система действий и операций по целесообразному изменению и преобразованию производства, обмена, учета, контроля, распределения и потребления различных ценностей в соответствии с общественными, коллективными и индивидуальными потребностями и интересами.
Можно выделить следующие функции Э.д.: познавательную, направленную на приобретение экономических знаний и умений; материально-предметную, связанную с совершенствованием трудового процесса (производства, распределения, обмена, потребления); управленческую и личную.
Познавательная Э.д. учащихся зависит от выбора сферы будущей деятельности или обучения. Большинству обучающихся экономические знания необходимы для эффективного выполнения трудовой деятельности, рационального ведения домашнего хозяйства, правильного потребительского поведения, понимания прав и обязанностей покупателя, экономии всех видов ресурсов, умения распоряжаться собственностью и извлекать из этого прибыль и т.п.
Для тех, кто планирует свою будущую трудовую деятельность в экономических сферах, познавательная Э.д. связана с сопоставлением требований профессии с состоянием подготовленности учащихся, приобретением конкретных экономических знаний и умений, необходимых в данной сфере деятельности.
Учащиеся, планирующие получить высшее экономическое образование, свою познавательную Э.д. связывают с углубленной экономической подготовкой.
Особым видом Э.д. является предпринимательство. Оно направлено на развитие перспективных направлений хозяйственной деятельности, отдача от которой обещает принести успех; усиление конкуренции, повышение качества и снижение цены на товары и услуги; увеличение рабочих мест; рациональное использование всех видов ресурсов; развитие творческих предпринимательских способностей и профессиональных навыков в различных сферах бизнеса, поиск неиспользованных возможностей в самых разных сферах жизнедеятельности.
Существуют два подхода к определению предпринимательства. В первом – предпринимательство рассматривается как набор качеств личности (стремление к достижению определенной цели, самостоятельность мышления, творчество, способность идти на риск и т.п.) Во втором – как деятельность по созданию нового предприятия, т.е. использование экономических и других знаний и умений для организации бизнеса. Э.д. в бизнесе направлена на выяснение того, что хотят люди, каковы конкуренты в этой сфере деятельности, стремление к немедленному результату.
И.А. Сасова