ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гигиена детей и подростков
(греч. hygienos – приносящий здоровье, целебный): (1) – система действий по поддержанию здоровья и предупреждению болезней от рождения до совершеннолетия; (2) – раздел медицины, изучающий влияние среды на здоровье.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
отрасль гигиены, изучающая влияние факторов окружающей среды, условий обучения и воспитания на организм детей и подростков и разрабатывающая нормативы и мероприятия, направленные на укрепление их здоровья и обеспечение нормального развития.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Гигиена детей и подростков
раздел гигиены, изучающий влияние различных факторов окружающей сре ды на организм ребёнка и разраба тывающий гигиенические нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных воз можностей организма детей и подрост ков. Первоначально употреблялся термин «школьная гигиена», на Всесоюзном совещании по школьной гигиене в 1935 году был принят термин «гигиена детей и подростков». Предмет изучения данного раздела – гигие на учебного процесса, трудового обуче ния, физического воспитания и режима дня, гигиена труда работающих подро стков, гигиена строительства, благоуст ройства и оборудования образователь ных учреждений, гигиена питания. Бу дучи комплексным научным разделом, гигиена детей и подростковиспользует данные комму нальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии, она тесно связа на со многими клиническими дисциплинами, с некоторыми биологическими, педагогическими и техническими науками. Для разработки гигиенических реко мендаций по организации режима дня и режима образовательного учреждения проводятся оценка объёма и содер жания учебно-воспитательной работы, определение дневной, недельной и го довой динамики функционального сос тояния организма учащихся в зависи мости от объёма учебной нагрузки и с учётом новых методов преподавания и активизации учебного процесса.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
раздел гигиены, изучающий влияние различных факторов окружающей среды на организм ребенка и разрабатывающий гигиенические нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Первоначально употреблялся термин "школьная гигиена", на Всесоюзном совещании по школьной гигиене (1935) был принят термин "Г.д. и п.". Предмет изучения Г.д. и п. - гигиена учебного процесса, трудового обучения, физического воспитания и режима дня; гигиена труда работающих подростков, гигиена строительства, благоустройства и оборудования образовательных учреждений; гигиена питания. Будучи комплексным научным разделом, Г.д. и п. использует данные коммунальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии; она тесно связана со мн. клиническими дисциплинами (в т.ч. педиатрией, офтальмологией и др.), с некоторыми биологическими, педагогическими и техническими науками. Для разработки гигиенических рекомендаций по организации режима дня и режима образовательного учреждения проводятся оценка объема и содержания учебно-воспитательной работы, определение дневной, недельной и годовой динамики функционального состояния организма учащихся в зависимости от объема учебной нагрузки и с учетом новых методов преподавания и активизации учебного процесса. Круг вопросов школьной гигиены наметился во 2-й половине 19 в. на основе учения о т.н. школьных болезнях. Врачами различных стран было установлено, что среди учащихся все большее распространение приобретают близорукость, искривление позвоночника, нервные заболевания и др., а причинами их возникновения были названы недостатки в организации учебного процесса: перегрузка учащихся, неправильное устройство школьной мебели и пр. В России большой вклад в развитие школьной гигиены внесли А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман, впервые применившие методы естественных наук, а также педиатры Н.А. Тольский, Н.Ф. Филатов, Н.И. Быстров, К.А. Раухфус, Н.П. Гундобин, врачи-гигиенисты А.С. Вирениус, В.В. Гориневский, педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др. Школьная гигиена оформилась в относительно самостоятельную научно-практическую отрасль в 1-й трети 20 в. благодаря трудам ученых и врачей Г.Н. Сперанского, В.И. Молчанова, Д.Д. Бекарюкова, Н.А. Семашко, А.В. Молькова, П.М. Ивановского и др. Гл. исследовательские центры в области Г.д. и п.: Институт возрастной физиологии (осн. в 1944-45, ныне в системе РАО), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (осн. в 1959, ныне в системе РАМН). Научная разработка проблем Г.д. и п. ведется также на кафедрах и отделениях медицинских и педагогических вузов и др. См. также Физическое воспитание, Тесты в физическом воспитании, Санитарное просвещение учащихся

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
раздел гигиены, изучающий влияние разл. факторов окружающей среды на организм ребенка и разрабатывающий гигиенич. нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармонич. развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Предмет изучения Г. д. и п. — гигиена уч. процесса, трудового обучения, физич. воспитания и режима дня; гигиена труда работающих подростков; гигиена стр-ва, благоустройства и оборудования школ и дет. учреждений; гигиена питания. Будучи комплексным науч. разделом, Г. д. и п. использует применительно к дет. и подростковому возрасту данные коммунальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии; она тесно связана со многими клинич. дисциплинами (в т. ч. педиатрией, офтальмологией), с нек-рыми биол., пед. и техн. науками.
Для разработки гигиенич. рекомендаций по организации режима дня, уч. и трудовой деятельности в дет. садах и уч. заведениях проводятся оценка объема и содержания уч.-воспитат. работы; определение дневной, недельной и годовой динамики функционального состояния организма учащихся в зависимости от объема уч. нагрузки и с учетом новых методов преподавания, активизации уч. процесса, программиров. обучения и др. Особые требования выдвигаются в связи с включением в уч. процесс компьютерной техники, нерациональное использование к-рой чревато негативными последствиями для дет. организма, в частности — для зрит. анализатора.
Круг вопросов шк. гигиены (прежнее назв. Г. д. и п.)наметился во 2-й пол. 19 в. на основе учения о т. н. шк. болезнях. Наблюдениями врачей разл. стран было установлено, что у учащихся появляются и приобретают все большее распространение близорукость, искривление позвоночника, нервные заболевания и др. При поиске причин их возникновения были обнаружены недостатки в организации уч. процесса в школе: перегрузка учащихся, неправильное устройство мебели и др. Это обусловило необходимость гигиенич. исследований и рекомендаций. Основоположниками шк. гигиены в России являются А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрис-ман, впервые применившие методы естеств. наук в области гигиенич. исследований. Большойвклад в развитие Г. д. и п. внесли отеч. педиатры Н. А. Толь-ский, Н. Ф. Филатов, Н. И. Быстрое, К. А. Раухфус, Н. П. Гундобин и др., врачи-гигиенисты А. С. Вирениус, В. В. Гориневский и др., педагоги К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др. Шк. гигиена оформилась в относительно самостоят. науч.-практич. отрасль в 1-й трети 20 в. благодаря трудам ученых-медиков и врачей-гигиенистов Г. Н. Сперанского, В. И. Молчанова, Д. Д. Бекарюкова, Н. А. Семашко, А. В. Молькова, П. М. Ивановского, Л. А. Сыркина и др. В связи с расширением круга изучаемых проблем на Всес. совещании по шк. гигиене (1953) для обозначения отрасли был принят термин «Г. д. и п.». В 1944—45 основан НИИ физиологии детей и подростков (ныне — в системе Рос. академии образования), в 1959 — НИИ гигиены детей и подростков (ныне — в системе Мин-ва здравоохранения Рос. Федерации), ставшие гл. исследоват. центрами в области Г. д. и п. Науч. разработка проблем Г. д. и п. ведется также на кафедрах и отделениях мед. и пед. вузов, в науч. подразделениях учреждений санитарной службы.
Лит.: Учебник шк. гигиены, под ред. Н. А. Семашко, М., 1948; Гигиена труда подростков в разл. отраслях вар. х-ва, под ред. И. А. Арнольди, М., 1967; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, М., 1972; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982е.
М. В. Антропова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия