ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психология инженерная
отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной [49, c. 64].

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

Инженерная психология
отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологии, в которой рассматриваются процессы и средства информационного взаимодействия человека и машины, процессы приема, переработки и хранения человеком информации, методы психодиагностики и профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ
раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: изучение структуры операторской деятельности, ее психофизиологических и психологических аспектов; инженерно-психологическое проектирование; психологическое обеспечение научной организации труда; профессиональный отбор, подбор, обучение и расстановка кадров.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
прикладное направление психологии труда. Изучает взаимосвязи между конструкциями пультов управления и особенностями восприятия и переработки информации операторами. Разрабатывает научно обоснованные пульты управления, проектирует и конструирует их с учетом пропускной способности анализируемых систем человека (зрительной, слуховой и др.). Важно, чтобы поток анализируемых сигналов не превышал психофизиологических возможностей. При конструировании учитываются также и другие формы взаимодействия между оператором и машиной, которые характеризуются рабочей позой оператора, величиной усилия, скоростью, траекторией, числом движений.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. И. п. взаимодействует с психологией управления. Данные И. п. используются для разработки методики применения технических средств обучения. Возникновение И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческого фактора в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Как самостоятельная наука начала формироваться в годы Второй мировой войны. В начале 1950-х гг. были созданы первые лаборатории И. п., где разрабатывались проблемы эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Важная задача И. п. – обучить человека управлять техникой, что в условиях оснащения образовательного процесса современными техническими средствами обучения является задачей первостепенного значения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая психические процессы, состояния и свойства человека с целью решения инженерных задач: разработки технических средств трудовой деятельности, познания и общения. И.п. возникла в 40-х гг. 20 в. Осн. объектом исследования И.п. является система "человек - машина (более широко - орудие труда) - среда". И.п. изучает гл. звено системы - деятельность человека, управляющего машиной (оператора). Одна из осн. проблем в И.п. - прием и переработка информации человеком-оператором. И.п. разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информационных моделей. Другая проблема И.п. - структура деятельности оператора и ее механизмы. И.п. разрабатывает рекомендации к организации технологического процесса, а также средства передачи информации к органам управления. Изучается динамика работоспособности человека и определяется режим работы человека-оператора. И.п. изучает также зависимость эффективности совместной деятельности от различных психологических и социальных факторов. В разработке этих проблем И.п. объединяется с социальной психологией. Важная задача И.п. - обучение человека управлению техникой. И.п. принимает участие в проектировании и создании специальных тренажеров, разрабатывает методы обучения и тренировки. Исследуя индивидуально-психологические особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой, И.п. разрабатывает принципы и методы профессионального отбора, прежде всего для тех видов деятельности, которые предъявляют особо высокие требования к психологическим свойствам человека (труд пилота, космонавта, подводника и т.п.). Результаты исследования операторской деятельности могут использоваться в организации учебной деятельности школьников, особенно в связи с компьютеризацией обучения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая психич. процессы, состояния и свойства человека с целью решения инж. задач: разработки техн. средств трудовой деятельности, познания и общения. Занимает пограничное положение между психол. и техн. науками. И. п. возникла в 40-х гг. 20 в. как ответ на потребность науч.-техн. прогресса в знаниях о человеке, к-рый должен пользоваться техникой. С развитием техники существенно изменяются роль и функции человека в производств. процессе: он все более освобождается от транспортных, энергетич. и технол. функций, его осн. задачами все чаще становятся управление работой машин и контроль за ними. Нередко человеку приходится управлять одновременно мн. объектами, часто в непривычных условиях (шум, вибрации, невесомость и т. д.). При этом он, как правило, не имеет возможности вести непосредств. наблюдение за объектом управления: информация поступает к нему через приборы в закодированной (условной) форме. Все это создает особые (иногда очень высокие) требования к процессам восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональным и волевым свойствам человека. Поактич. задачу приспособления техники и технол. процессов к человеку призвана решать И. п.
Осн. объектом исследования И. п. является система «человек — машина (более широко—орудие труда) — среда». Эта система изучается мн. науками (техн., биол. и психол.), к-рые объединяются в науч.-практич. комплекс, получивший назв. «эргономика» (от греч. ergon — работа и nomos — закон). Решающую роль в формировании этого комплекса сыграла И. п., к-рая изучает гл. «звено» системы «человек — машина — среда»: деятельность человека, управляющего машиной (оператора).
Одна из основных проблем в И. п.— прием и переработка информации человеком-оператором. Экспериментально доказано, что возможности человека по приему и переработке информации ограниченны; если скорость ее передачи превышает нек-рую границу, то оператор начинает допускать ошибки; слишком малая скорость также приводит к негативным явлениям. Для каждого конкретного вида деятельности можно найти оптимальную скорость, при к-рой человек работает наиб. эффективно. Очень важно определить наилучший способ передачи информации. Одна и та же по объему информация может передаваться человеку разл. способами: в виде показаний стрелочных приборов, телевизионного изображения, звуковых сигналов и т. д. Организованная совокупность сигналов, передающих человеку-оператору информацию об объекте управления, называется в И. п. информац. моделью. Основными их видами являются наглядные, знаковые, графич. и комбиниров. модели. При работе с каждым из видов особым образом складываются соотношения между процессами восприятия, памяти, мышления. На основе изучения психич. процессов, обеспечивающих прием и переработку информации человеком, И. п. разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информац. моделей.
Др. проблема И. п.— строение деятельности оператора и ее механизмы. Эта деятельность включает мотивы и цели, антиципацию (предвидение), планирование, проверку результатов. Она представляет собой определенную последовательность действий. На основе исследования деятельности И. п. разрабатывает рекомендации к организации технол. процесса, а также средства передачи информации к органам управления. В связи с анализом деятельности изучается динамика работоспособности человека: Работоспособность имеет неск. фаз: в начале работы она повышается, достигая нек-рого устойчивого уровня; этот уровень сохраняется в течение какого-то времени; затем наблюдаются колебания работоспособности и, наконец, ее падение (утомление). В соответствии с динамикой работоспособности определяется режим работы человека-оператора.
И. п. исследует не только индивидуальную, но и совм. деятельность людей, управляющих техникой. И. п. изучает зависимость эффективности совм. деятельности от численности рабочих групп (коллективов), психол. особенностей членов группы, взаимного обмена информацией между ними и т. д. Данные этих исследований используются при формировании рабочих групп (коллективов). В разработке проблемы совм. деятельности И. п. объединяется с социальной психологией.
Важная задача И. п.—обучение человека управлению техникой. Исследуются процессы формирования навыков и умений, связанных с восприятием и осмысливанием показаний приборов, выработкой оптимальных способов выполнения операций по управлению машинами, формированию эмоциональной устойчивости человека, т. е. его способности работать в условиях неожиданностей и большого напряжения, и др. И. п. принимает участие в проектировании и создании спец. тренировочных машин (тренажеров), разрабатывает методы обучения и тренировки.
Наконец, И. п. исследует индивиду адь-но-психол. особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой. В этой связи разрабатываются принципы и методы проф. отбора, прежде всего для таких видов труда человека-оператора, к-рые предъявляют особо высокие требования к его психол. свойствам (труд пилота, космонавта, подводника и т. п.).
Данные И. п. и разрабатываемые ею рекомендации могут быть использованы для решения мн. задач, возникающих в разных сферах практики, в частности педагогической. Прежде всего это касается создания уч. техники, к-рая должна проектироваться с учетом всех принципов ее «психол. удобств» для учащихся и учителя. Напр., среди вопросов, относящихся к уч. телевидению, важными являются такие, как определение оптимального объема информации, к-рую целесообразно сообщать в течение одной передачи, соотношения наглядного мате-териала и информации, выраженной в знаковой (в частности, языковой) форме, распределение информации во времени и т. д. Ясно, что точность и прочность усвоения информации, сообщаемой в уч. телевизионной передаче, зависит от того, как эта передача организует восприятие и внимание учащихся, процессы запоминания и мышления. Данные И. п. могут быть полезны также для оформления учебников и уч. пособий.
В связи с применением данных И. п. в пед. практике возникает необходимость учета возрастных особенностей школьников при создании уч. техники, а также возможностей разл. видов этой техники в плане развития физич. и умственных способностей учащихся. Достижения науч.-техн. прогресса уже сейчас могут обеспечить создание спец. техн. средств для развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся. Особенно большая роль здесь принадлежит компьютерам, к-рые позволяют решать широкий круг задач умственного развития человека.
Результаты исследования операторской деятельности (как индивидуальной, так и совместной) могут использоваться в организации уч. деятельности школьников. наиб. ценность в этом плане представляют данные о формировании умственных действий с разными видами информац. моделей. Их применение в уч. процессе с учетом принципов И. п. обеспечивает возможность формировать и развивать широкий спектр умственных действий и благодаря этому готовить школьника к овладению совр. техникой. Наконец, знакомство школьников с основами И. п.— важный момент политехн. обучения.
Лит.: Инж. психология. Сб. ст., М., 1964; Инж. психология. Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; его же, Науч.-техн. прогресс и средства умственного развития человека, ПЖ, 1985, № 6; Инж. психология за рубежом. Сб. ст., пер. с англ., М., 1967; Инж. психология. Теория, методология, практич. применение, М., 1977; Справочник по инж. психологии, М., 1982; Основы инж. психологии, M. Б. Ф. Ломов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия