ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировосприятия ребенка средствами искусства (всех его видов и жанров).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Художественное воспитание
целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им, создавать художественные ценности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им, создавать художественные ценности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Воспитание художественное
формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно -творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Источник: Педагогический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировоззрения ребенка средствами искусства. Х. В. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства как через восприятие и осмысление художественной культуры, так и через собственную творческую деятельность.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие способностей и дарований в различных областях искусства.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
составная часть эстетического воспитания, формирование способности понимать и оценивать произведения искусства, развитие художественно-творческих потребностей и способностей человека. Составная часть эстетического воспитания.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
процесс развития у обучающегося способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и литературе, выработки эстетических вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Художественное воспитание и эстетическое воспитание соотносятся как часть и целое. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Художественное воспитание
формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребности в художественно-творческой деятельности и создание эстетических ценностей. Включает в себя единство нескольких значений: § художественного образования (овладение школьниками системой художественных знаний, присвоение накопленного человечеством опыта художественного освоения мира); § художественного обучения (усвоение детьми практических художественно-творческих умений и способов действий); § художественного развития (количественные и качественные изменения в художественно-эстетической культуре школьников, а также формирование их художественных способностей).

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства.

Художественное воспитание
формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного воспитания – собственное художественное творчество ребёнка. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Художественное воспитание развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи художественного воспитания ребёнка в учебном процессе решаются с по-
мощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
существенный аспект системы воспитательной работы, связанный с приобщением к ценностям художественной культуры. Под художественной культурой следует понимать единство и взаимосвязь видов, жанров, форм искусства, всего многообразия технико-технологических приемов их создания. Это художественная литература, музыка, хореография, изобразительное искусство, архитектура, театр, кинематограф, декоративно-прикладное искусство, телевидение. Это, далее, романы, повести, стихи, симфонии, сонаты, оперы, балеты, дворцы, жилые дома, площади, драматические спектакли, куклы, кинофильмы и многое другое. Это индивидуальный, групповой и коллективный творческий труд, обработка природных материалов, авторские сочинения, исполнительство и т.д. Это авторские школы, судьбы мастеров искусства, их непрерывная поисковая деятельность, продюсерство, благотворительность, меценатство.Именно на таком значительном фоне и следует вести речь о Х.в. нового поколения молодых рабочих. Ее конечная цель – выработать у учащихся адекватное эмоциональное отношение ко всем ценностям художественной культуры. Интерес к ним, выраженный в знаниях и активной деятельности по приобретению этих знаний, непрерывному поиску информации об искусстве, выбору формы, вида, способа художественно-творческой деятельности. Ясно, что достижение этой цели может строиться как на уровне профессионального творчества, так и в рамках любительства. Именно такой любительский прицел и следует выбрать для работы по Х.в. будущих рабочих.
Х.в. несомненно обогащает духовный мир человека, развивает его творческое воображение, фантазию, способствует формированию его художественного вкуса, культуры в целом. И чем раньше, чем полнее, чем импульсивнее будет осуществляться такая работа, тем больший масштаб культурного развития личности будет при этом достигнут.
Совершенно очевидно, что результат Х.в. в полном объеме достигается не сразу и далеко не в полном виде. Возникают художественные приоритеты у учащихся, ориентированные на узнавание тех или иных ценностей, их привлекательность, и идентифицированность, личностный потенциал автора, исполнителей, продюсеров, пропагандистов. Отсюда своеобразный эффект «черного ящика» – варианты входа в него и выхода из него. Для одних учащихся это элементы фольклора, для других – версии молодежной субкультуры, для третьих – классическое искусство в тех или иных его видах и проявлениях.
Важно сделать установку на ряд ценностных ориентаций, связанных с генеральной идеей Х.в. будущих рабочих. Во-первых, это включение ценностей художественной культуры в систему непрерывного профессионального образования с тем, чтобы их выбор, приобщение к ним сопровождали рабочего человека всю его жизнь – как специалиста, личность, гражданина, семьянина. Здесь ему должна быть оказана помощь в осознанном и прочувствованном выборе ценностей мировой, отечественной и национальной художественной культуры. Во-вторых, это интерес к художественным явлениям, связанным с отображением образа рабочего человека и его трудовой деятельности. В- третьих, это интеграция художественных ценностей в учебно-воспитательный процесс как на уровне учебного содержания, так и при организации учебных занятий. В- четвертых, это поливариативность механизмов приобщения к идее Х.в. будущих молодых рабочих на уровне учебной урочной, учебной внеурочной и внеурочной деятельности через участие их в самодеятельном художественном творчестве, в семейных творческих делах, в творческих выставках, конкурсах, экскурсиях.
Х.в. предполагает приобщение юных граждан нашего Отечества ко всему богатству художественных ценностей и традиций, включенному в их жизнь. Это и мировая, отечественная, академическая, джазовая, эстрадная, художественная культура, и многонациональный фольклор во всех его вариантах, и народное декоративно-прикладное искусство. При этом в целостном наборе сочетаются театр и музыка, художественная литература и архитектура, кино и изобразительное искусство, хореография и телевидение. Предпочтение – за молодыми людьми. Но одно несомненно: подлинный эффект Х.в. – за их органическим сочетанием, все более приобретающим интегративный смысл.
Лит.: Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. – Л., 1989; Толстых В.И., Эренгресс Б.А., Макаров К.А. Эстетическое воспитание: Учебник для ПТУ. – М., 1984; Волович Л.А. Педагогическая культурология: Программа интегративного учебного курса для высших педагогических учебных заведений. – Казань, 1995.
Л.А. Волович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включенное в образовательный процесс Х.в. устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление. Другая сторона Х.в. - собственное художественное творчество ребенка. Х.в. делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Х.в. развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи Х.в. ребенка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребенка с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного Х.в. подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации художественных знаний. Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итальянского архитектора и художника 16 в. Дж. Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения" (1550, рус. пер., т. 1-4, 1956-70). В 18 в. в трудах Ф. Шиллера было определено отличие строго научного познания от научно-художественного. Тогда же, в связи с появлением жанра литературной популяризации научных знаний, немецким философом и писателем И.Г. Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психологическим особенностям юных читателей. Построенное на научном исследовании популярное повествование стало в 20 в. самым распространенным методом массового Х.в. (начиная с подросткового возраста) - в преподавании искусства в школе, в научно-популярной литературе, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др. В России попытки систематического Х.в. учащихся общеобразовательных школ предпринимались с 20-х гг. 19 в. гл.о. в лицеях и гимназиях. Во 2-й половине 19 в. Х.в. стало осуществляться и в начальной школе. На рубеже 19-20 вв. в работу по Х.в. включились педагогические общества, издательства, общедоступные музеи. В 1916 Институт истории искусств в Петрограде начал разработку проблемы школьного художественного образования и воспитания, подготовки преподавателей истории искусства. В первые годы советской власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую различные формы популяризации искусства при ведущем значении урока в школе. В рамках единой трудовой школы была разработана (1918-19) программа художественного образования, предусматривавшая наглядное знакомство с памятниками изобразительного искусства, живописи, скульптуры и архитектуры. Получили распространение экскурсии; открывались художественные студии, кружки и школы. Ведущую роль в теоретической разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А.В. Бакушинский. Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными Н.И. Романовым (в то время директор Музея изящных искусств; ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), о воспитательной эффективности систематических экскурсий. Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего Х.в. детей средствами искусства долгое время не удавалось, т.к. с 20-х гг. школа была ориентирована на узкопрактическое образование учащихся и даже предмет "Рисование" в основном готовил учеников к урокам черчения. Серьезная работа по Х.в. велась в основном вне школы - в художественных музеях, концертных залах и театрах (Н.И. Сац и др.). В 70-х гг. по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания Х.в. учащихся средствами искусства. Известность получили программа музыкального образования, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, и программа художественного развития, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Центральным звеном Х.в. в школе являются уроки музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и др. Х.в. занимаются учреждения дополнительного образования детей (художественные и музыкальные школы, школы искусств, кружки, студии, дома детского творчества), а также музеи. См. также Эстетическое воспитание

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировосприятия ребенка средствами иск-ва (всех его видов и жанров). Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск-ва через их восприятие и собств. творческую деятельность Разл виды иск-в входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни, влияют на воспитание его чувств, вкусов и отношение к самой жизни Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиб. близко его характеру Включенное в образоват. процесс X в устанавливает связь развивающейся личности с разл сторонами худож. культуры, делает возможным ее осмысление Другая сторона X в - собств. художественное творчество ребенка X в делает человека наследником культуры предков, но уже на совр. уровне отношений к природе, человеку, обществу X в развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно-композиц способности В перспективе это необходимо для любой профессии Особые качества каждого вида иск-ва (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т.д. ). определяют специфику приобщения детей разного возраста к их восприятию, а также освоению навыков практич. деятельности Задача X в ребенка в уч. процессе решается с помощью взрослого посредника, способного организовать и (учитывая возрастные и психол особенности). руководить контактом ребенка с миром прекрасного
Воспитат. функции иск-ва осознавались еще в древности Так, уже иск-во цивилизаций Древнего Востока и античности выступало как сильнейшее средство общественного, религ, эстетич. воздействия, оказывало влияние на формирование мировоззрения человека Формирование принципов и методов целенаправленного X в подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации иск-в, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации худож. знаний Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итал архитектора и художника 16 в Дж Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус пер, т 1—4, 1956—70), увлекательный рассказ о сложных явлениях духовной культуры В 18 в в трудах Ф Шиллера было определено отличие строго науч. познания от науч. -художественного, суть к-рого в создании условий, благоприятствующих познанию или формированию установки на восприятие объекта познания и эстетич. переживания Тогда же, в связи с появлением жанра лит популяризации науч. знаний, нем философом и писателем И Г Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психол особенностям юных читателей Построенное на науч. исследовании популярное повествование стало в 20 в самым распространенным методом массового X в (начиная с подросткового возраста) - в преподавании иск-ва в школе, в науч. -популярной лит-ре, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др.
В России попытки систематич. X в уч-ся общеобразоват. школ предпринимались с 20-х гг 19 в, гл. обр. в лицеях и гимназиях Во 2-й пол 19 в к X в учащихся стали обращаться и нач школы, использовавшие в практике уч книги К Д Ушинского и др. На рубеже 19—20 вв в работу по X в включились пед. об-ва, изд-ва, общедоступные музеи Значит. место стало уделяться творческим занятиям с воспитанниками учреждений дошкольного воспитания В 1916 Ин-т истории иск-в в Петербурге приступил к науч. разработке проблемы шк. худож. образования и воспитания, подготовки преподавателей истории иск-ва
В первые годы сов власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую разл формы популяризации иск-ва при ведущем значении урока в школе Была разработана (1918—19). программа худож. образования в рамках единой трудовой школы, охватывающего классные и внеклассные формы работы Программа предусматривала наглядное знакомство с памятниками изобразит иск-ва, живописи, скульптуры и архитектуры Получили распространение экскурсии в музеи, на выставки, за город, для знакомства с памятниками архитектуры и др. Открывались художественные студии, кружки и школы, проводились беседы и лекции, в т.ч. по истории иск-ва.
Ведущую роль в теоретич разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А В Бакушинский Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными тогда же директором Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит иск-в им А С Пушкина). Н И Романовым Они пришли к единому мнению о воспитат. эффективности систематич. экскурсий, позволяющих постепенно, через контакт с подлинными произведениями мастеров приобщать учащихся к пониманию иск-ва.
Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего X в детей средствами иск-ва долгое время не удавалось, т к с 20-х гг школа была ориентирована гл. обр. на узкопрактич. образование учащихся и даже предмет «Рисование» выполнял прежде всего задачу подготовки к урокам черчения Серьезная работа по изучению особенностей восприятия иск-ва юными зрителями шла в основном вне школы - в худож. музеях, концертных залах и театрах (Н И Сац и др.). В 70-х гг по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ
ХВ АПН приступили к созданию системы X в учащихся средствами иск-ва Известность получили программа муз. образования, разработанная под руководством Д Б Кабалевского, и программа худож. развития, разработанная под руководством Б M Йеменского С нач 90-х гг в практике общеобразоват. школы используются рус варианты данных программ X в, разрабатываемые для отд регионов, а также специально для отд уч заведений
Центр звеном X в в школе являются уроки музыки, изобразит иск-ва, лит чтения и др, программа к-рых определяет объем и систему знаний, умений и навыков применительно к возрастным возможностям детей Следующие звенья системы дет. худ. самодеятельность в кружках (драматич, хореографич, хоровых, изобразит творчества), студиях, музеях и т.д. (выявление художественно одаренных, способных детей), а затем занятия в дет. худож, муз. и др. школах (подготовка одаренных детей к проф. школе).
Критерий пед. эффективности внешк. работы с детьми - формирование самостоятельности в изучении и освоении иск-ва, проявляющейся в разл формах само-деят творчества, в посещении музеев, выставок, театров, лекториев, в чтении спец. лит-ры по вопросам иск-ва, знакомстве с соответствующими телепередачами и кинофильмами и их активном обсуждении при постоянном пед. руководстве
Лит Задачи и методы изучения иск-в Дополнение Краткий отчет о деятельности Рос Ин-та истории иск-в за 1912—1923 гг, II, 1924, БожовичЛ И, Личность и ее формирование в дет. возрасте, M, 1968, В и и n e p Б P, Статьи об иск-ве, [М, 1970], Кабалевский Д Б, Прекрасноепробуж дает доброе, M, 1973, его же, Воспитание ума и сердца, M, 1984, Бакушинский А В, Исследования и статьи, M, 1981, МеликПашаевА А, Педагогика иск-ва и творческие способности, M, 1981, Неменский Б Мудрость красоты, M, 19872, его же, Культура - искусство - образование,M, 1993
H H Фомина, Б M Неменский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия