Куррикула
Куррикула
[ < лат. currikulit – букв. беговая дорожка] – специфическая программа учебного курса, определяющая не только общие цели и главные направления, но и последовательность операций преподавания и учения, ведущих к достижению поставленных целей, а также способы контроля и оценки результатов обучения. При разработке куррикулы дается ответ на ряд взаимосвязанных вопросов: кто обучается (адресат), для чего ведется преподавание (цели), чему обучать (содержание), с помощью чего преподавать (средства), кто преподает (личность учителя), насколько эффективно обучение (контроль и оценка). Как следует из теории куррикулы, частные цели обучения не могут быть непосредственно выведены из главных целей. Подцели должны взвешиваться: недостаточно, чтобы они способствовали реализации главной цели, необходимо, чтобы без них она стала вообще недостижимой. Формулировки подцелей отражают все те вопросы, которые ставит куррикула, намечая ответы на них: структуру учебного курса как системы знаний и деятельности по их получению и применению, мотивы и потребности школьников разного возраста, познавательные возможности учащихся, оборудование и организацию процесса обучения в разное время года, внутри – и межпредметные связи, целостность учебно-воспитательного процесса. Множество подцелей требует их классификации, таксономии, выстраивания в определенную систему. Для построения содержания учебного курса необходима систематизация ведущих научных идей и концепций, дисциплин, областей междисциплинарного синтеза, познавательных и практических умений, установок. Формируется совокупность познавательных умений по степени возрастания их сложности: наблюдение (без регистрации значений), абстрагирование (перенос абстрактных структур в новые условия и отношения), систематизация (классификация), дедукция, установление связи между формами и функциями, решение проблем (узнавание проблем, выдвижение гипотез, выведение из них следствий, поиск путей эмпирической проверки, соотнесение ее результатов с гипотезой). В качестве подцелей, получающих воплощение в содержании обучения, рассматриваются и умения практического характера: составление и чтение диаграмм, добыча информации, установление отношений к окружающей среде, овладение языком науки, приемами обращения с живыми системами и техническими устройствами. Немаловажное значение придается и таким подцелям, которые выражают установки школьников: активность, готовность к сотрудничеству, решительность, терпимость к альтернативным мнениям, готовность к обучению и переобучению, искренность, самокритичность. Не самой сильной стороной куррикулярного подхода является (по Б.Д. Комиссарову) рядоположение целей и средств. При разработке содержания учебного процесса учителю и ученику приходится отделять основное от дополнительного – в связи с определенными целями и выбранными средствами, а также с необходимостью для ученика освоить и закрепить предъявляемый материал. Степень различия между осваиваемым и закрепляемым является критерием целесообразности основного и факультативного курсов. А чтобы «насытить» оптимальным содержанием отдельные учебные курсы, учителю необходимо еще проанализировать связи соответствующих им областей научных знаний с уровнем культуры, который осваивается учеником на определенном этапе обучения.