ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ профессионального учебного заведения

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ профессионального учебного заведения
организационная работа по определению стратегии развития образовательного учреждения, организации маркетинговых исследований, внедрению стандартов, по созданию и организации работы малых предприятий, производственных подрядных бригад и звеньев с участием обучаемых. В новых экономических условиях руководители профессиональных учебных заведений (ПУЗ) самостоятельно определяют порядок расходования прибыли, оплаты труда и поощрения работников. Особые трудности вызывают перерывы в финансировании, длительные задержки в выделении средств длявыдачи заработной платы сотрудникам. Все это требует от руководителей изыскания дополнительных источников доходов, путей расширения объемов выпускаемой продукции и выполняемых услуг, более эффективного использования производственных мощностей.
Руководители поставлены перед необходимостью самим решать, как строить образовательный процесс, в каких соотношениях планировать и вести теоретическое и производственное обучение, самостоятельно определять штатное расписание, должностные обязанности работников, формировать структуру управления с учетом конкретных условий.
Сущность Э.д.р. состоит в создании условий, обеспечивающих материальную заинтересованность в труде, экономическое стимулирование работы сотрудников и обучаемых. Руководители ПУЗ организуют его внешние экономические связи: хоздоговорные отношения, аренду помещений, оборудования и имущества и т.п.
Развитие экономических отношений в ПУЗ включает в себя рационализацию форм хозяйствования, перестройку работы в целях эффективного использования выделяемых по бюджету средств, коммерциализации хозяйственной деятельности. ПУЗ является определенным имущественным комплексом, пользуется правами юридического лица, имеет свой устав, бюджет и расчетный счет в банке, самостоятельно ведет бухгалтерский учет, распоряжается фондами и оборотными средствами.
Единый фонд финансовых средств ПУЗ в условиях развития хозрасчетной деятельности образуется из различных источников, а именно:
– бюджетных поступлений;
– поступлений от сторонних организаций, предприятий и учреждений в порядке оплаты за подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по прямым договорам;
– поступлений от отдельных граждан за профподготовку по заключенным соглашениям;
– оплаты стоимости дополнительных услуг, оказываемых в процессе обучения;
– выручки от реализации товарной продукции, создаваемой в мастерских;
– поступлений средств, заработанных обучаемыми на производственной практике на предприятиях.
Средства единого фонда используются для выплаты зарплаты работникам и обучаемым, а также для возмещения всех затрат, включая амортизационные отчисления на восстановление основных фондов и капитальный ремонт. Руководители ПУЗ в условиях хозрасчета вместе с коллективом определяют направления и объемы расходования ассигнований.
Экономический аспект деятельности руководителей проявляется в создании и организации работы кооперативов, производящих продукцию и оказывающих услуги населению; в организации подрядных производственных бригад и звеньев с участием обучаемых.
Организация производительного труда на базе мастерских образовательного учреждения позволяет рассматривать мастерскую как хозрасчетный участок предприятия и оценивать ее деятельность по производственным показателям. Вовлечение обучаемых в хозрасчетные отношения требует, чтобы их производственная деятельность планировалась по следующим показателям:
1) объем производства (выпуск продукции) в натуральном выражении;
2) производительность труда (выработка на одного рабочего);
3) численность работающих на участке;
4) фонд заработной платы;5) расход материальных ресурсов (материалов, инструментов, электроэнергии) при наличии норм расхода и точного учета.
Особое место в плане занимает показатель «себестоимость», в который входят прямые затраты, включая заработную плату, и затраты на материалы и пр.
В соответствии с действующим законом «Об образовании» учреждение начального профессионального образования имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Эта деятельность может включать в себя:
– использование и сдачу в аренду собственных основных фондов и имущества (например, жилых зданий, помещений, стадионов, производственных участков, спортивного и культурного инвентаря и т.п.);
– торговлю товарами и оборудованием;
– оказание посреднических услуг;
– деловое участие в деятельности других учреждений, организаций и предприятий;
– приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидентов, процентов) по ним;
– введение иных операций, не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг, предусмотренных уставом.
Перевод ПУЗ на нормативное финансирование и хозяйственную самостоятельность связан с конкретной организаторской работой, которая включает следующие мероприятия:
– проведение собрания трудового коллектива, на котором принимается решение о переводе образовательного учреждения на новые условия хозяйствования с указанием способа распределения дохода;
– разработка проекта финансового плана с расчетами доходов и расходов, с определением показателей деятельности ПУЗ, расчетами нормативов бюджетного и внебюджетного финансирования, фондов зарплаты, социального развития и материально- технической базы;
– разработка и утверждение Устава ПУЗ;
– разработка и утверждение Положения о порядке использования фонда заработной платы и премирования работников.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Соколов А.Г. Управленческая деятельность в учреждении начального профессионального образования. – СПб., 1997.
А.Г. Соколов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.