шланг подвода воздуха к пневматической тормозной системе прицепного вагона трамвая, расположенной на его задней стенке. Кататься на «колбасе» (точнее, на соединительной штанге, лишь держась руками за шланг-«колбасу») – распространенное развлечение мальчишек крупных городов первой половины ХХ века.
О Ленинграде в 1920-е гг.: «Распространенным развлечением «уличных мальчишек» было катание на трамвайной «колбасе», то есть шланге подвода воздуха к пневматической тормозной системе прицепного вагона, расположенной на его задней стенке» (Поздняков, 1994, 291).
О 1920-х – 1930-х гг.: «…Когда, наконец, трамвай показался, Павлик попробовал было втиснуться в вагон, да где там! Тогда его осенила отчаянная мысль: прицепиться сзади на “колбасу”. Так он и сделал… Трамвай проходил мимо школы, и Павлик услышал приветственные возгласы своих товарищей. “Смотрите! Смотрите! Павлик на колбасе едет! А-га-га! Ура!”» (Мавр [1934] 1956, 27).
О начале 1930-х гг.: «К семнадцатой школе / Примчался трамвай. / Взобрался на буфер / Блинов Николай. / Трамвай – по проспекту. / Трамвай – по шоссе, / А он на трамвайной / Висит колбасе… / У самого дома / Тряхнуло трамвай, – / Сорвался с трамвая / Блинов Николай... / Но только, пожалуйста, / Помните все: / Кататься не следует / На колбасе» (Маршак, [1935] 1968–1, 371–373).
О 1930-х гг.: «Мальчишка ехал у трамвая на хвосте, там была такая штуковина, железная, что ли. На ней всегда бесплатно ездили мальчишки, куда и сколько хотели, называлась она – “колбаса”. Новые усовершенствованные трамваи были без колбасы, и мы сердились на взрослых, что они не подумали о мальчишках, и лишили их такого вида транспорта» (Александрова, [1970-е] 1992).
О 1930-х гг. в Москве: «На задке вагона, помимо торчащего буфера, висел конец тормозного шланга, поуличному – колбаса. Езда на буфере или на колбасе была любимым спортом московских сорванцов. Сегодня [начало 1990-х гг.] это можно делать с тем же успехом, но я давно “буферщиков” не вижу» (Федосюк, 2004, 57).
О Симферополе 1941 года: «В первый класс я пошел, как уже было упомянуто, в первую военную осень… От дома до школы я и мои сорванцы-товарищи добирались на трамвае, но не в его салоне, а “на колбасе” – так называлась изогнутая железная балка, торчащая сзади вагона. Если “колбаса” была занята, то мы ехали “на подножке”, а на промежуточных остановках соскакивали с нее, чтобы, дождавшись момента, когда трамвай тронется, вновь вскочить "на подножку" и висеть, ухватившись за поручни» (Шем, 2000).
О конце 1940-х гг.: «Трамваи стали для пацанов бесплатным аттракционом. “Айда покатаемся!” – они прыгали на подножки на ходу, хватаясь за поручни; ехали с грохотом и звоном, спрыгивали на скорости и поджидали следующий. Кондукторы их ненавидели. Сейчас-то понятно, что не за убыток в тридцать копеек – шею ведь можно свернуть. Самое замечательное – трястись сзади на “колбасе”, там ты один. А зимой возьми длинный железный крюк и гоняй себе на коньках за трамваем, цепляясь за поручень» (Иванов, 1985, 96).
О Ленинграде конца 1940-х – начала 1950-х гг.: «Ещё во всем чувствовалась недавно окончившаяся война. Город был разбит, изуродован блокадой. …Из всех видов транспорта [Серёга] предпочитал трамвайную “колбасу”. Да, я совсем забыл, что нынешние ребята не знают, что это такое. Во времена нашего детства у… трамваев… изпод вагона торчала штанга, которая скрепляла вагоны между собой. И поскольку у последнего вагона к ней ничего не крепилось, мы пользовались ею для бесплатного проезда, что очень не одобряли наши родители, учителя и милиционеры. И в самом деле, со штанги было очень легко сорваться. Спасала трамвайная “колбаса” – толстая резиновая кишка с проводами, что свисала из задней стенки вагона. За неё можно было уцепиться мёртвой хваткой и катить через весь город – и бесплатно, и на свежем воздухе» (Алмазов, 1989, 5–6).
О конце 1950-х гг.: «Я помню время, когда… мама, провожая в школу, говорила мне: “Не катайся на “колбасе”! Ещё раз узнаю – отцу скажу. Выпорет!”» (Туинов, 1985, 27). См. также: «Колбасник».