ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
(от лат. lingua – язык + культура + ...логия). Комплексная научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимовлияние культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания. Сложилась в конце 60-х – начале 70-х гг. с целью обеспечения научных основ введения и активизации данных о стране и культуре изучаемого языка. Объектом Л. является исследование взаимосвязи и взаимодействия культуры и языка в процессе их функционирования, а предметом – материальная и духовная культура в ее существовании и функционировании, созданная человеком, т. е. все то, что составляет языковую картину мира. Находится в кругу смежных наук: социолингвистики, этнолингвистики, лингвострановедения, культурологии. В то же время Л. в силу своей интегративности и устремленности к выводам лингво- и этнокультурного характера, по мнению одного из ее создателей (Воробьев, 1997), способна более четко, чем другие фундаментальные науки, изучающие язык и культуру в их взаимодействии, обозначить общее направление исследований: человек как языковая личность, язык как воплощение культурных ценностей, культура как наивысший уровень языка и др. В число объектов исследования включаются также речевое поведение, взаимодействие религии и языка, речевой этикет и текст как единица культуры. Л. в этой связи предлагается рассматривать как теоретическую научную дисциплину, изучающую взаимодействие языка и культуры, в то время как лингвострановедение трактовать как учебную практическую дисциплину. Однако среди методистов и лингвистов нет единого мнения о существовании принципиальных различий между названными дисциплинами (Гудков, 2000; Маслова, 1997).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
область языкознания, исследующая взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры на основе принципа антропоцентризма. В особую научную дисциплину оформилась в 90-е гг. XX в. на стыке языкознания и культурологии. Ключевая идея — теснейшая связь языка с материальной и духовной культурой человечества, причём культурой национально-этнической. Язык «прорастает» в культуру (В.А. Маслова); язык есть одновременно и продукт культуры, и её важная составная часть, и условие существования культуры (К. Леви-Стросс). Язык не просто выражает полученные по чувственным и ментальным каналам представления о мире, но формирует у носителей каждого этноса особое видение мира, образуя, согласно В. фон Гумбольдту и его последователям, третий, промежуточный мир (между миром реальности и миром сознания индивида), — ту среду, в которой и протекает вся жизнедеятельность человека. В словарном запасе, в семантике грамматических форм зафиксированы и хранятся, передаются из поколения в поколения все знания о мире.
В Л. сформировалась идея, согласно которой язык представляет собой этнически специфический культурный код нации. Расшифровать этот код, исследовать и описать принципы его организации, вычленить основные понятия, правила, закономерности, условия и методику декодирования и составляет задачи Л. Сущность этого понятия в обобщённо-метафорической форме можно передать словами Г.Д. Гачева как то, «какой «сеткой координат» данный народ улавливает мир и, соответственно, какой космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропорядок) выстраивается перед его очами и реализуется в его стиле существования, отражается в произведениях искусства и теориях науки. Этот особый «поворот", в котором предстаёт бытие данному народу, — и составляет национальный образ мира» [Гачев 1998: 14].
Основной единицей Л. называют лингвокультурему. «Обозначающим культуремы является языковой знак <...>, а обозначаемым — именуемая реалия: номинируемый фрагмент действительности, предмет или ситуация <...>, всё то, что относится к культуре...» [Алефиренко 2010: 128] или концепт — вербализованный (оязыковлённый) культурный смысл [Воркачёв 2005: 76]. Важнейшая задача Л. — исследование Языковой картины мира (см.). Для решения своих задач Л. имеет специфический исследовательский инструментарий — методы и приёмы [Хроленко 2005: 133—170].
Разрабатывается лингвокультурологическая концепция обучения родному и иностранным языкам. Лингвокультурологическая компетенция языковой личности включает «осознание языка как феномена культуры, знание исторической среды, национальной специфики языковой картины мира, национально-культурного компонента значения языковых единиц» [Замалетдинов 2004: 161].
Лит.: Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. М., 2010; Воркачёв С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // ФН. № 4. 2005; Воробьёв В.В. Лингвокультурология: монография. М., 2008; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1998; Замалетдинов P.P. Лингвокультурология и проблемы преподавания лингвистических дисциплин (в условиях дву- и многоязычия // Вопросы филологии. 2004. № 2 (17); Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001; Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: учеб. пособие. М., 2008; Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М., 2008; Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учеб. пособие. М., 2005.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.94 кб

Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: к вопросу о понятийном аппарате дисциплин

Лысакова И. П.
Лингвокультурология и межкультурная коммуникация за десять лет, прошедшие после их выделения из лингвострановедения, стали двумя самостоятельными дисциплинами с собственным понятийным аппаратом.
Читать PDF
373.99 кб

Лингвокультурология как средство в реализации воспитательной и практической целей обучения русскому

Йоксимович В.Д.
Статья посвящена лингвокультурологическому направлению в преподавании русского языка как иностранного (РКИ).
Читать PDF
288.04 кб

Лингвокультурология: учебно-методическое обеспечение курса

Никитина Л.Б., Щербакова Н.Н.
В статье представлена рецензия на учебное пособие Н. В. Орловой «Лингвокультурология» для студентов гуманитарных специальностей (Омск, 2014).
Читать PDF
769.46 кб

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ - КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЖДОГО НАРОДА

Адилова Фотима Мухаммаданасовна
В статье подчёркивается роль изучения иностранного языка в системе непрерывного образования. Такой подход позволяет Узбекистану выйти на мировой уровень.
Читать PDF
315.82 кб

О нагруженности теста национально-русскими реалиями (ТРКИ сточки зрения лингвокультурологии)

Суцзюань У.
В статье обосновывается необходимость нагруженности национально-русскими реалиями в тестах по русскому языку как иностранному.
Читать PDF
485.85 кб

О статусе прикладной лингвокультурологии

Василюк Игорь Петрович
Данная статья посвящена установлению статуса прикладной лингвокультурологии. Автор определяет предмет и задачи рассматриваемой дисциплины.
Читать PDF
2.24 мб

Реализация магистерской программы по лингвокультурологии в рамках академической мобильности

Гузеева Александра Валерьевна
Описан опыт взаимодействия российского и зарубежного вузов в деле создания совместной магистерской образовательной программы по лингвокультурологии: сближение содержания, результатов, периодов обучения и характеристик учебных дисц
Читать PDF
189.18 кб

Лингвокультурологическая трактовка понятия «Межкультурная грамотность»

Чернов Леонид Игоревич
Читать PDF
1.33 мб

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАН

Рекаева К.В.
В данной статье поднимается вопрос актуальности развития лингвокультурологической компетенции у иностранных студентов-медиков на начальном этапе обучения русского языку как иностранному.
Читать PDF
169.02 кб

Художественный текст как дидактическая и лингвокультурологическая единица

Пугачев Иван Алексеевич
В статье рассматриваются общие проблемы обучения иностранных студентов межкультурной коммуникации, определяется роль русского художественного текста в формировании социокультурной компетенции.
Читать PDF
193.54 кб

Лингвокультурологическая методология обучения русскому языку как иностранному с учетом системных при

Гынин Валерий Иванович
В основу предлагаемой нами модели легли методологические принципы научной и учебной деятельности Лаборатории лингвокультурологии и профессионального общения при кафедре русского языка юридического факультета Российского университе
Читать PDF
232.69 кб

Лингвокультурологическая компетентность как проблема соотношения культуры и языка

Александрова Евгения Александровна
В статье рассматривается проблема формирования лингвокультурологической компетентности в контексте модернизации высшего профессионального образования.
Читать PDF
0.00 байт

Лингвокультурологическая компетенция студентов в процессе профессиональной подготовки будущих бакала

Гарифова Оксана Альбертовна
В данной статье рассмотрены некоторые особенности формирования лингвокультурологической компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров сервиса и туризма.
Читать PDF
0.00 байт

Зимняя лингвокультурологическая школа для иностранных студентов «к России с любовью». Анонс

Костюшина Е.В.
В сообщении содержится анонс интернациональной лингвокультурологической зимней школы «К России с любовью», которая состоится в Тамбове с 18 по 31 января 2012 г.
Читать PDF
0.00 байт

Лингвокультурологическая роль пословиц и поговорок в языковом образовательном процессе вуза

Гадзаова Людмила Петровна
Современный этап развития научной мысли характеризуется важнейшим методологическим сдвигом в сторону гуманитарного знания. Расширение исследований в области лингвокультурологии во многом объясняется сменой парадигм в лингвистике.