ЭМОЦИИ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Эмоции
особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и физиологических реакциях.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Эмоции
непосредственные переживания значимости для будущего явлений, действующих на человека, или действий, осуществляемых им самим: удовлетворение, радость, страх и т.п.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ЭМОЦИИ
особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека [26, c. 389; 61, c. 171; 66, c. 411; 67, c. 461].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЭМОЦИИ
форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для личности. Э. проявляются в форме непосредственного, сиюминутного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Эмоции
психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Э. - непосредственная форма выражения чувств. По форме протекания их разделяют на настроения, аффекты, стрессы, фрустрации, страсти.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Эмоции
(от лат. emoveo — потрясаю, волную) – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д., элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ЭМОЦИИ
субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Положительные эмоции побуждают человека к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции имеют разную степень осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями приводит чаще всего к неврозам. Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЭМОЦИИ
(от лат. потрясаю, волную) - переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе; проявляется в виде удовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции, возникающие на базе высших социально-детерминированных потребностей, называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). В экстремальных условиях сильные эмоции называются аффектами. Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоциональное состояние называется настроением.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЭМОЦИИ
франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) — психические переживания, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающие у человека и животного в результате воздействия на них внешних и внутренних раздражителей. Эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения; важную роль играют эмоции, возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Эмоции
франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭМОЦИИ
(лат. еmotere – волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Эмоции
лат. – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний (удовлетворения, радости, страха) значимости каких-либо явлений, ситуаций. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции поведения и всей психической деятельности, они выражают оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности. Эмоциональный опыт формируется в процессе индивидуальных переживаний, в общении с другими, в процессе осмысления человеком своей жизни. Умение оценивать эмоции ученика – профессионально значимое качество личности учителя. Оно развивается по мере роста духовности педагога и проявляется в качестве личности – эмпатии.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭМОЦИИ
Класс психофизиологических характеристик, представляющих собой внутреннее, субъективное переживание психических и физиологических состояний человека, сопровождаемое приятными или неприятными ощущениями. Э. выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т. п. Характер и динамика ситуативных Э. определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство Э. представлено в их качественных характеристиках, в динамике протекания самих Э., например, длительность, интенсивность внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) в мимике, речи, пантомимике.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Эмоции
(от лат. emoveo — потрясаю, волную) — субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, самому себе. Э. служат одним из главных механизмов регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. В эмоциональных переживаниях объекты отражаются пристрастно, через «призму» человеческих потребностей и мотивов. В ходе деятельности Э. выполняют важные функции: положительные Э. дополнительно мотивируют, а негативные Э. способствуют «затуханию» активности; Э. сигнализируют о ходе выполнения текущих задач, о протекании процесса, указывают на возникновение затруднений; на эмоциональном уровне всегда ведется контроль за получаемыми результатами, поскольку они сличаются с изначально запланированными, и т.д. Э. намного раньше рационального осмысления события подсказывают его подлинное значение для субъекта. Кроме того, они выполняют подкрепляющую функцию, способствуя закреплению опыта, т.е. дополняют роль мотива.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЭМОЦИИ
(лат. emovere – возбуждать, волновать) – 1) Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. 2) Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты – очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к определенным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. Отсюда эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ЭМОЦИИ
от лат. emoveo - потрясаю, волную) — переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Э. проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. Э. служат одним из гл. механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Э. принято также называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными. В экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э. носят название аффектов. Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоциональное состояние называют настроением. В зависимости от характера потребностей (витальные, или биологические; социальные; идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоциональных реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей. По характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей выделяют 4 пары осн. Э.: удовольствие - отвращение; радость - горе; уверенность - страх; торжество - ярость. Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения. Экспериментально доказано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог. С другой стороны, чувство радости, возникающее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели. Э. выполняют также подкрепляющую функцию. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит. В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредственными регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путем сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведет к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в "обогащении сферы чувств", сколько в формировании такой иерархии потребностей, которые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл.о. путем обогащения и возвышения ее потребностей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭМОЦИИ
(от лат. emovere – волновать, возбуждать) – непосредственное переживание в конкретной ситуации благополучия или неблагополучия того или иного обстоятельства относительно потребностей организма. Э. в некотором роде известны каждому по личному опыту и выражаются, например, такими словами как «удивление», «радость», «горе», «гнев», «страх» и т.п. Э. в определенных формах присущи и животным, но у человека они тесно переплетены с прижизненно сформированными психическими структурами (и здесь мы сталкиваемся с так называемой «очеловеченной природой»; в частности, Э. могут возникать в связи с социальными отношениями, предрассудками, решением профессиональных задач, как, скажем неприятные переживания при недоделанной работе, при необходимости иметь дело с презираемым человеком, или, наоборот, приятные переживания от хорошо выполненной работы, от добротной бумаги и пр.). Э. сопровождают активность человека практически всегда и на самых разных ее уровнях, начиная от ощущений и кончая раздумьями о смысле жизни.
Не являются ли Э. излишеством, «побочным эффектом» в работе нервной системы? Нет, они являются важными факторами ориентировки в отношениях организма (а у человека и личности) со средой и поэтому являются регуляторами поведения. Еще до того, как человек рассудит («что и как», «за», «против») и придет к логическому заключению, Э. сигнализирует ему «хорошо» или «плохо», т.е. является некотором интегральным сигналом положительной или отрицательной оценки того или иного события, обстоятельства. В быту обсуждаемая альтернатива обозначается как соотношение оценок со стороны «сердца» или «ума». Между рациональными (логическими) и эмоциональными оценками ситуаций, обстоятельств могут быть и расхождения (вспомним: «ум с сердцем не в ладу»). Кроме того, важным фактом является то, что задачи нравственного или трудового (и любого иного) воспитания оказываются неразрешимыми, если воспитанник знает только соответствующие идеи, правильные нормы поведения, но не усвоил в связи с ними положительные эмоциональные переживания. Наконец, в сложных ситуациях Э. человека могут протекать в форме так называемых аффектов, то есть очень бурно, и даже выходить из под контроля сознания, если у него не сформированы некоторые приемы саморегуляции. Поэтому искусство воспитания должно строиться на основе знания педагогом, в частности, и фактов, закономерностей эмоциональной жизни человека.
Непосредственное отношение человека к ситуациям, событиям переживается не только в форме Э., но и чувств. В быту эти слова («Э.» и «чувства») могут не различаться и употребляться как синонимы. Но в психологии понятие «Э.» принято несколько отличать от понятия «чувства» (см. Чувства).
Лит.: Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. 1997. № 6; Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976; Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978; Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М., 1983; Психология эмоций. Тексты (хрестоматия) / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЭМОЦИИ
(чувства). Необходимо сделать одну терминологическую оговорку. Исторически сложилось так, что философы, психологи, педагоги говорят об эмоциональной сфере психики человека (эмоциональной сфере личности). Но основным понятием этой сферы выступают чувства (Рис. 30).

Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Это отношение может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение, презрение и т. д.), так и кратковременным, вызванным данной конкретной ситуацией (радость, печаль, стыд, негодование и т. д.). Чувство как устойчивое отношение может выражаться в зависимости от особенностей ситуации в форме различных кратковременных переживаний (например, любовь к другому человеку может проявляться в переживании радости при встрече с ним, в горе – при разлуке, в страхе за него, когда его жизнь подвергается опасности). Эти кратковременные переживания часто называют эмоциями (Рис. 30). Хотя чувства представляют собой субъективное отношение человека к окружающим его людям, явлениям природы или общественной жизни, они, как и вся психика человека, отражают объективный мир. Будучи обусловлены объективными качествами предметов, они отражают, однако, не сами предметы в их качествах и свойствах, а лишь отношение человека к ним. Поэтому содержание чувств определяется как различием объектов, воздействующих на человека, так и различной их значимостью для его жизни, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Появление новых чувств, изменения в характере переживаний человека является свидетельством изменения его личных жизненных отношений или изменений в окружающей его действительности, в основном – в общественной жизни. Возникновение чувств обусловлено тем, что материальные и духовные потребности человека, получающие выражение в форме влечений, интересов и т. д., порождают деятельность, направленную на их удовлетворение. В зависимости от хода этой деятельности, ее успешности или неуспешности у человека возникают чувства различного характера. В самом содержании чувств, в интенсивности их переживания выявляется отношение конкретной человеческой личности к удовлетворению или неудовлетворению тех или иных ее потребностей. Чувства возникают в связи с познавательными процессами: ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями и тесно связаны с деятельностью человека. Будучи эмоциональным отношением человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, чувства выявляют в характере этого отношения особенности данного человека, его убеждения, мировоззрение, привычки, его внутренний мир. Чувство, как устойчивое отношение к предметам и явлениям действительности, проявляется в действиях и поступках человека. Чувства влияют на все формы его деятельности, способствуют активности, живости действий, усиливают побуждения человека. Как психологические состояния, которые возникают с известной долей непредвиденности и не всегда в должной мере регулируются, чувства могут и мешать деятельности человека (если они носят случайный характер, не связаны с основным кругом стремлений человека, являются отрицательными с точки зрения общественных требований и т. д.). Индивидуальные различия людей в области чувств чрезвычайно велики (Рис. 30). Основные особенности чувств, по которым люди отличаются друг от друга: направленность чувств (какие явления и факты вызывают отклик в виде тех или других чувств, какое они имеют значение для личности), их глубина, устойчивость, действенность (в какой мере чувства являются побуждением для поступков). Существенные различия наблюдаются также в отношении эмоциональной возбудимости людей, т. е. легкости возникновения у них эмоциональных состояний, в силе испытываемых ими чувств, в степени захваченности чувствами и т. д. Эти различия в значительной степени зависят от типа высшей нервной деятельности, от особенностей личности, складывающихся в процессе жизни, в результате воспитания. Среди многообразия эмоциональных переживаний можно выделить некоторые виды, отличающиеся своеобразием протекания и влиянием на другие психические процессы и поведение человека (Рис. 30). Сюда относятся аффекты (аффект – стремительно и бурнопротекающая, наиболее сильная эмоция, неподконтрольная сознанию), настроения (настроение – не резкое, но стойкое проявление эмоций у личности или группы), страсти (страсть – стойкое и длительное проявление чувств, становящихся доминирующим мотивом деятельности) – Рис. 30. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные чувства, эстетические чувства, интеллектуальные чувства (Рис. 30). Нравственные чувства в своем содержании определяются критериями морали, принятыми в обществе; в самом нравственном чувстве непосредственно заключена та или иная моральная оценка. Познавательная деятельность порождает у человека своеобразный эмоциональный отклик в форме интеллектуальных чувств; предметом этих чувств является как сам процесс приобретения знаний или иные умственные действия, так и результат познания. Человек воспринимает действительность, руководствуясь осознанием или неосознанно теми или иными эстетическими категориями. Такое восприятие порождает эстетические чувства; предметом эстетических чувств являются: деятельность самого человека, а также природа, общественная жизнь, продукты художественного творчества. Литература: [36, 47].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЭМОЦИИ
от лат emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл. механизмов внутр регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец. мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение с целью минимизации (ослабления, предотвращения) или максимизации (усиления, повторения) этого состояния
Возникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение - эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеваний
Поскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичность
В зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит. так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл. Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары осн. Э удовольствие - отвращение, радость - горе, уверенность - страх, торжество - ярость
Как отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательно-оценочную функцию. Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т. о., в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентах.
Прогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта. В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич.навыков. Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит. Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат. Э (тревога, страх, гнев). Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других - при низкой вероятности достижения цели.
Универсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений. Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пище.
Поскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э. Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э. утратили бы свое адаптивное значение. Но в отд. случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»).
Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С. другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью. Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э. Отражательно-оценочная функция Э., то, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведения.
Положит. Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная - об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе. Будучи мерой ценностей, Э. не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э., к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдаленных, труднодоступных целей.
Э. выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит: в эксперименте при выключении нервного аппарата Э. у животных не удается выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. ресурсов организма, но гл. обр. в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чье истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью.
В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э. сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. д. Не восполняя дефицит информации, Э. могут лишь компенсировать его.
Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. н. эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. центров (удовольствия, страха, ярости и т. д.). Исполнит, структуры локализованы преим. в гипоталамусе и в центр. сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. принципиальное значение имело открытие амер. физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. н. центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причем сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления.
Левое и правое полушария мозга принимают разл. участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведет к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого - к преобладанию положит. Э.
Нейрохимия Э., несмотря на свое стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э. Несомненным является участие в этом процессе норадренергич. и серотонинергич. систем. Полагают также, что серотонинергич. система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит. подкреплении (пища), а норадренергическая -на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. вовлекаются также т. н. эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. системы. Предполагают также, что норадренергич. система связана преим. с мотивационными компонентами Э. безотносительно к их виду (положит. или отрицат.), а серотонинергич. система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич. система, видимо, обеспечивает информац. процессы, т. к. холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется.
В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путем сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведет к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл. обр. путем обогащения и возвышения ее потребностей.
Для устранения эмоцион. напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооруженность соответствующими знаниями и навыками, проф. опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. как феномена внутр. мира личности во всем богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва.
Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Л с о и т с в А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Ф p с с с П., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987; Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981; S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
79.93 кб

Эмоции как средство социализации педагога и учащегося

Сергеева Ольга Александровна
Читать PDF
351.16 кб

Эмоции как аксиологический фактор развития креативности студентов университета

Мороз Виктория Викторовна
Креативность рассматривается автором как востребованное современным обществом качество личности, способствующее нестандартному решению проблем.
Читать PDF
156.48 кб

Эмоции подростка и их воспитание

Тарабакина Л.В.
В статье предложено концептуальное обоснование происхождения и функционирования зрелой модели эмоциональной саморегуляции человека.
Читать PDF
443.84 кб

Эмоции в воспитании детей

Омельченко Л.В.
Влияние эмоций на психологическое развитие детей. Родители, поведение других людей являются моделью для копирования поведения ребенком.
Читать PDF
4.98 мб

Эмоции и расчет: результаты мониторинга готовности учреждений НПО/СПО к введению стандартов нового п

В. И. Блинов
Читать PDF
1.51 мб

Эмоции в педагогической профессии

Н. С. Василевская
Читать PDF
501.05 кб

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "В СТРАНЕ ЭМОЦИЙ"

Коротаева Ирина Владимировна
Читать PDF
200.55 кб

Синергетический подход к исследованию явления «Эмоциональная культура личности музыканта»

Стахи Т. А.
Читать PDF
111.29 кб

Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности на внеурочных компле

Читать PDF
334.17 кб

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования как фактор эмоци

Белкина Валентина Николаевна
Статья посвящена одной из проблем педагогической деятельности воспитателя детского сада влиянию стиля этой деятельности на некоторые характеристики детской группы.
Читать PDF
251.55 кб

Экспериментальное изучение особенностей интеллектуальных эмоций у младших школьников в различных

Павлова Евгения Вячеславовна
В соответствии с критериями анализа интеллектуальных эмоций (интенсивность познавательного интереса, модальность, повторяемость и осознанность) выявлены особенности их переживания младшими школьниками, обучающимися в образовательн
Читать PDF
255.97 кб

Концепция модернизации инженерного образования на основе информационной теории эмоций

Горбунов В. И.
В качестве исходной теоретической базы модернизации современного инженерного образования в России автором предлагается информационная теория эмоций.
Читать PDF
272.44 кб

Создание эмоционально-положительного отношения студентов к творческой деятельности в хоровом коллект

Стулов Игорь Харьевич
Читать PDF
254.18 кб

Эмоционально-положительное отношение к хоровому пению учащихся как педагогическая проблема

Стулов Игорь Харьевич
Читать PDF
1.25 мб

Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей шизофренией

Тенюшев Б. И., Мещерякова С. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Эстетические эмоции

    продукт психической деятельности субъекта, направленной на восприятие и переживание действительности с точки зрения ее совершенства и гармонии. Входят в структуру эстетической деятельности уча
  • ЯЗЫК ЭМОЦИЙ

    Непосредственная экспрессия, чудащаяся в пении – не более, чем плод наших собственных ощущений, того воздействия, которое пение оказывает на нашу душу Так пишут критики. Это не так! Техника физиол
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ ЭМОЦИЙ

    внутренне противоречивое эмоциональное состояние или же переживание, ассоциирующееся с двойственным отношением к объектам, к индивиду, явлениям, фактам. Характеризуется одновременным принятием
  • Эмоциональная культура

    культура чувств и эмоций, как способ внешнего выражения чувств. Состоит в способности человека адекватно реагировать на окружающую действительность. Эмоциональная культура проявляется в межлич
  • Лабильность эмоциональная

    своеобразие, когда человек резко переходит от одного эмоционального состояния к другому (например, от обиды к агрессии), глубоко не включаясь ни в одно из них.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

    направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, друж
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

    То же, что аффективная память. Память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами; полезна в изучении иностранных языков тем, что закрепляет единство логического и чувственнонаглядног
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

    способность педагога определять собственное состояние, давать ему оценку и умение управлять собственным эмоциональным состоянием.
  • Эмоциональная устойчивость

    выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым со
  • АФФЕКТИВНАЯ ОБЛАСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОБЛАСТЬ

    область таксономии, охватывающая цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная с простого восприятия, интереса, готовности реагировать, до усвоения ц
  • Эмоционально-волевая устойчивость

    степень волевого владения военнослужащим своими достаточно сильными эмоциями. Она выступает структурным компонентом отважных и мужественных поступков и действий личности в бою.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА

    это лексические единицы (слова, устойчивые словосочетания или отдельные значения многозначных слов), имеющие помимо предметно-логического значения эмоционально-оценочный компонент — дополните
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

    Метод обучения (во 2-м знач.) иностранному языку. Название и теоретическое обоснование предложено И. Ю. Шехтером. Предусматривает на занятиях опору на смыслообразование, возникающее в условиях роле
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

    система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоциональноволевой устойчивости в экстремальных ситуациях.
  • СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ

    (от англ. burnout – выгореть) – характеристика психологического состояния здоровых людей (например, врачей), находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруже
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологиче
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

    разновидность способа влияния на воспитуемого, возникающая в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должног
  • Мышление эмоциональное

    мышление, которое отвечает за сочетание рационального, логического мышления и чувственно-эмоциональной сферы, настроения. На принятие человеком решения эмоции оказывают такое же большое влияние
  • Насилие психическое (эмоциональное)

    это угроза применения насилия, когда жертва подвергается устрашению, запугиванию с применением физического насилия. Психическое насилие может включать причинение душевной или психической травм
  • Развитие эмоциональной сферы

    Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека — избавляться от отрица