ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировосприятия ребенка средствами искусства (всех его видов и жанров).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Художественное воспитание
целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им, создавать художественные ценности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им, создавать художественные ценности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Воспитание художественное
формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно -творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Источник: Педагогический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировоззрения ребенка средствами искусства. Х. В. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства как через восприятие и осмысление художественной культуры, так и через собственную творческую деятельность.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие способностей и дарований в различных областях искусства.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
составная часть эстетического воспитания, формирование способности понимать и оценивать произведения искусства, развитие художественно-творческих потребностей и способностей человека. Составная часть эстетического воспитания.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
процесс развития у обучающегося способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и литературе, выработки эстетических вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Художественное воспитание и эстетическое воспитание соотносятся как часть и целое. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Художественное воспитание
формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребности в художественно-творческой деятельности и создание эстетических ценностей. Включает в себя единство нескольких значений: § художественного образования (овладение школьниками системой художественных знаний, присвоение накопленного человечеством опыта художественного освоения мира); § художественного обучения (усвоение детьми практических художественно-творческих умений и способов действий); § художественного развития (количественные и качественные изменения в художественно-эстетической культуре школьников, а также формирование их художественных способностей).

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства.

Художественное воспитание
формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного воспитания – собственное художественное творчество ребёнка. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Художественное воспитание развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи художественного воспитания ребёнка в учебном процессе решаются с по-
мощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
существенный аспект системы воспитательной работы, связанный с приобщением к ценностям художественной культуры. Под художественной культурой следует понимать единство и взаимосвязь видов, жанров, форм искусства, всего многообразия технико-технологических приемов их создания. Это художественная литература, музыка, хореография, изобразительное искусство, архитектура, театр, кинематограф, декоративно-прикладное искусство, телевидение. Это, далее, романы, повести, стихи, симфонии, сонаты, оперы, балеты, дворцы, жилые дома, площади, драматические спектакли, куклы, кинофильмы и многое другое. Это индивидуальный, групповой и коллективный творческий труд, обработка природных материалов, авторские сочинения, исполнительство и т.д. Это авторские школы, судьбы мастеров искусства, их непрерывная поисковая деятельность, продюсерство, благотворительность, меценатство.Именно на таком значительном фоне и следует вести речь о Х.в. нового поколения молодых рабочих. Ее конечная цель – выработать у учащихся адекватное эмоциональное отношение ко всем ценностям художественной культуры. Интерес к ним, выраженный в знаниях и активной деятельности по приобретению этих знаний, непрерывному поиску информации об искусстве, выбору формы, вида, способа художественно-творческой деятельности. Ясно, что достижение этой цели может строиться как на уровне профессионального творчества, так и в рамках любительства. Именно такой любительский прицел и следует выбрать для работы по Х.в. будущих рабочих.
Х.в. несомненно обогащает духовный мир человека, развивает его творческое воображение, фантазию, способствует формированию его художественного вкуса, культуры в целом. И чем раньше, чем полнее, чем импульсивнее будет осуществляться такая работа, тем больший масштаб культурного развития личности будет при этом достигнут.
Совершенно очевидно, что результат Х.в. в полном объеме достигается не сразу и далеко не в полном виде. Возникают художественные приоритеты у учащихся, ориентированные на узнавание тех или иных ценностей, их привлекательность, и идентифицированность, личностный потенциал автора, исполнителей, продюсеров, пропагандистов. Отсюда своеобразный эффект «черного ящика» – варианты входа в него и выхода из него. Для одних учащихся это элементы фольклора, для других – версии молодежной субкультуры, для третьих – классическое искусство в тех или иных его видах и проявлениях.
Важно сделать установку на ряд ценностных ориентаций, связанных с генеральной идеей Х.в. будущих рабочих. Во-первых, это включение ценностей художественной культуры в систему непрерывного профессионального образования с тем, чтобы их выбор, приобщение к ним сопровождали рабочего человека всю его жизнь – как специалиста, личность, гражданина, семьянина. Здесь ему должна быть оказана помощь в осознанном и прочувствованном выборе ценностей мировой, отечественной и национальной художественной культуры. Во-вторых, это интерес к художественным явлениям, связанным с отображением образа рабочего человека и его трудовой деятельности. В- третьих, это интеграция художественных ценностей в учебно-воспитательный процесс как на уровне учебного содержания, так и при организации учебных занятий. В- четвертых, это поливариативность механизмов приобщения к идее Х.в. будущих молодых рабочих на уровне учебной урочной, учебной внеурочной и внеурочной деятельности через участие их в самодеятельном художественном творчестве, в семейных творческих делах, в творческих выставках, конкурсах, экскурсиях.
Х.в. предполагает приобщение юных граждан нашего Отечества ко всему богатству художественных ценностей и традиций, включенному в их жизнь. Это и мировая, отечественная, академическая, джазовая, эстрадная, художественная культура, и многонациональный фольклор во всех его вариантах, и народное декоративно-прикладное искусство. При этом в целостном наборе сочетаются театр и музыка, художественная литература и архитектура, кино и изобразительное искусство, хореография и телевидение. Предпочтение – за молодыми людьми. Но одно несомненно: подлинный эффект Х.в. – за их органическим сочетанием, все более приобретающим интегративный смысл.
Лит.: Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. – Л., 1989; Толстых В.И., Эренгресс Б.А., Макаров К.А. Эстетическое воспитание: Учебник для ПТУ. – М., 1984; Волович Л.А. Педагогическая культурология: Программа интегративного учебного курса для высших педагогических учебных заведений. – Казань, 1995.
Л.А. Волович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включенное в образовательный процесс Х.в. устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление. Другая сторона Х.в. - собственное художественное творчество ребенка. Х.в. делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Х.в. развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи Х.в. ребенка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребенка с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного Х.в. подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации художественных знаний. Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итальянского архитектора и художника 16 в. Дж. Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения" (1550, рус. пер., т. 1-4, 1956-70). В 18 в. в трудах Ф. Шиллера было определено отличие строго научного познания от научно-художественного. Тогда же, в связи с появлением жанра литературной популяризации научных знаний, немецким философом и писателем И.Г. Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психологическим особенностям юных читателей. Построенное на научном исследовании популярное повествование стало в 20 в. самым распространенным методом массового Х.в. (начиная с подросткового возраста) - в преподавании искусства в школе, в научно-популярной литературе, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др. В России попытки систематического Х.в. учащихся общеобразовательных школ предпринимались с 20-х гг. 19 в. гл.о. в лицеях и гимназиях. Во 2-й половине 19 в. Х.в. стало осуществляться и в начальной школе. На рубеже 19-20 вв. в работу по Х.в. включились педагогические общества, издательства, общедоступные музеи. В 1916 Институт истории искусств в Петрограде начал разработку проблемы школьного художественного образования и воспитания, подготовки преподавателей истории искусства. В первые годы советской власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую различные формы популяризации искусства при ведущем значении урока в школе. В рамках единой трудовой школы была разработана (1918-19) программа художественного образования, предусматривавшая наглядное знакомство с памятниками изобразительного искусства, живописи, скульптуры и архитектуры. Получили распространение экскурсии; открывались художественные студии, кружки и школы. Ведущую роль в теоретической разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А.В. Бакушинский. Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными Н.И. Романовым (в то время директор Музея изящных искусств; ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), о воспитательной эффективности систематических экскурсий. Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего Х.в. детей средствами искусства долгое время не удавалось, т.к. с 20-х гг. школа была ориентирована на узкопрактическое образование учащихся и даже предмет "Рисование" в основном готовил учеников к урокам черчения. Серьезная работа по Х.в. велась в основном вне школы - в художественных музеях, концертных залах и театрах (Н.И. Сац и др.). В 70-х гг. по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания Х.в. учащихся средствами искусства. Известность получили программа музыкального образования, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, и программа художественного развития, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Центральным звеном Х.в. в школе являются уроки музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и др. Х.в. занимаются учреждения дополнительного образования детей (художественные и музыкальные школы, школы искусств, кружки, студии, дома детского творчества), а также музеи. См. также Эстетическое воспитание

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование мировосприятия ребенка средствами иск-ва (всех его видов и жанров). Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск-ва через их восприятие и собств. творческую деятельность Разл виды иск-в входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни, влияют на воспитание его чувств, вкусов и отношение к самой жизни Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиб. близко его характеру Включенное в образоват. процесс X в устанавливает связь развивающейся личности с разл сторонами худож. культуры, делает возможным ее осмысление Другая сторона X в - собств. художественное творчество ребенка X в делает человека наследником культуры предков, но уже на совр. уровне отношений к природе, человеку, обществу X в развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно-композиц способности В перспективе это необходимо для любой профессии Особые качества каждого вида иск-ва (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т.д. ). определяют специфику приобщения детей разного возраста к их восприятию, а также освоению навыков практич. деятельности Задача X в ребенка в уч. процессе решается с помощью взрослого посредника, способного организовать и (учитывая возрастные и психол особенности). руководить контактом ребенка с миром прекрасного
Воспитат. функции иск-ва осознавались еще в древности Так, уже иск-во цивилизаций Древнего Востока и античности выступало как сильнейшее средство общественного, религ, эстетич. воздействия, оказывало влияние на формирование мировоззрения человека Формирование принципов и методов целенаправленного X в подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации иск-в, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации худож. знаний Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итал архитектора и художника 16 в Дж Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус пер, т 1—4, 1956—70), увлекательный рассказ о сложных явлениях духовной культуры В 18 в в трудах Ф Шиллера было определено отличие строго науч. познания от науч. -художественного, суть к-рого в создании условий, благоприятствующих познанию или формированию установки на восприятие объекта познания и эстетич. переживания Тогда же, в связи с появлением жанра лит популяризации науч. знаний, нем философом и писателем И Г Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психол особенностям юных читателей Построенное на науч. исследовании популярное повествование стало в 20 в самым распространенным методом массового X в (начиная с подросткового возраста) - в преподавании иск-ва в школе, в науч. -популярной лит-ре, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др.
В России попытки систематич. X в уч-ся общеобразоват. школ предпринимались с 20-х гг 19 в, гл. обр. в лицеях и гимназиях Во 2-й пол 19 в к X в учащихся стали обращаться и нач школы, использовавшие в практике уч книги К Д Ушинского и др. На рубеже 19—20 вв в работу по X в включились пед. об-ва, изд-ва, общедоступные музеи Значит. место стало уделяться творческим занятиям с воспитанниками учреждений дошкольного воспитания В 1916 Ин-т истории иск-в в Петербурге приступил к науч. разработке проблемы шк. худож. образования и воспитания, подготовки преподавателей истории иск-ва
В первые годы сов власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую разл формы популяризации иск-ва при ведущем значении урока в школе Была разработана (1918—19). программа худож. образования в рамках единой трудовой школы, охватывающего классные и внеклассные формы работы Программа предусматривала наглядное знакомство с памятниками изобразит иск-ва, живописи, скульптуры и архитектуры Получили распространение экскурсии в музеи, на выставки, за город, для знакомства с памятниками архитектуры и др. Открывались художественные студии, кружки и школы, проводились беседы и лекции, в т.ч. по истории иск-ва.
Ведущую роль в теоретич разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А В Бакушинский Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными тогда же директором Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит иск-в им А С Пушкина). Н И Романовым Они пришли к единому мнению о воспитат. эффективности систематич. экскурсий, позволяющих постепенно, через контакт с подлинными произведениями мастеров приобщать учащихся к пониманию иск-ва.
Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего X в детей средствами иск-ва долгое время не удавалось, т к с 20-х гг школа была ориентирована гл. обр. на узкопрактич. образование учащихся и даже предмет «Рисование» выполнял прежде всего задачу подготовки к урокам черчения Серьезная работа по изучению особенностей восприятия иск-ва юными зрителями шла в основном вне школы - в худож. музеях, концертных залах и театрах (Н И Сац и др.). В 70-х гг по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ
ХВ АПН приступили к созданию системы X в учащихся средствами иск-ва Известность получили программа муз. образования, разработанная под руководством Д Б Кабалевского, и программа худож. развития, разработанная под руководством Б M Йеменского С нач 90-х гг в практике общеобразоват. школы используются рус варианты данных программ X в, разрабатываемые для отд регионов, а также специально для отд уч заведений
Центр звеном X в в школе являются уроки музыки, изобразит иск-ва, лит чтения и др, программа к-рых определяет объем и систему знаний, умений и навыков применительно к возрастным возможностям детей Следующие звенья системы дет. худ. самодеятельность в кружках (драматич, хореографич, хоровых, изобразит творчества), студиях, музеях и т.д. (выявление художественно одаренных, способных детей), а затем занятия в дет. худож, муз. и др. школах (подготовка одаренных детей к проф. школе).
Критерий пед. эффективности внешк. работы с детьми - формирование самостоятельности в изучении и освоении иск-ва, проявляющейся в разл формах само-деят творчества, в посещении музеев, выставок, театров, лекториев, в чтении спец. лит-ры по вопросам иск-ва, знакомстве с соответствующими телепередачами и кинофильмами и их активном обсуждении при постоянном пед. руководстве
Лит Задачи и методы изучения иск-в Дополнение Краткий отчет о деятельности Рос Ин-та истории иск-в за 1912—1923 гг, II, 1924, БожовичЛ И, Личность и ее формирование в дет. возрасте, M, 1968, В и и n e p Б P, Статьи об иск-ве, [М, 1970], Кабалевский Д Б, Прекрасноепробуж дает доброе, M, 1973, его же, Воспитание ума и сердца, M, 1984, Бакушинский А В, Исследования и статьи, M, 1981, МеликПашаевА А, Педагогика иск-ва и творческие способности, M, 1981, Неменский Б Мудрость красоты, M, 19872, его же, Культура - искусство - образование,M, 1993
H H Фомина, Б M Неменский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
264.69 кб

Школа художественного образования и воспитания

Смирнов Ярослав Юрьевич
В статье отражен совокупный опыт художественного воспитания в народном коллективе -оркестре баянистов им. П. И. Смирнова и вокально-хоровой студии Дворца учащейся молодежи.
Читать PDF
109.97 кб

Роль художественной литературы в воспитании детей

Муратова Е.А.
В статье раскрываются значение и смысл раздела «Чтение художественной литературы» в области дошкольного образования.
Читать PDF
278.73 кб

Архитектура в художественно-эстетическом воспитании

Огуречникова Д.С., Огуречникова И.А.
В статье раскрывается мировоззренческая значимость архитектуры в художественно-эстетическом воспитании, а также способы познания архитектурных объемов и пространств.
Читать PDF
608.73 кб

Роль художественной литературы в воспитании студентов

Якупова Гульзида Ханифовна
Известно, что реалии жизни всегда оказывают достаточно сильное влияние на человека, начинающего свой жизненный путь.
Читать PDF
198.05 кб

Художественное воспитание как основа культурного бытия школы

Алиев Ю. Б.
В статье анализируется проблема художественного образования школьников как важного компонента формирования национального культурного кода.
Читать PDF
986.36 кб

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кулинич Е.А.
В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях. Рассмотрены основные направления художественного образования детей дошкольного возраста.
Читать PDF
992.76 кб

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кулинич Е.А.
В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях. Представлены основные направления художественного образования детей дошкольного возраста.
Читать PDF
815.79 кб

О критериях художественно-эстетического воспитания школьников

Мугаджирова Аида Магомедсултановна, Исаева Марина Магомедовна
В статье говорится об определении критериев художественно-эстетического воспитания учащихся с представлением целей и задач проводимой воспитательной работы в общеобразовательной школе, с использованием учебно-воспитательных возмож
Читать PDF
269.59 кб

Реклама как средство художественного воспитания школьников-подростков

Соколов Игорь Викторович
Читать PDF
217.78 кб

Дизайн и воспитание художественного способа познания действительности

Куприна Юлия Петровна
В статье рассматривается проблема воспитания художественного способа познания действительности студента-дизайнера. Создание проектов в графическом дизайне не мыслим без творческой фантазии, без участия памяти.
Читать PDF
642.94 кб

Потенциал народного искусства как средства художественного воспитания

Кузнецов Е.А.
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем воспитания гармонично развитой личности.
Читать PDF
183.15 кб

Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы

Козина Елена Олеговна
Статья посвящена актуальной проблеме поиска действенных форм экологического воспитания. В качестве такой новой формы автором предлагается художественно-экологическая акция.
Читать PDF
531.89 кб

Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема

Умеркаева София Шавкатовна
В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания художественного вкуса детей и юношества средствами музыкального искусства. Основой для размышлений автора стал педагогический потенциал категории «вкус».
Читать PDF
159.91 кб

Художественная литература как источник духовно-нравственного воспитания

Исак В.Ю.
Обозначается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках художественной литературы. Анализируются современные взгляды на формы учебной и воспитательной деятельности.
Читать PDF
733.18 кб

Художественно-эстетическое воспитание в системе дошкольного образования

Мешкова Мария Борисовна, Климовская Татьяна Ивановна, Кобелева Лариса Анатольевна, Калашникова Юлия Васильевна, Русакова Наталья Сергеевна
В данной статье речь идет об актуальности и значимости художественно-эстетического развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Похожие термины: