ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
ученик самообразующийся, субъект образовательного процесса.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Цель обучения
усвоение обучающимися знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т. е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Цели обучения
конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) или психомоторной областях.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Цель обучения
основная категория дидактики, определяющая, для чего учить, имеет направляющую, регулирующую функцию; идеальное мысленное предвосхищение будущего результата педагогической деятельности.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
вытекают из целей воспитания (см. цели воспитания) и соотносятся с ними как часть с целым. Цели обучения объединяют все компоненты учебного процесса (содержание, методы, приемы, средства, формы, результаты). Существуют разные подходы к классификации целей обучения.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
сознательно спланированные результаты процесса обучения, состоящие в накоплении знаний, овладении умениями и навыками, а также в формировании личностных качеств учащихся. В процессе профессионального образования главными целями являются прирост профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально значимых качеств личности.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные и локальные цели. Локальные диагностируемы, глобальные - недиагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель является пределом последовательности локальных целей и, как правило, принципиально недостижима (В. В. Гузеев).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) или психомоторной областях. Цели обучения позволяют выделить главные и второстепенные результаты, которых должны достигнуть учитель и учащиеся в процессе обучения тем или иным предметам, описать эти результаты ясно и доступно для учащихся и их родителей, администрации, наметить ориентиры, порядок и последовательность дальнейшей работы, создать стандарты и эталоны для оценки качества обучения.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Ведущий компонент системы обучения, формирующийся под влиянием среды обучения и оказывающий влияние на выбор методов, средств, содержания, организационных форм обучения. На занятиях по языку можно ставить разные цели, которые предусматривают разный объем, неодинаковую степень владения языковым материалом, разные уровни сформированности видов речевой деятельности. Можно также говорить о промежуточных и конечных целях обучения в рамках определенного отрезка времени, о цели каждого занятия, темы и этапа обучения. В лингводидактике принято выделять практическую, общеобразовательную, воспитательную, развивающую Ц. о. На современном этапе развития методики в качестве ведущей считается практическая цель, что отражает установку общества на обучение и овладение языком как средством общения. В литературе последних лет (см. Гальскова, 2000) речь идет также о стратегической (или глобальной) цели обучения, которая является отражением социального заказа общества по отношению к содержанию обучения. Уровень достижения планируемой цели обучения характеризуется с помощью термина компетенция, в связи с чем говорят об уровне языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной, страноведческой и др. компетенций, достигаемых в процессе реализации той или иной цели обучения.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
. В контексте гуманистической парадигмы образования Ц.о. триедины и включают в себя развивающий, воспитывающий и образовательный компоненты.
Эти компоненты тесно связаны между собой. Их обособление обеспечивает актуализацию процессов воспитания и развития учащихся в учебном процессе.
Характер Ц.о. определяется содержанием учебных предметов. Так, например, цели изучения гуманитарных предметов, в наиболее общем виде состоят в раскрытии у обучаемых творческих способностей, дающих им возможность приобщения к национальной и мировой культуре, правильному пониманию предназначения человека, смысла его бытия и деятельности.
Наиболее общими Ц.о. в учреждениях начального профессионального образования являются: достижение целостности профессиональных и общеобразовательных знаний и опыта деятельности, их интегрированности в единую систему; формирование научного мировоззрения и гуманистического ценностного отношения к миру; развитие навыков самоорганизации, опыта разноуровневой профессиональной деятельности, ответственности за ее результативность; адаптации учащегося к изменяющимся условиям жизни, подготовка к самостоятельной постановке и решению проблем.
Для обеспечения реализации общих Ц.о. необходимо наличие механизма их перевода в конкретные. Разработана следующая схема конкретизации Ц.о.: общая образовательная цель, сформулированная как долгосрочный результат учения – желаемый результат данного периода обучения, цель курса и т.д. – Ц.о. в общих терминах и идентифицируемая Ц.о.
Наиболее общие Ц.о., цели изучения отдельных учебных предметов и основных их содержательных блоков определяются государственными стандартами обучения.
Содержание Ц.о. должно быть осознано как преподавателями, так и учениками. Для достижения этого необходимо сочетание постановки цели с описанием проектируемого нормативного результата, вписанного в систему связей более общей системы целей. Постановка цели имеет практическое значение, если она конкретизирована критериями оценки ее достижения.
Ц.о. должны формулироваться конкретно и находить свое выражение в описании того прогнозируемого состояния обученности, которое закладывается в их содержании. Ц.о. должны быть диагностичными, т.е. поддаваться описанию, наблюдению, фиксированию.
И.М. Титова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Цель обучения
формирование у субъекта учения определенного вида деятельности. Такая формулировка цели сразу определяет значение каждого результата обучения: а) основным результатом является формирование умений, поскольку именно умения являются деятельностями, освоив которые индивид развивается сам (обогащая свою психику новыми психическими возможностями) и приобретает новые убеждения (поскольку освоенная деятельность позволяет ему самому убедиться в справедливости изученного); б) знания имеют важнейшее значение для освоения деятельности, образуя оpиентиpовочную основу деятельности. Без формирования ориентировочной основы невозможно целенаправленно овладеть любой деятельностью. При этом для сознательной деятельности человек нуждается в ценностных ориентациях и в ориентировочной основе конкретной деятельности. Знания способствуют и расширению у индивида потребностей, того, что становится необходимым ему для полноценной жизни; в) навыки необходимы для выполнения с требуемым качеством операций, входящих в состав любого действия; г) убеждения обеспечивают ценностные ориентации индивида и, по сути, представляют собой ориентировочную основу личности. «Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения и навыки их применения - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах». «Анализ целей обучения должен быть проведен вначале на макpоуpовне - указание всех тех изменений, которые должны быть внесены в личность учащихся на данной ступени обучения или в процессе изучения данного предмета. ...После этого необходим микpоанализ. При определении целей обучения на этом уровне анализ должен быть доведен до указания конкретных видов познавательной деятельности, которые необходимо сформировать и их характеристик: степень обобщенности, уровень автоматизированности и дp.». Полностью соглашаясь с приведенными здесь выдержками, хотелось бы обратить внимание читателей, что прилагательное «познавательной» в последнем предложении скорее всего - отзвук стереотипа, «в обучении осуществляется познавательная деятельность». Поскольку цель «сформировать познавательную деятельность» актуальна в высшей школе только при подготовке специалистов исследовательского профиля. Напомним, что необходимую деятельность по структуре можно сформировать и латентно, предписывая выполнение субъектом учения специфических действий, входящих в эту деятельность. В традиционной педагогической литературе обычно рассматривается не цель обучения, а его функции: образовательная (передача содержания образования), развивающая, воспитывающая. Учитывая вышесказанное, необходимо уделить внимание проблеме измерения степени сформированности знаний, умений, навыков и убеждений. Мы считаем, что такой мерой может считаться компетентность.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы