БИНАРНЫЙ (совмещенный интегрированный) УРОК

Найдено 1 определение
БИНАРНЫЙ (совмещенный интегрированный) УРОК
особый тип урочной формы проведения учебного процесса.
На Б.у. изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов, например: математики и информатики; физики и химии; спецтехнологии и производственного обучения и др. Такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда необходимо осуществить глубокие межпредметные связи, когда знания материала одних предметов необходимы для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала, у учащихся появляется заинтересованность и желание изучить данную тему, так как она связана с их профессией.
Интеграционная взаимосвязь учебных предметов может осуществляться на трех уровнях:
I высший – уровень целостности, на котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового интегрированного предмета (например, «Электротехника и основы электроники»);
II – уровень дидактического синтеза, на котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного их них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения;
III – уровень межпредметных связей, на котором интегрирующим фактором являются общие элементы содержания предметов.
Наиболее перспективной, эффективной является связь на уровне дидактического синтеза.
Б.у. проводят обычно двое: мастер производственного обучения и преподаватель либо два преподавателя и сообща решают одну общую задачу. Результативность таких уроков может быть высокой в том случае, когда между ними будет четкая содержательная согласованность, когда каждый из ведущих урок действует не изолированно, а органически дополняет друг друга.
Лит.: Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. – Самара, 1994; Таланчук Н.М. Совершенствование профессиональной подготовки в профтехучилищах на основе организации бинарного (совмещенного) обучения. – Казань, 1983; Интегративный урок производственного обучения. / Сост. Халиуллин И.А. и др. – Горький, 1987.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.