Диалектика
Диалектика
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Диалектика
(от греч. – искусство спорить, вести рассуждение) – признанная в современной философии теория развития всего сущего, в том числе и развитии личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Диалектика
отгреч. dialektik? - искусство вести беседу, спор) - философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Диалектика
от гр. dialcktike — искусство вести беседу, спор) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Источник: Исследовательская деятельность
Диалектика
1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; 2) процесс развития чеголибо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.
Источник: Общие основы педагогики
ДИАЛЕКТИКА
греч. dialektike) — 1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; теория и метод познания и преобразования действительности; 2) процесс движения и развития во всей его сложности, многообразии и противоречивости; 3) первоначально — искусство вести спор, искусство аргументации (для Сократа диалектика — искусство вести беседу с целью выяснения понятий).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Диалектика
гр. – веду беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы и общества, теория и метод познания (и исследования) явлений действительности в их становлении, развитии и самодвижении. Диалектика – это и научный способ доказывать истину, спорить, раскрывать противоречия, строить гипотезы. В педагогике это учение нашло самое широкое применение. Поскольку до сих пор отечественная система образования построена на разработанной диалектике педагогического процесса, диалектике развития ребенка и детского коллектива, диалектике процесса формирования знаний и умений и т.д.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДИАЛЕКТИКА
(гр. διαλεκτική (τέχνη) – искусство вести беседу, спор) – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления. Д. есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы Д. составляют существенное содержание мировоззрения. Д. выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы Д., составляющие ее стержень, – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Фундаментальными проблемами Д. природы являются, прежде всего, противоречивость природных процессов как их сущностная характеристика, движущая сила их развертывания, становления и самоорганизации; соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количественными изменениями; иерархия различных уровней организации материи; формы движения и связанная с этим классификация наук о природе; порождение жизни и возникновение мыслящей материи, становление человека, переход от природы к обществу. Кардинальными проблемами социального познания являются: Д. субъективного и объективного в истории, взаимодействие производительных сил и производственных отношений с политической и юридической надстройкой и соответствующими ей формами общественного сознания; диалектические взаимоотношения общества и природы, личности и общества. Овладение диалектическим мышлением означает рассмотре- ние действительности во всей ее многогранности, в постоянном движении, в противоречивости, борьбе нового со старым (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Соч.: В 3-х т. – М., 1970; Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч. – Т. 29; Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.