АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
(от лат. autoritas – влияние) – общепризнанная учащимися значимость достоинств преподавателя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
общепризнанная учащимися профессиональная и личностная значимость педагога и основанная на этом сила его воспитательного влияния.
Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
признание учащимся достоинств педагога и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, справедливость, гражданская позиция, признанные общественные идеалы и социально значимое положение в обществе.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
признание учащимися достоинств педагога и основанная на этом признании сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, справедливость, гражданская позиция, признанные общественные идеалы и социально значимое положение в обществе. От подлинного авторитета следует отличать ложный, принимающий самые разнообразные формы, авторитет подавления, резонерства, превосходства, мнимой доброты и дружбы.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Авторитет педагога
(от нем. Autoritat < лат. auctoritas — . власть, влияние) — профессиональный статус педагога, определяющий степень влияния, силу педагогического воздействия на отдельных учащихся или группу. А. п. выражается в способности педагога направлять мысли, чувства, поступки учащихся; в добровольной готовности детей следовать указаниям и советам учителя, признании их справедливости и целесообразности, в уважении и доверии к учителю. Основой А. п. выступают высокие личностные и профессиональные качества: общая культура, открытая позиция в общении, эрудированность, компетентность, эмпатия, доброжелательность, четкая гражданская позиция и др. Ложно понятый А.п., стремление к самовозвышению побуждает некоторых педагогов надевать на себя маску нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
профессионального учебного заведения – необходимое условие положительного влияния преподавателя, мастера производственного обучения на эффективность обучения и воспитания, основанного на их знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. А.п. выражается в его способности направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства, поступки учащихся. В основе А.п. лежит доверие учащихся к нему, убежденность в его правоте, внутренняя готовность учащихся разделить с педагогом ответственность за принимаемые им решения.
Педагогическая значимость А.п. определяется ролью личности преподавателя, мастера как учителя профессии и воспитателя. «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. – М., 1948. С. 63–64).
Учитывая специфику основной цели и содержания обучения в профессиональном учебном заведении – освоение избранной профессии (специальности), формирование у учащихся профессионального мастерства, важнейшими качествами преподавателя, мастера, определяющими их авторитет у учащихся и в педагогическом коллективе учебного заведения, является глубокое знание своего предмета, широкий технический кругозор, высокий уровень профессионального мастерства. Влияние мастера будет эффективно только тогда, когда учащиеся будут чувствовать и знать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Только свободное владение предметом может пробудить у учащихся интерес к знаниям, уважение к преподавателю и его требованиям.
Специфика работы педагогов профессиональных учебных заведений (мастеров и преподавателей общетехнических и специальных предметов) в том, что им постоянно приходится иметь дело с наладкой, регулировкой, разборкой, сборкой, ремонтом сложного оборудования, приборов, аппаратов по своей специальности, обслуживать сложную проекционную технику, персональные компьютеры, тренажеры и другие технические средства обучения. Преподаватели и мастера производственного обученияоборудуют и реконструируют учебные кабинеты, лаборатории и учебные мастерские, конструируют и руководят изготовлением различных обучающих и контролирующих устройств. К этой работе активно привлекаются учащиеся, а в совместной работе развивается взаимное уважение, формируется А.п.
Авторитетными педагогами бывают, как правило, люди, отличающиеся богатством и полнотой чувств. Преподаватели и мастера профессиональных учебных заведений обучают и воспитывают молодежь подросткового и раннего юношеского возраста – это самый ответственный период становления человека. В этом возрасте у учащихся формируются устойчивые интересы, они много размышляют о месте в жизни, о профессии, стремятся к общему культурному развитию. Молодежь в этом возрасте склонна к поиску идеала и, как правило, ищет его в своих наставниках. Авторитетный у учащихся преподаватель, мастер всегда умеет находит путь к сердцам своих воспитанников, является для них старшим другом.
Авторитетный у молодежи педагог обладает высоким уровнем общей культуры, широким общим кругозором, тем более в современной жизни, когда значительно повысился культурный и общеобразовательный уровень молодежи, расширился круг ее интересов. Педагога, авторитетного у учащихся, отличает любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, умение находить с воспитанниками нужный тон в общении, взаимопонимание, умение выслушать, дать совет, подсказать. Педагог, работающий с молодежью, знаком с лучшими произведениями художественной и научно-популярной литературы, знает и умеет петь молодежные песни, знает и умеет читать стихи, понимает современную музыку – без этого трудно работать с молодежью, отвечать на ее вопросы, осуждать нежелательные увлечения.
А.п. создается и развивается в педагогической деятельности, залогом эффективности которой является владение педагогическим мастерством.
Лит.: Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. – М., 1985; Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.
В.А. Скакун
Педагогическая значимость А.п. определяется ролью личности преподавателя, мастера как учителя профессии и воспитателя. «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. – М., 1948. С. 63–64).
Учитывая специфику основной цели и содержания обучения в профессиональном учебном заведении – освоение избранной профессии (специальности), формирование у учащихся профессионального мастерства, важнейшими качествами преподавателя, мастера, определяющими их авторитет у учащихся и в педагогическом коллективе учебного заведения, является глубокое знание своего предмета, широкий технический кругозор, высокий уровень профессионального мастерства. Влияние мастера будет эффективно только тогда, когда учащиеся будут чувствовать и знать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Только свободное владение предметом может пробудить у учащихся интерес к знаниям, уважение к преподавателю и его требованиям.
Специфика работы педагогов профессиональных учебных заведений (мастеров и преподавателей общетехнических и специальных предметов) в том, что им постоянно приходится иметь дело с наладкой, регулировкой, разборкой, сборкой, ремонтом сложного оборудования, приборов, аппаратов по своей специальности, обслуживать сложную проекционную технику, персональные компьютеры, тренажеры и другие технические средства обучения. Преподаватели и мастера производственного обученияоборудуют и реконструируют учебные кабинеты, лаборатории и учебные мастерские, конструируют и руководят изготовлением различных обучающих и контролирующих устройств. К этой работе активно привлекаются учащиеся, а в совместной работе развивается взаимное уважение, формируется А.п.
Авторитетными педагогами бывают, как правило, люди, отличающиеся богатством и полнотой чувств. Преподаватели и мастера профессиональных учебных заведений обучают и воспитывают молодежь подросткового и раннего юношеского возраста – это самый ответственный период становления человека. В этом возрасте у учащихся формируются устойчивые интересы, они много размышляют о месте в жизни, о профессии, стремятся к общему культурному развитию. Молодежь в этом возрасте склонна к поиску идеала и, как правило, ищет его в своих наставниках. Авторитетный у учащихся преподаватель, мастер всегда умеет находит путь к сердцам своих воспитанников, является для них старшим другом.
Авторитетный у молодежи педагог обладает высоким уровнем общей культуры, широким общим кругозором, тем более в современной жизни, когда значительно повысился культурный и общеобразовательный уровень молодежи, расширился круг ее интересов. Педагога, авторитетного у учащихся, отличает любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, умение находить с воспитанниками нужный тон в общении, взаимопонимание, умение выслушать, дать совет, подсказать. Педагог, работающий с молодежью, знаком с лучшими произведениями художественной и научно-популярной литературы, знает и умеет петь молодежные песни, знает и умеет читать стихи, понимает современную музыку – без этого трудно работать с молодежью, отвечать на ее вопросы, осуждать нежелательные увлечения.
А.п. создается и развивается в педагогической деятельности, залогом эффективности которой является владение педагогическим мастерством.
Лит.: Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. – М., 1985; Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.