необходимо, чтобы без них она стала вообще недостижимой. Формулировки подцелей отражают все те вопросы, которые ставит куррикула, намечая ответы на них: структуру учебного курса как системы знаний и деятельности по их получению и применению, мотивы и потребности школьников разного возраста, познавательные возможности учащихся, оборудование и организацию процесса обучения в разное время года, внутри – и межпредметные связи, целостность учебно-воспитательного процесса. Множество подцелей требует их классификации, таксономии, выстраивания в определенную систему. Для построения содержания учебного курса необходима систематизация ведущих научных идей и концепций, дисциплин, областей междисциплинарного синтеза, познавательных и практических умений, установок. Формируется совокупность познавательных умений по степени возрастания их сложности: наблюдение (без регистрации значений), абстрагирование (перенос абстрактных структур в новые условия и отношения), систематизация (классификация), дедукция, установление связи между формами и функциями, решение проблем (узнавание проблем, выдвижение гипотез, выведение из них следствий, поиск путей эмпирической проверки, соотнесение ее результатов с гипотезой). В качестве подцелей, получающих воплощение в содержании обучения, рассматриваются и умения практического характера: составление и чтение диаграмм, добыча информации, установление отношений к окружающей среде, овладение языком науки, приемами обращения с живыми системами и техническими устройствами. Немаловажное значение придается и таким подцелям, которые выражают установки школьников: активность, готовность к сотрудничеству, решительность, терпимость к альтернативным мнениям, готовность к обучению и переобучению, искренность, самокритичность. Не самой сильной стороной куррикулярного подхода является (по Б.Д. Комиссарову) рядоположение целей и средств. При разработке содержания учебного процесса учителю и ученику приходится отделять основное от дополнительного – в связи с определенными целями и выбранными средствами, а также с необходимостью для ученика освоить и закрепить предъявляемый материал. Степень различия между осваиваемым и закрепляемым является критерием целесообразности основного и факультативного курсов. А чтобы «насытить» оптимальным содержанием отдельные учебные курсы, учителю необходимо еще проанализировать связи соответствующих им областей научных знаний с уровнем культуры, который осваивается учеником на определенном этапе обучения.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
419.59 кб

Онтологический подход анализа и создания куррикул по перспективным направлениям подготовки ИТ-специа

Дацун Наталья Николаевна, Уразаева Лилия Юсуповна
ИТ-направление подготовки «Вычислительная наука» является востребованным, но не имеет унифицированного учебного плана, одобренного ИТ-сообществом.
Читать PDF
236.41 кб

Менеджмент модернизации школьного куррикулума

Погольша Лилия
В статье представлены этапы и формы менеджмента модернизации школьного куррикулума, а также стратегии и формы его контроля и оценивания; отражены факторы внутреннего и внешнего характера, определяющие ход модернизации куррикулума
Читать PDF
276.17 кб

Куррикулумная стандартизация ИТ-образования на современном этапе

Сухомлин Владимир Александрович, Зубарева Елена Васильевна
Данная статья является очередной в серии статей авторов, в которых они продолжают отслеживать и анализировать современное состояние и новые тенденции в деятельности ведущих международных организаций ACM и IEEE по разработке образо
Читать PDF
434.99 кб

Куррикулумная парадигма - методическая основа современного образования

Сухомлин Владимир Александрович, Зубарева Елена Васильевна
В статье приводится анализ концепции и современного состояния системы международных стандартов образовательных программ в области ИТ, разработанных на основе куррикулумного подхода.

Похожие термины:

  • Куррикулум

    (программа образования) – это рамочный документ концептуального характера, определяющий результаты обучения и стандарты содержания в области общего образования, предметы, предусмотренные для к
  • КУРРИКУЛУМ (ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ)

    рамочный документ концептуального характера, определяющий результаты обучения и стандарты содержания в области общего образования, предметы, предусмотренные для каждого этапа общего образован
  • ТЕОРИЯ КУРРИКУЛУМА

    движение в зарубежной педагогике, посвященное развитию содержания образования. Возникло в начале XX веке. К концу 70-х гг. существовало более 30 подходов и определений куррикулума: от самых широких д