ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
Совокупность знаний об окружающем человека мире, запечатленных в языковой форме. Отраженные в языке представления данного языкового коллектива о строении, элементах и процессах действительности. Картина мира как центральное понятие концепции человека, выражающее специфику его бытия, представляет собой целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной жизни человека. Отражение же этого мира в единицах языка и текстах, создаваемых с помощью средств языка, и образует Я. к. м.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
совокупность представлений о мире, содержащихся в словарном составе и в семантике грамматических категорий языка. «Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире» [Серебренников 1988: 11]. Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как и сам человек. Но предметом научно-философского рассмотрения он стал лишь с конца XIX в. На рубеже веков появилось понятие физической картины мира (Г. Герц, М. Планк, А. Эйнштейн). Планк трактовал этот термин как образ мира, формируемый физической наукой и отражающий реальные закономерности природы. Он различал практическую картину мира (целостное представление человека об окружающем мире) и научную картину (модель реального мира, лишь приблизительно адекватно воссоздающуюся в результате познания) [Серебренников 1988: 13]. Эйнштейн говорил о картинах мира, создаваемых художниками, поэтами, философами, естествоиспытателями. В настоящее время типология картин мира включает общенаучную и частнонаучные (химическую, биологическую, физическую, техническую, экологическую и т.д.), мифическую, художественную, религиозную и атеистическую, «цивилизованную» и архаическую, здорового человека и больного (в т.ч. психически), взрослого и ребёнка и мн.др. Речь может идти об универсальной общечеловеческой, национальной или личной картине мира. Любая картина мира не есть зеркальное отражение того или иного фрагмента, аспекта действительности, но всегда включает интерпретационную составляющую: ценностно-характеризующие компоненты.
Разработка понятия Я.к.м. в лингвистике связана с антропоцентрическим принципом в теории языка и в практике исследований. В центре внимания оказывается решение двух взаимосвязанных задач: определение того, как человек влияет на язык и как язык влияет на человека, его мышление, культуру. Первое связано с тем, что многие свойства языка оказываются обусловленными психическими, физиологическими, психофизиологическими особенностями человека как существа биологического и социального. Опосредованное влияние оказывает и идеология, в т.ч. языковая. Второе — признание того, что «мир предстаёт перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а значит, в основном — языковой системой, хранящейся в нашем сознании» [Уорф 1960].
В лингвистике, в т.ч. в специальной научной дисциплине Лингвокультурологии (см.), чаще всего выделяют концептуальную (научную) и языковую картины мира. Согласно Б.А. Серебренникову, концептуальная картина, или модель мира, шире и богаче языковой, поскольку в её создании участвуют разные типы мышления, в т.ч. и невербальные: единицами мыслительной деятельности выступают и образы, схемы, представления. Внутри концептуальной картины мира сосуществуют области, более и менее подверженные языковому влиянию. Поэтому о разных картинах мира можно говорить лишь условно.
Ядро Я.к.м. образует «наивная картина мира» — относительно постоянная, медленно изменяющаяся. Это продукт первичного знакообразования в каждом языке. Оно носит характер наивного, в т.ч. антропоморфного: обозначение элементов мира через аналогии с человеком (подошва горы, обочина дороги, жерло вулкана, горлышко бутылки)и зооморфного представления о мире природы и человека (ласковые обращения киса и зайка или, напротив, грубые стереотипы сравнений человека с животными: свинья, осёл, крыса). В этом смысле говорят о наивной биологии, наивной геометрии, физике и т.д. Фрагмент наивной картины мира — совокупность наивных, донаучных представлений и о самом языке; сам феномен метонимически назван по самому активному органу производства речи [Арутюнова 2000]. Научная картина мира не зависит от языка, отражает достигнутый в данное время уровень познания. Она строится сознательно, целенаправленно, стремится к объективности, логичности, представлена в терминологии, дефинициях, системе доказательств.
Результаты познавательной деятельности выражаются прежде всего в процессах категоризации и концептуализации. Категоризация — это расчленение реальности посредством деления всего онтологического пространства на различные категориальные области, следовательно, — структурирование мира [Маслова 2001: 31]. Концептуализация — «один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей информации, которое приводит к образованию определённых представлений о мире в форме концептов как фиксированных в сознании смыслов» [Скорнякова 2008: 9]. Есть непосредственная связь между структурой мира и структурой языка. Нагляднее всего это демонстрирует лексико-грамматическая категория частей речи. Имя сущ. представляет в языке предметы, вещи; глагол — свойства становления, движения, изменчивости; предлоги и союзы — отношения, связи и т.д. Предметам свойственны параметры единичности и множественности. Их передаёт категория числа имени сущ. Время как свойство материи находит выражение в категории времени глагола.
Оперативным механизмом представления мира в мыслительной деятельности выступает концептуализация, а в языкотворческой — семантизация (процесс «оязыковления» элементов опыта, познания). Каждый язык развивает свои принципы семантизации. Языковое деление не всегда совпадает с естественной сегментацией в природе, с концептуально-научными представлениями, иногда и противоречит им (чернила не обязательно чёрные, а бельё — белое; каждый школьник знает, что атом делим, хотя буквальное значение греческого слова — «неделимое»). Характерная черта семантизации — представление ненаблюдаемых абстрактных сущностей (времени, эмоциональных состояний, чувств, мышления, познания, социальных явлений) в терминах конкретных, физических предметов и их свойств. Напр.: бесплодная идея, пустые слова, стройная теория; время ползёт/летит/мчится; горе сушит; ставить/поднимать вопрос, проблему; в голову приходит мысль/лезут мысли.
Такое представление идеального — результат процессов метафоризации и метонимизации. Речь идёт не о художественных, поэтических приёмах, а о концептуальной метафоре и концептуальной метонимии как способах языкового представления уже добытых знаний и добывания новых. Сегодня доказана принципиальная встроенность Метафоры (см.) и Метонимии (см.) в практическое и научное, а не только художественное познание мира.
Направление антропоцентричных исследований, связанных с понятиями картин мира, категоризацией и концептуализацией, ролью метафоры и метонимии в познании мира и его языкового осмысления, получило в философии название концептуального анализа. «Концептуальный анализ позволяет сказать человеку о нём самом то, что он не может узнать о себе ни из какого другого источника» [Рябцева 2005: 58]. Самобытность национально-языковой картины мира вырисовывается через сравнительный анализ концептов, отдельных фрагментов Я.к.м. на материале разных языков.
Лит.: Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке: сб. ст. М., 2000; Васильева В.Ф. Языковая картина мира: миф и реальность (полемические заметки // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2009. № 3; Картины русского мира: образы языка в дискурсах и текстах. Томск, 2009; Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001; Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета : учеб. пособие. М., 2010; Рамишвили Г.В. К проблеме «уникальности» человеческого языка // ФН. 1980. № 2; Рябцева Н.К. Концептуальный анализ и языковая картина мира: антропоцентричность языка и воплощённых в нём знаний // Язык и естественный интеллект. М., 2005; Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. М., 1988; Скорнякова P.M. Принципы моделирования языковой картины мира. Томск, 2008; Шмелёв А.Д. Русская языковая модель мира: Мат-лы к словарю. М., 2002.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
263.38 кб

Языковая картина мира в концепции И. Г. Гердера

Лобанова Л.П.
Понимание языка как своеобразной картины мира, являющееся одним из фундаментальных положений гумбольдтианской философии языка, было впервые отчетливо сформулировано в трудах И.Г. Гердера.
Читать PDF
157.71 кб

Изучение языковой картины мира методом диалогизации

Л. П. Сычугова
Читать PDF
367.19 кб

Языковая и жизненная картины мира в гуманитаристике

Кийченко Кирилл Игоревич
В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жизненного опыта и теоретического освоения действительности.
Читать PDF
176.74 кб

Конструирование культурных миров и языковая картина мира.

Суворова Палема Егоровна
В статье на материале стихотворных текстов 20 ? конца 50-х годов ХХ века показывается взаимосвязь культурной и языковой картины мира, динамика которых обусловлена реальной действительностью.
Читать PDF
303.56 кб

"еда" как фрагмент русской и французской языковой картины мира

Барилова Елена Эрнстовна
В данной статье рассматриваются культурологические и лингвистические аспекты концепта "еда". Несмотря на то, что данный концепт является универсальным, он по-разному репрезентирован в русской и французской языковых картинах мира.
Читать PDF
593.60 кб

Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта

Моисеева Елена Михайловна
Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения.
Читать PDF
380.42 кб

Инаковость как отстраивание себя в пространстве языковой картины мира

Аполлонов Иван Александрович, Пархоменко Елена Владимировна
Составляющая фундаментальную часть человеческого опыта проблема инаковости исследуется в статье в рамках философского дискурса.
Читать PDF
1,013.63 кб

Текстоориентированный подход и его связь с русской языковой картиной мира

Гапеенко В.П.
В настоящий момент текстоориентированный подход как основной способ организации учебного процесса помогает обучающимся не только в формировании важных компетенций, но и в постижении исторических, этнических, духовных и лингвистиче
Читать PDF
1.71 мб

Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника

Дёмышева Алина Станиславовна
Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании младшего школьника. Рассматривается возможность реализации концептуального подхода языковом образовании младшего школьника.
Читать PDF
1.11 мб

Оппозиция «Война - мир» в языковой картине мира (на материале башкирской прозы)

Самситова Луиза Хамзиновна
Читать PDF
241.13 кб

Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира

Сычева Марина Павловна
В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая расширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции.
Читать PDF
487.02 кб

Геополитическое миссионерство и этноконфессионализм японской языковой картины мира

Гуревич Татьяна Михайловна
Рассматривается вопрос о языковой реализации геополитического миссионерства в условиях японского синто-буддийского синкретизма.
Читать PDF
346.16 кб

Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности

Домахина Надежда Михайловна
В статье рассматривается специфика восприятия музейного пространства, его эстетика и содержание.
Читать PDF
916.88 кб

Особенности языковой картины мира преподавателя вуза: данные ассоциативного эксперимента

Яковлев Андрей Александрович, Телешева София Вячеславовна
С целью изучения особенностей языковой картины мира преподавателя вуза и его отношения к окружающей действительности был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди преподавателей Сибирского Федерального университета (г.
Читать PDF
292.56 кб

Методика предельных смыслов в изучении языковой картины мира пациента с невротической депрессией

Носачев Г. Н., Краснов А. Н., Смирнова Д. А., Слоева Е. А., Кувшинова Н. Ю.
В статье обсуждается вопрос исследования языковой картины мира на уровне смыслов и мировоззренческих позиций у пограничных депрессивных пациентов. Структура и содержание уровня изучены с помощью методики предельных смыслов.