ЯЗЫК И РЕЧЬ

Найдено 1 определение
ЯЗЫК И РЕЧЬ
основные понятия области знаний, связанной с речевой, шире, языковой деятельностью. Язык (Я.) — знаковая система, сформировавшаяся в течение всей истории человечества параллельно с развитием мышления и его высшей формы — сознания в процессах совместной жизнедеятельности людей как необходимое условие становления, выживания и духовного формирования рода Homo sapiens. Речь (Р.) — реальность языка. Это процесс и продукт реализации (использования/употребления) индивидом в устной или письменной форме в конкретных коммуникативных ситуациях единиц языка в соответствии с их свойствами, функциями, положением в языковой системе с целью самовыражения или как реакции на внешние раздражители, в т.ч. на обращенную к нему речь другого индивида.
Согласно И.П. Павлову, Я. — вторая сигнальная система, то, что неразрывно связано с сознанием и выделяет человека из всего животного мира. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека» [Реформатский 1967: 7]. «Язык — это деятельность, вовлекающая все функции, делающие человека человеком» [Звегинцев 1996: 50].
Для того чтобы человек начал пользоваться Я. как средством общения и приобретения накопленного человечеством опыта, должны быть выполнены предпосылки: 1) наличие сформировавшегося за миллионы лет феномена естественного языка, получившего за тысячелетия образования конкретной этнической общности неповторимое национальное своеобразие; 2) наличие у индивида в его наследственном коде «гена языка» — языковой способности; 3) наличие в окружении индивида в период его младенчества особей, уже владеющих Я. и способных выполнить роль «пускового механизма» в овладении ребёнком речью на этом этническом языке (диалекте, наречии). Несущественно, пользуется ли микросоциум языком биологических родителей ребёнка: конкретный этнический язык с его звуковым строем, лексикой, грамматикой по наследству не передаётся. Но нельзя недооценивать биологический аспект природы Я. Это наличие языковой способности; возрастной предел первичного овладения Я.; большая или меньшая врождённая способность к овладению языками; обусловленность звукового репертуара речи спецификой речевого аппарата; ограниченность звуков речи интервалом частот, доступным уху человека; сходство строения языковой системы со структурой генетического кода; обусловленность многих явлении Я. и Р. пределами оперативной памяти и мн.др.
С точки зрения философии Я. — сущность, а Р. — явление. Я. как система имеет все универсальные свойства системности в её общенаучном и философском понимании; Р., будучи реализацией Я., также системна, имея и специфические проявления системности. Я. — феномен психический (имеет своё бытие в психике, в сознании индивида) и социальный. Социальность Я. состоит в мотивах его происхождения и назначения, в функциях и в условиях использования, в причинах и механизмах исторических изменений. Р., точнее, конкретный акт Р. — явление индивидуальное, физическое (физическая природа звуков) и физиологическое (связь с деятельностью мозга). Основная дифференциация Я. и Р. состоит в оппозиции социального и индивидуального. Но между ними диалектическая связь. Я. индивидуален по способу хранения в сознании индивида, а Р. индивидуальна по способу исполнения и социальна по способу реализации (она всегда адресна). Система языка имеет уровневую структуру (фонематический, морфематический, лексемный, синтаксемный уровни, или ярусы, подсистемы), а Р. линейна. Но линейность (реализация «горизонтальных», синтагматических отношений) присутствует и в языке: в моделях словообразования, в схемах словосочетаний и предложений), а речи не чужды и «вертикальные», парадигматические связи: отбор единиц в процессе порождения речевых цепочек, наличие подтекста. Р. всегда ситуативна: привязана к конкретным участникам коммуникации с их статусно-ролевыми позициями, намерениями, целями, имеет временную и пространственную локализацию. Я. же абсолютно нейтрален по отношению к любой конкретике, он поставляет ресурсы для любых коммуникативных ситуаций. Я. этноса един, а Р. неограниченно многообразна. Я. можно изучать, им можно овладеть, Р. же можно исследовать, ей можно подражать, можно её пародировать, но владеет каждый только своей речью. Можно оценить Р. индивида как благородную, высоко нравственную, красивую или безобразную, а к языку неприложимы эстетические и этические оценки. Я. стремится к стабильности, изменения в нём происходят в течение столетий, Р. же, будучи индивидуальной, актуальной и преходящей, стремится (в меру способностей и намерений автора) к новизне, неповторимости.
Анализируя различия Я. и Р., языковеды подчёркивают диалектику, их неразрывную двустороннюю связь. «Несомненно, оба эти предмета тесно связаны между собой и предполагают друг друга: Я. необходим, чтобы Р.была понятна и тем самым была эффективна; Р. же в свою очередь необходима для того, чтобы сложился Я.; исторически факт речи всегда предшествует языку» [Соссюр 1977: 57]. Исследуя Р. как эмпирическую данность, языковеды делают выводы относительно устройства Я. как системы. С известным допущением считается, что Я. «присутствует» в каждом речевом акте, в каждом предложении.
Изучение человеческого языка — главный путь изучения человека.
Лит.: Вольский Н.В. Лингвистическая антропология. Введение в науки о человеке: Курс лекций. Новосибирск, 2004; Гречко В.А. Теория языкознании: учеб. пособие. М., 2003; Жаналина Л.К. Язык и речь: оппозиция // ФН. № 5. 1996; Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996; Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967; Слюсарева Н.А. О лингвистическом термине (langage — «языковая деятельность») // Язык: теория, история, типология. М., 2001; Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Похожие термины:

  • ДЕТСКИЙ ЯЗЫК (РЕЧЬ)

    совокупность особенностей языкового развития ребёнка, реализующихся в речи. Серьёзное изучение Д.я. ведётся лингвистами, психологами, физиологами, философами. Лингвистические наблюдения позволя