ЭМОЦИИ
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Не являются ли Э. излишеством, «побочным эффектом» в работе нервной системы? Нет, они являются важными факторами ориентировки в отношениях организма (а у человека и личности) со средой и поэтому являются регуляторами поведения. Еще до того, как человек рассудит («что и как», «за», «против») и придет к логическому заключению, Э. сигнализирует ему «хорошо» или «плохо», т.е. является некотором интегральным сигналом положительной или отрицательной оценки того или иного события, обстоятельства. В быту обсуждаемая альтернатива обозначается как соотношение оценок со стороны «сердца» или «ума». Между рациональными (логическими) и эмоциональными оценками ситуаций, обстоятельств могут быть и расхождения (вспомним: «ум с сердцем не в ладу»). Кроме того, важным фактом является то, что задачи нравственного или трудового (и любого иного) воспитания оказываются неразрешимыми, если воспитанник знает только соответствующие идеи, правильные нормы поведения, но не усвоил в связи с ними положительные эмоциональные переживания. Наконец, в сложных ситуациях Э. человека могут протекать в форме так называемых аффектов, то есть очень бурно, и даже выходить из под контроля сознания, если у него не сформированы некоторые приемы саморегуляции. Поэтому искусство воспитания должно строиться на основе знания педагогом, в частности, и фактов, закономерностей эмоциональной жизни человека.
Непосредственное отношение человека к ситуациям, событиям переживается не только в форме Э., но и чувств. В быту эти слова («Э.» и «чувства») могут не различаться и употребляться как синонимы. Но в психологии понятие «Э.» принято несколько отличать от понятия «чувства» (см. Чувства).
Лит.: Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. 1997. № 6; Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976; Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978; Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М., 1983; Психология эмоций. Тексты (хрестоматия) / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Это отношение может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение, презрение и т. д.), так и кратковременным, вызванным данной конкретной ситуацией (радость, печаль, стыд, негодование и т. д.). Чувство как устойчивое отношение может выражаться в зависимости от особенностей ситуации в форме различных кратковременных переживаний (например, любовь к другому человеку может проявляться в переживании радости при встрече с ним, в горе – при разлуке, в страхе за него, когда его жизнь подвергается опасности). Эти кратковременные переживания часто называют эмоциями (Рис. 30). Хотя чувства представляют собой субъективное отношение человека к окружающим его людям, явлениям природы или общественной жизни, они, как и вся психика человека, отражают объективный мир. Будучи обусловлены объективными качествами предметов, они отражают, однако, не сами предметы в их качествах и свойствах, а лишь отношение человека к ним. Поэтому содержание чувств определяется как различием объектов, воздействующих на человека, так и различной их значимостью для его жизни, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Появление новых чувств, изменения в характере переживаний человека является свидетельством изменения его личных жизненных отношений или изменений в окружающей его действительности, в основном – в общественной жизни. Возникновение чувств обусловлено тем, что материальные и духовные потребности человека, получающие выражение в форме влечений, интересов и т. д., порождают деятельность, направленную на их удовлетворение. В зависимости от хода этой деятельности, ее успешности или неуспешности у человека возникают чувства различного характера. В самом содержании чувств, в интенсивности их переживания выявляется отношение конкретной человеческой личности к удовлетворению или неудовлетворению тех или иных ее потребностей. Чувства возникают в связи с познавательными процессами: ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями и тесно связаны с деятельностью человека. Будучи эмоциональным отношением человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, чувства выявляют в характере этого отношения особенности данного человека, его убеждения, мировоззрение, привычки, его внутренний мир. Чувство, как устойчивое отношение к предметам и явлениям действительности, проявляется в действиях и поступках человека. Чувства влияют на все формы его деятельности, способствуют активности, живости действий, усиливают побуждения человека. Как психологические состояния, которые возникают с известной долей непредвиденности и не всегда в должной мере регулируются, чувства могут и мешать деятельности человека (если они носят случайный характер, не связаны с основным кругом стремлений человека, являются отрицательными с точки зрения общественных требований и т. д.). Индивидуальные различия людей в области чувств чрезвычайно велики (Рис. 30). Основные особенности чувств, по которым люди отличаются друг от друга: направленность чувств (какие явления и факты вызывают отклик в виде тех или других чувств, какое они имеют значение для личности), их глубина, устойчивость, действенность (в какой мере чувства являются побуждением для поступков). Существенные различия наблюдаются также в отношении эмоциональной возбудимости людей, т. е. легкости возникновения у них эмоциональных состояний, в силе испытываемых ими чувств, в степени захваченности чувствами и т. д. Эти различия в значительной степени зависят от типа высшей нервной деятельности, от особенностей личности, складывающихся в процессе жизни, в результате воспитания. Среди многообразия эмоциональных переживаний можно выделить некоторые виды, отличающиеся своеобразием протекания и влиянием на другие психические процессы и поведение человека (Рис. 30). Сюда относятся аффекты (аффект – стремительно и бурнопротекающая, наиболее сильная эмоция, неподконтрольная сознанию), настроения (настроение – не резкое, но стойкое проявление эмоций у личности или группы), страсти (страсть – стойкое и длительное проявление чувств, становящихся доминирующим мотивом деятельности) – Рис. 30. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные чувства, эстетические чувства, интеллектуальные чувства (Рис. 30). Нравственные чувства в своем содержании определяются критериями морали, принятыми в обществе; в самом нравственном чувстве непосредственно заключена та или иная моральная оценка. Познавательная деятельность порождает у человека своеобразный эмоциональный отклик в форме интеллектуальных чувств; предметом этих чувств является как сам процесс приобретения знаний или иные умственные действия, так и результат познания. Человек воспринимает действительность, руководствуясь осознанием или неосознанно теми или иными эстетическими категориями. Такое восприятие порождает эстетические чувства; предметом эстетических чувств являются: деятельность самого человека, а также природа, общественная жизнь, продукты художественного творчества. Литература: [36, 47].
Возникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение - эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеваний
Поскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичность
В зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит. так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл. Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары осн. Э удовольствие - отвращение, радость - горе, уверенность - страх, торжество - ярость
Как отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательно-оценочную функцию. Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т. о., в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентах.
Прогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта. В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич.навыков. Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит. Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат. Э (тревога, страх, гнев). Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других - при низкой вероятности достижения цели.
Универсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений. Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пище.
Поскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э. Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э. утратили бы свое адаптивное значение. Но в отд. случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»).
Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С. другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью. Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э. Отражательно-оценочная функция Э., то, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведения.
Положит. Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная - об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе. Будучи мерой ценностей, Э. не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э., к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдаленных, труднодоступных целей.
Э. выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит: в эксперименте при выключении нервного аппарата Э. у животных не удается выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. ресурсов организма, но гл. обр. в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чье истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью.
В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э. сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. д. Не восполняя дефицит информации, Э. могут лишь компенсировать его.
Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. н. эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. центров (удовольствия, страха, ярости и т. д.). Исполнит, структуры локализованы преим. в гипоталамусе и в центр. сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. принципиальное значение имело открытие амер. физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. н. центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причем сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления.
Левое и правое полушария мозга принимают разл. участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведет к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого - к преобладанию положит. Э.
Нейрохимия Э., несмотря на свое стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э. Несомненным является участие в этом процессе норадренергич. и серотонинергич. систем. Полагают также, что серотонинергич. система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит. подкреплении (пища), а норадренергическая -на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. вовлекаются также т. н. эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. системы. Предполагают также, что норадренергич. система связана преим. с мотивационными компонентами Э. безотносительно к их виду (положит. или отрицат.), а серотонинергич. система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич. система, видимо, обеспечивает информац. процессы, т. к. холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется.
В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путем сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведет к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл. обр. путем обогащения и возвышения ее потребностей.
Для устранения эмоцион. напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооруженность соответствующими знаниями и навыками, проф. опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. как феномена внутр. мира личности во всем богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва.
Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Л с о и т с в А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Ф p с с с П., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987; Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981; S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия