Аннотация
краткая характеристика документа, поясняющая его содержание, назначение, форму, другие особенности
Источник: Библиотечные термины
Аннотация
annotation, abstract) – краткое изложение информации, содержания медиатекста любого вида и жанра.
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
АННОТАЦИЯ
(греч. annotatio примечание, пометка) краткая характеристика публикации, отражающая ее основное содержание.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Аннотация
от лат. annotation - примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.
Источник: Исследовательская деятельность
АННОТАЦИЯ
краткая (не более 100 слов) характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, назначение и другие особенности [24, c. 11].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
АННОТАЦИЯ
(от лат. annotatio – примечание, пометка). Вид письменного сообщения, перечень главных мыслей, краткая характеристика содержания книги, статьи или рукописи.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АННОТАЦИЯ
от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.
Источник: Педагогический словарь
АННОТАЦИЯ
краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Аннотация
(от лат. annotation – примечание) – краткая характеристика содержания статьи или книги, а также рекомендации относительно их использования. Является обязательным атрибутом научных работ. Составление аннотаций способствует развитию связной речи учащихся [ ]. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
Аннотация
краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация на библиотерапевтическую литературу определяет особенности рекомендуемого издания, возможный эффект прочтения, необходимость последующего обсуждения.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
АННОТАЦИЯ
краткое разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим описанием какого-либо сочинения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке и т.д.). Развернутая аннотация, сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
АННОТАЦИЯ
от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая характеристика гадания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Аннотация включает также сведения об авторе, носит, как правило, рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати. Аннотации помещают в книгах, брошюрах и др. изданиях. Средний объем аннотации 500 печатных знаков (600—предельный).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АННОТАЦИЯ
(лат. annotation – замечание) – краткая характеристика содержания рукописи или печатного произведения. В А. указывается название произведения, его автор, год и место издания, объем и структура работы; дается достаточно полная характеристика произведения с указанием наиболее актуальных и интересных проблем и вопросов, затронутых автором; приводятся рисунки и чертежи, которые помогают понять и раскрыть идею произведения. А. составляется в произвольной форме.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Аннотация
(от лат. annotatio – примечание, пометка) – резюме, краткая обобщенная характеристика печатного издания (книги, статьи), дающая самое общее представление о его назначении, обычно содержит рекомендации к использованию в практической деятельности. В аннотации обычно не требуется изложения содержания произведения, которое чаще всего дается в виде перечня в оглавлении. Обычно содержит 2–3 предложения. Составление А. – один из видов заданий по изучению литературных источников для студентов по курсу методики преподавания изобразительного искусства, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению.
Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004
АННОТАЦИЯ
краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения содержания, ценности, назначения, литературно-библиографической истории, оформления и пр., которая составляется на основании текста издания с целью углубить информацию о произведении печати и помочь читателю в выборе литературы. По содержанию, обусловленному назначением А., она может быть описательной или рекомендательной, по отражению тематики аннотируемого произведения – общей или специализированной, по форме – развернутой или краткой, а также оценочной, т. е. с указанием, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению (Гречихин А. А., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризации: учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. – М.: Логос, Моск. гос. ун-т печати, 2000. – С. 113– 116; Шамурин Е. И. Словарь книговедческих терминов для библиотекарей, библиографов, работников печати и книжной торговли. – М.: Сов. Россия, 1958. – С. 16). И. В. Козицкая
Источник: Глоссарий современного образования.
АННОТАЦИЯ
краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т.д. Целевое назначение А. — проинформировать читателей о существовании работы определенного содержания и характера. А. классифицируют: по адресату (не для личного пользования — для себя), по форме (устные — письменные), по объему (краткие А. — обычно сводятся к характеристике исходного текста в каком-либо аспекте, например с точки зрения основной тематики; развернутые А. — более подробно представляют исходный текст), по наличию оценки первоисточника (описательные А. — раскрывают тематику книги, сообщают сведения о ней, но не дают критической оценки; рекомендательные А. — оценивают первоисточник с различных точек зрения, например с точки зрения доступности книги определенной категории читателей); по наличию автора (неавторская А., которой обычно издательство сопровождает новую публикацию; авторские А., среди которых можно выделить А., написанные не известным широкому кругу читателей автором, и А., написанные пользующимся авторитетом, известным, уважаемым или же популярным лицом). А. относится к разряду вторичных текстов и строится в соответствии с определенными требованиями. В ней есть обязательные компоненты — указание темы первоисточника, определение целевого назначения и читательского адреса и факультативные компоненты, например — дополнительные сведения об авторе первоисточника, оформлении (иллюстрациях, способе подачи материала), инструкции по использованию печатного издания и т.п. При создании А. необходимо определить, кому она предназначается (цетям какого возраста, родителям, коллегам и т.п.), какова ее цель (проинформировать, убедить прочесть и т.д.), в какой ситуации эта А. будет восприниматься (что обусловливает возможность—невозможность предварительной обработки текста, выбор стиля, языковых средств, выбор формы предъявления А.: устно — на классном часе, на перемене, в группе продленного дня; на родительском собрании; на методобъединении перед коллегами; письменно — для журнала, газеты, выставки книг в библиотеке и т. п.). Лит.: Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. — М., 1991; Пособие по обучению профессиональной научной речи.— М, 1991. В.Ю. Выборное а
Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
АННОТАЦИЯ
(ОТ лат. annotatio — ‘примечание, пометка’) — письменный или устный вторичный текст научного стиля, представляющий собой краткое разъяснительное или критическое обобщённое изложение, характеристику основного содержания и назначения первичного текста: книги, статьи или рукописи.
Выделяются следующие основания для классификации А.: 1) по наличию автора (авторская; неавторская); 2) по адресату (для себя; не для личного пользования); 3) по объёму (краткая; развернутая); 3) по форме (устная; письменная); 4) по наличию оценки первоисточника (справочная, информационная, или описательная — характеризует тематику произведения и сообщает какие-л. сведения о нём без критической оценки; рекомендательная — даёт критическую оценку произведения с учётом возраста, уровня подготовки и других особенностей читателя).
Чтобы сформировать содержательную часть рекомендательной А., необходимо ответить на следующие вопросы: 1) что представляет собой статья (книга)? о чём в ней говорится?; 2) кому она предназначена? на кого рассчитана?
В тексте справочной А. могут быть отражены следующие сведения: 1) тип и назначение произведения (сборник, статья, диссертация); 2) задачи, поставленные или решаемые автором аннотируемого произведения; 3) метод, которым пользовался автор (компиляция других источников, эксперимент и т.п.); 4) принадлежность автора к определённой научной школе или направлению; 5) структура аннотируемого произведения; 6) предмет и тема произведения, основные положения и выводы автора; 6) характеристика иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата и др., в т.ч. указателей и библиографии.
Устойчивые конструкции (клише), которые используются для передачи основного содержания А.: 1) автором рассматривается вопрос о...; в статье дан анализ проблемы..., раскрывается сущность..., заостряется внимание на..., приведены данные..., уделяется особое внимание..., обобщается материал о...; данная книга знакомит читателя с...; в монографии изложена концепция...; основная цель... состоит в... ; книга призвана помочь в... ; учебное пособие нацелено на..., адресовано..., представляет интерес для..., рекомендуется... и др.
Отбор сведений для А. и их расположение зависят от содержательных, стилистических и жанровых особенностей аннотируемого произведения и адресата, которому она предназначена.
В книгах А. располагается на обороте титульного листа (под библиографическим описанием). А. печатаются в справочно-библиографических изданиях и реферативных журналах. Пример аннотации:
Голованова Е.И. Введение в когнитивное терминоведение: учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 224 с.
В учебном пособии содержится обзор ключевых проблем когнитивного терминоведения как особого направления науки о терминах, отражающего современное состояние научного знания. Освещаются дискуссионные вопросы природы термина и среды его функционирования, взаимодействия специального и обыденного знания в единицах профессиональной коммуникации.
Для студентов и магистрантов филологических специальностей университетов, а также аспирантов, изучающих механизмы взаимодействия языка, мышления и деятельности.
Лит.: Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи. М., 2011; Лысова Т.В., Попова Т.В. Культура научной и деловой речи. М., 2011; Эффективная коммуникация: история, теория, практика / отв. ред. М.И. Панов. М., 2005.
Ю.И. Борисенко
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.