Азбука

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АЗБУКА
по первым славянским буквам "аз" и "буки") 1. алфавит. 2. Букварь. 3. В музыке система условных знаков (нотная А.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АЗБУКА
(по названиям первых двух букв ст.-слав. алфавита «азъ» и «буки»). 1. То же, что алфавит. 2. Первоначальное пособие по обучению русской грамоте.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АЗБУКА
по первым славянским буквам «аз» и «буки») — 1) то же, что алфавит (см. Алфавит). Чтобы лучше запомнить, наши предки назвали каждую букву старославянского письма каким-нибудь «именем», подобрав слова с подходящими инициалами. Первую из русских букв назвали «аз», т. е. «я», вторую — «буки», т. е. «буква». Соединив два этих слова вместе, получим слово «азбука»; 2) букварь.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Азбука
др.-рус. – аз, буки) – письменное упорядоченно изложенное собрание букв, выражающих звуки какого-либо языка. Слово «азбука» произошло как аббревиатура из первых двух букв старославянского алфавита: азъ и букы. Оно и обозначает алфавит. Существует также ножная азбука, азбука Морзе и др. Азбука излагается и изучается по букварю. В школе, при изучении письма, используется «разрезная азбука», составляющая «кассу букв и слогов», кубики - азбука, магнитная доска с металлическими буквами. В России XVI-XVII вв. возникли певческие азбуки для обучения знаменному пению. Эти азбуки использовали церковнославянский алфавит для обозначения интонаций при пении «знамен» - текстов духовного содержания.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АЗБУКА
«Книга, таблица и т. п. служашая для обучения грамоте» (Словарь, 1991–1, 103). Из изданий до 1917 года можно отметить: «Азбука и уроки чтения и письма» Н.Ф. Бунакова, «Азбука для обучения грамоте по естественному методу» М.И. Тимофеева, «Новая азбука» Л.Н. Толстого. (ПС, 1960–1, 26). Азбука разрезная.
О Свердловске в нач. 1960-х гг.: «Под таким одеялом я во время очередной ангины в возрасте пяти лет легко научился читать при помощи квадратиков разрезной азбуки, выкладывая их на большой фанерный лист – “пельменный”» (Застырец, 2006).
О перв. пол. 1960-х г.: «…Надо… позаботиться, чтобы весь этот мощный поток не оседал преимущественно в больших городах, а… направлялся и в не столь крупные города, и в колхозы, в которых сейчас не то что каких-то там кубиков, а даже простой разрезной азбуки днём с огнем не найдешь» (Носов, [1966], 1982–4, 439).
О нач. 1970-х гг.: «Разрезная азбука употреблялась в комплекте с кассой букв и слогов. Имеется и у первоклашек 2000-х гг.» (Жавелева, 2006). См. также: Касса букв и слогов.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.99 мб

О проекте развития образного мышления детей 2–4-летнего возраста на основе книги «Азбука семь – я»

Барабан Наталья
Автор описывает особенности проекта, направленного на развитие образного мышления, интеллектуальное и всесторонне гармоничное развитие ребёнка 2–4-летнего возраста, раскрывает методические приемы, апробированные в работе с детьми
Читать PDF
479.43 кб

Из опыта реализации программы внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов «Борская азбука»

Добролюбова Людмила Моисеевна
В статье представлен опыт реализации программы краеведческой внеурочной деятельности на базе школьного музея для учащихся 1-х классов школы № 4 г.Бор.
Читать PDF
221.70 кб

Азбука педагогіческой риторики

Евсеева Г.П., Акимова В.С.
Постановка проблемы.
Читать PDF
2.62 мб

«Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX в

Ромашина Екатерина Юрьевна
Рассмотрены и проанализированы азбуки в картинках, изданные в России в 1815-1893 гг. Предложена типология этих изданий в зависимости от их контента и структурно-функционального соотношения текста и визуального ряда.
Читать PDF
599.85 кб

Интерактивная азбука с дополненной реальностью как форма вовлечения детей в образовательный процесс

Секерин В.Д., Горохова А.Е., Щербаков А.А., Юркевич Е.В.
Цель исследования: обосновать целесообразность использования в образовательном процессе детей технологий с дополненной реальностью в целях увеличения уровня их вовлеченности и повышения эффективности образовательного процесса.
Читать PDF
381.19 кб

«АЗБУКА УГРО-РУСЬКОГО И ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСЬКОГО ЧТЕНіЯ» АВГУСТИНА ВОЛОШИНА

Рего А.И.
The publication analyses Augustyn Voloshin’s «ABC-book of Ugric-Russian and Church Slavonic Readings» and characterises his method of how primary-school children could be familiarized with and trained in reading the texts translit
Читать PDF
592.85 кб

Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте букварей и азбук XVI первой четверти X

Агаджанов Б. В.
В статье приводятся сведения о жизни и деятельности выдающихся представителей отечественной культуры и просвещения XVI начала XVIII столетия, которые стояли у истоков книгопечатания в России и являлись авторами первых учебников дл
Читать PDF
449.39 кб

Славянская письменность сквозь призму анализа «Азбуки угро-русского и церковно-славянского чтения» А

А. И. Рего
Читать PDF
324.04 кб

Прощание с Азбукой

Гурдина Л. Ю.
Читать PDF
2.61 мб

Воспитательная функция российских азбук и букварей 1899-1930-х годов

Ширяева Евгения Алексеевна
статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий.
Читать PDF
428.40 кб

Роль печатных азбук знаменного пения в системе подготовки старообрядческих музыкально-педагогических

Плавская Елена Леонидовна
Изучение особенностей традиционной культуры старообрядцев особенно актуально в современную эпоху глобализации.
Читать PDF
14.06 мб

Звуковые методы обучения грамоте и динамика визуального ряда российских азбук и букварей второй поло

Старцева Н.М.
В статье описаны звуковой синтетический метод обучения грамоте, а также метод чтения-письма, представленные в азбуках и букварях в 60-70 годах XIX века, проанализированы их достоинства и недостатки.
Читать PDF
4.38 мб

«Новые облегчения к изучению чтения»: звуковой метод в российских азбуках и букварях 1820–1840-х гг.

Ромашина Е. Ю.
Введение. В энциклопедической, справочной и исследовательской литературе, как правило, рассказ о создании / появлении и применении / распространении в России звукового метода обучения грамоте сопряжен с именами В. А. Золотова, Н.
Читать PDF
530.87 кб

Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX - начала XX в

Ромашина Екатерина Юрьевна
На протяжении XIX-XX вв. произошло качественное изменение роли наглядности в пособиях для первоначального обучения грамоте: визуальные компоненты азбук и букварей приобрели самостоятельное дидактическое значение.
Читать PDF
368.53 кб

Слово и образ: метод целых слов в российских азбуках и букварях начала XX века

Н. М. Старцева
Введение. Совершенствуя сегодня методы и приемы обучения детей чтению и письму, важно обращать внимание на подходы, которые были выработаны и апробированы методистами прошлого, видеть положительное и отрицательное в них.

Похожие термины:

  • БУКВАРЬ, азбука

    учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает
  • Азбука для слепых

    рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для письма и чтения слепых. (Врайль Луи (1809—1852) — французский тифлопедагог, изобретатель азбуки для слепых (1829). В 3-летием возрасте потерял зрени
  • АЗБУКА ГЛУХОНЕМЫХ ПАЛЬЦЕВАЯ

    (син. Азбука глухонемыхручная) - обозначение букв алфавита с помощью определенных положений пальцев и кистей рук. См.: Дактилология.
  • АЗБУКА Морзе

    «Условная передача букв и знаков по раличным каналам связи при помощи комбинаций точек и тире; код Морзе» (Словарь, 1991–1, 103); школьный предмет в женской школе в 1943–1945 гг. О Москве в 1943–1944 гг.: «Мы при
  • НОВАЯ азбука

    учебная книга для начального обучения, составленная Л.Н. Толстым. В 1872 г. Л.Н. Толстой издал «Азбуку» – пособие для первоначального обучения грамоте, состоящее из четырёх книг. В 1875 г. Л.Н. Толстой из
  • РАЗРЕЗНАЯ азбука

    О вт. пол. 1940-х гг.: «Работа с разрезной азбукой проводится систематически на каждом уроке. Для удобства пользования разрезной азбукой применяются два приспособления: буквенная касса и наборное по
  • АЗБУКИН Дмитрий Иванович

    1883-1953) дефектолог и психиатр, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Автор трудов по олигофренопедагогике, клинике и психологии олигофрении ("Клиника олигофрении", 19
  • АЗБУКОВНИКИ

    древнерусские анонимные рукописные толковые словари или справочники энциклопедического или филологического характера. Им предшествовали (с 13 в.) азбучные словари необщеупотребительных слов. Из