БУКВАРЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БУКВАРЬ
То же, что азбука, учебник для первоначального обучения грамоте. В структуру Б. входят: буквы, буквосочетания, предложения, тексты, грамматические сведения, иллюстративные материалы, обращения к родителям и детям.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

БУКВАРЬ
учебник для первоначального обучения грамоте детей и взрослых. Коллекция букварей в ГНПБ им. КД. Ушинского насчитывает более 250 экземпляров-от факсимильных изданий Азбуки Ивана Федорова (Львов, 1574) и Букваря Кориона Истомина до первых стабильных букварей, которые стали печататься в 1932 г.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

БУКВАРЬ
учебник для обучения грамоте, начальное пособие по развитию речи и логического мышления детей. Первый славянский букварь был издан во Львове в 1754 г. И. Федоровым. В Украине в середине XIX века вышли буквари К. Шейковского, П. Кулиша, Т. Шевченко. Над созданием букваря работали А. Потебня, Б. Гринченко, Т. Лубенец (Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1999). Е. В. Коваленко

Источник: Глоссарий современного образования.

БУКВАРЬ
книга для первоначального обучения грамоте, усвоения чтения и письма. Первые русские печатные буквари появились в XVI в. Букварь Ивана Фёдорова был напечатан в 1574 г. в городе Львове. Букварь состоял из азбуки, небольшого курса грамматики и содержал материалы по начальному обучению счёту. Буквари того времени были одновременно и учебником и книгой для чтения с текстами религиозно-нравственного содержания. Позднее в буквари добавляются сведения по истории, географии и математике. В 1694 г. в Москве был издан иллюстрированный букварь Кариона Истомина. Предназначая свой букварь детям, Истомин стремился сделать его занимательным: в букваре были даны предметные картинки, названия которых начинались на изучаемую букву (Д – дверь и т.д.). С XVI в. до конца XVIII в. в России было издано 19 различных букварей. В 1864 г. К.Д. Ушинский выпустил книгу «Родное слово», содержащую «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу». В 1875 г. была издана «Новая азбука» Л. Н. Толстого.
О 1910-х гг.: «Устюшка сидела прямо, вытянув перед собой босые, худенькие, почти чёрные от загара и грязи ноги. Она сняла с головы белый головной платок… и старательно разглаживала его мятые уголки… Я открыла букварь. “Ну, гляди теперь сюда!”» (Игумнова, 1957, 12). После 1917 года выпускалось немалое количество букварей для первоклассников. Буквари существенно менялись по содержанию, в методах подачи учебного материала, в оформлении.
О букваре нач. 1920-х гг.: «А вот букварь деда Матвея, старый букварь, самый первый наш букварь…, букварь, с которого отсчёт нового времени начался… Смотрят – и перед ними открываются страницы истории… Рабочий, бьющий молотом по наковальне – искры звездочками разлетаются; красноармеец с метой, метущей толстых клопов в чёрных фраках – летят горбоносые и толстопузые в пропасть!» (Шаповалов, 1986, 107). […]
О Челябинске в 1981 г.: «Я пошел в школу в 1981 году. 1 сентября строгая учительница в очках выдала каждому малышу первый учебник букварь. Синие обложки, оранжевые большие буквы. Незатейливые тексты. Простенькие картинки. Наверное, таким и должен быть первый учебник. Много я прочел с той поры книжек, но тексты из букваря помню и сейчас. “Ма-ма мы-ла ра-му”, “У Ма-ры ша-ры”, “На, Ма-ша, мяч”. И последнее стихотворение учебника “Прощание с букварем”: “Беру букварь в последний раз, / Несу букварь в просторный класс. / И дорогому букварю я говорю: “Благодарю!” / Ты книга первая моя, теперь читать умею я. / На свете много книжек есть, все книги я могу прочесть!”» (Иванов, 2007, 10).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

БУКВАРЬ
азбука, учебник для первоначального обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логического мышления. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы поведения и взаимоотношений между старшими и младшими. Осн. структурные звенья Б. - буквы, буквосочетания, слоги, цифры, грамматические сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстрированные материалы, схемы, таблицы. В России прообразами Б. были азбучные таблички, берестяные грамоты (11-15 в.). Первым печатным Б. на церковно-славянском языке в русской редакции стала "Азбука" Ивана Федорова (Львов, 1574), построенная на основе буквослагательного способа обучения грамоте. Для чтения автор отобрал и обработал тексты из Библии. Для закрепления навыков чтения и письма использовался азбучный акростих, тексты молитв, отрывки из притчей и др. Идеи Ивана Федорова легли в основу "Азбуки" Л. Зизания (Вильно,1596). В ней обращалось внимание на звуковой состав слова - фонетику; содержались сведения по географии, истории. Московская букваристика начинается с издания букваря В.Ф. Бурцова-Протопопова (1634). Учебник включал материал для обучения цифрам и числительным, большое внимание уделялось синтаксису, пунктуации, грамматическим сведениям. Б. Симеона Полоцкого (1670) стремился объединить обучение грамоте с привитием учащимся почитания к христианскому учению, морали, говорил о пользе просвещения. Важной вехой в истории развития учебной книги стали первые в России иллюстрированные Б. Кариона Истомина. Т.н. малый Б. ("Букварь в лицах", написан в 1692, издан в 1694), оформленный гравером Л. Буниным, опирался на идею наглядности обучения. Иллюстрации и тексты несли познавательную нагрузку, занимательность облегчала восприятие, осмысление и запоминание учебного материала. Б. Кариона Истомина впервые адресован не только мальчикам, но и девочкам. Азбуки и Б. 17 - начала 19 вв. составлялись гл. о. на основе буквослагательного способа обучения грамоте - только после формирования навыков чтения учащиеся переходили к письму. В 19 в. в издании Б. отразилась сословная дифференциация учащихся. Появились дорогие красочно оформленные Б., значительно изменилось искусство детской книги. Продолжались поиски рационального размещения учебного материала. Совершенствование Б. как учебника шло по линии обогащения его содержания, внедрения новых методов обучения. Появились Б., составленные по слоговому способу ("Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей", 1844; "Азбука" А. Дараган, 1846), звуковому аналитическому способу ("Русская азбука" В.А. Золотова, 1856; "Азбука для крестьянских детей" Ф.Д. Студитского, 1860) и др. Важнейшее направление в развитии русской букваристики 2-й половины 19 в. связано с именем К.Д. Ушинского, который в "Родном слове" (1864; выдержало 147 изданий) предвосхитил фонологический принцип обучения грамоте, ставший основой обучения только во 2-й половине 20 в. В учебнике были предусмотрены подготовительные упражнения; письмо слов и предложений; чтение печатного текста и т.д. Такая структура варьировалась и в последующих учебниках: Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Д. и Е. Тихомировых и др. По "слуховому способу" обучения грамоте была составлена "Азбука" Л.Н. Толстого (1872; в 1875 - "Новая азбука"). В 20-30-е гг. в период кампании по ликвидации неграмотности создавались Б. для городских и сельских школ, для подростков и взрослых, для различных курсов и кружков. Мн. авторы Б., издававшихся после 1920, комбинировали различные методы обучения грамоте. В 30-40-е гг. Б. составлялись преимущественно на основе аналитико-синтетического метода (буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, 1937, и др.). Разработанная С.П. Редозубовым и реализованная в его Б. (1945) система обучения грамоте на основе практического усвоения детьми осн. звуков русской речи (фонем) легла в основу Б., составленного авторским коллективом АПН РСФСР (1953) и "Азбуки" Янковской, А.И. Воскресенской, Редозубова (1958). В 60- 70-е гг. был издан (1961; ч. 1-2, 1969- 1972) экспериментальный букварь Д.Б. Эльконина. На основе последних достижений современной лингвистики и психологии в учебнике введению букв предшествовал период звукового анализа. Звуковая форма слова представлена в виде схем - моделей. В 1981 вышел Б. (с 1982 стабильный) В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько. Впервые Б. был издан в составе учебно-методического комплекта, включавшего также "Прописи", дидактические материалы, методическое руководство для учителя. В современных Б. модель звуковой (фонемной) структуры преобразована с учетом произносительной связанности звуков в словах. Опора на схемы и модели слов значительно облегчает трудный для детей звуковой анализ и переход к чтению. Расположение букв (звуков) и звукосочетаний по принципу их частотности в языке позволяет обогатить лексику и содержание текстов, а применение особых помет - ввести в тексты слова разной слого-звуковой структуры с начала обучения чтению и сразу учить читать слова с ударением. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.30) См. также Начальное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
208.51 кб

Первый букварь русского языка для мигрантов

Лысакова Ирина Павловна
После распада Советского Союза в Санкт-Петербурге появилось много мигрантов из республик бывшего СССР. В школы пришли дети, не знающие русского языка с детства. Кафедра межкультурной коммуникации РГПУ им.А.И.
Читать PDF
427.85 кб

Пишем «Культура» - подразумеваем «Образование», пишем «Учебник» - подразумеваем «Букварь»

Читать PDF
237.31 кб

Воспитательные возможности учебных книг В. П. Вахтерова «Русски й букварь » и «Мир в рассказах для д

Васюкова Т.М.
В статье раскрыты воспитательные возможности учебных книг В. П. Вахтерова «Русский букварь» и «Мир в рассказах для детей» и литературно-художественные средства, способствующие нравственному становлению личности младшего школьника.
Читать PDF
719.11 кб

«Букварь с картинами»: идеи Д. И. Тихомирова о наглядном обучении грамоте

Фуртова Галина Александровна
В статье рассматривается развитие наглядного обучения в российском образовании второй половины ХIХ начала ХХ вв. и анализируются издания букваря Д. И. Тихомирова с 1873 г. по 1914 г.
Читать PDF
375.13 кб

Советское, постсоветское и национальное в татарском букваре «Алифба» (конец 1980-х - 2000-е годы)

Сальникова Алла Аркадьевна
Читать PDF
1.20 мб

Гендерное измерение содержания отечественных букварей

Рыков С. Л.
Статья посвящена методике гендерной экспертизы букварей с позиций эгалитарного подхода к месту и роли мужчин и женщин в обществе, роли букварей в формировании самосознания и половой идентичности обучаемых начальной школы.
Читать PDF
592.85 кб

Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте букварей и азбук XVI первой четверти X

Агаджанов Б. В.
В статье приводятся сведения о жизни и деятельности выдающихся представителей отечественной культуры и просвещения XVI начала XVIII столетия, которые стояли у истоков книгопечатания в России и являлись авторами первых учебников дл
Читать PDF
77.20 кб

Основные направления развития советской букваристики

Василевская Н.Ю.
Читать PDF
8.08 мб

История финских букварей: от Агриколы до наших дней

Шикалов Юрий Геннадьевич
Данная статья представляет собой, по большей части, реферат диссертационной работы финского исследователя Лиисы Коткахеймо «Пять столетий финского букваря» (Liisa Kotkaheimo «Suomalaisen aapisen viisi vuosisataa») 1.
Читать PDF
2.61 мб

Воспитательная функция российских азбук и букварей 1899-1930-х годов

Ширяева Евгения Алексеевна
статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий.
Читать PDF
218.94 кб

Типология букварей

Сильченкова Людмила Семеновна, Климко Анна Игоревна
Статья посвящена важной проблеме начального образования повышению качества учебников для формирования первоначального навыка чтения у младших школьников, т.е. букварей и азбук.
Читать PDF
14.06 мб

Звуковые методы обучения грамоте и динамика визуального ряда российских азбук и букварей второй поло

Старцева Н.М.
В статье описаны звуковой синтетический метод обучения грамоте, а также метод чтения-письма, представленные в азбуках и букварях в 60-70 годах XIX века, проанализированы их достоинства и недостатки.
Читать PDF
273.18 кб

Буквари и книги для чтения для младших школьников наших дней и современное авторское право

Цапенко А. М.
В статье дается анализ коллизий влияния современного авторско-правового законодательства на содержание и качество контента современных российских букварей и книг для чтения в младших классах школы, анализируются последствия этого
Читать PDF
192.48 кб

Татарские буквари на арабской графике, изданные в Татарстане в 1890-е – 1920-е гг. (библиографически

Галиуллина Д. М.
В список вошли буквари на арабской графике для татарских школ, опубликованные с начала 1890-х до середины 1920-х гг. Советский период представлен букварями не только для детей, но и для взрослых.
Читать PDF
0.00 байт

Первые калмыцкие буквари как источники духовной культуры калмыков

Баянова Александра Тагировна
В статье автор описывает эволюцию развития учебной книги у калмыков на примере анализа структуры и содержания первых калмыцких букварей, издававшихся в калмыцких улусных школах.

Похожие термины:

  • БУКВАРЬ, азбука

    учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает
  • РУССКИЙ букварь для обучения письму и чтению

    букварь, составленный русским педагогом В.П. Вахтеровым (1853–1924). Опубликованный в Москве в 1898 г., букварь выдержал свыше 120 изданий. С 1 по 118 издание (по 1917 год) выходил под названием «Русский букварь
  • ПРОЩАНИЕ с букварем

    праздник первоклассников. О первоклассниках в Ленинграде в 1958 г.: «К 28 января мы закончили работу с букварём. Дети научились читать… Это событие было превращено в праздник учебного труда – “Проща
  • ПРАЗДНИК букваря

    вероятно, то же, что Проводы букваря, Прощание с букварем. О нач. 1960-х гг.: «Праздник букваря. В светлом зале нашей школы. / В середине января / Нам устроили весёлый / Этот праздник букваря. / Мы играем и
  • ПРОВОДЫ букваря

    праздник для первоклассников. О конце 1950-х гг.: «Октябрятские группы и звёздочки принимают активное участие в празднике “Проводы букваря”» (Панова, 1960, 59). См. также «Прощание с букварем», Праздник