АНАГРАММА
АНАГРАММА
греч. anagramma — перестановка, от ana- — пере- и gramma — буква) — 1) слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составлявших другое слово, напр., сила—лиса, мука — кума; 2) вид псевдонима, составленного из переставленных букв подлинной фамилии или имени; 3) род стихотворной загадки, в которой иносказательно описывается значение слова, содержащегося в тексте загадки с переставленными буквами.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АНАГРАММА
(от греч. ανα – ‘через’и γράμμα — ‘буква’) — как форма языковой игры представляет собой перестановку букв в слове, которая в пределах одного текста превращает одно слово в другое: В поле ВСЕ — ВСЕ — ВСЕ: / В поле СЕВ — СЕВ — СЕВ (А. Шибаев).
Из одного длинного слова путём анаграммирования можно получить и целую небольшую фразу. В стихотворении «Спаниель на прогулке» Э. Юнга обыгрывается фраза «Синь пела», полученная из слова спаниель, и одновременно слово-анаграмма «апельсин»:
Синь пела, пела синь,
Пела, пела, пела синь,
Синь, синь пела, пела:
Спаниель Апельсин.
А. используется не только как игровой приём. Как подметил ещё Ф. де Соссюр, она способна также выполнять суггестивную функцию: ключевое слово, «распылённое» в тексте в виде повторяющихся звуковых комплексов, может производить сильное эмоциональное воздействие. Так, напр., анаграммируется в стихотворении А. Блока «Перстень-страдание» слово печаль — ключевое слово образа лирического героя. Звуки этого слова распылены в словах печальная ночь, лучом, упадала, плиты, плелась, прочь, печалей, просили, ночлег, пропадали, уличных, далей:
Шёл я по улице, горем убитый.
Юность моя, как печальная ночь,
Бледным лучом упадала на плиты,
Гасла, плелась и шарахалась прочь.
Горькие думы — лохмотья печали -
Нагло просили на чай, на ночлег,
И пропадали средь уличных далей <...> (А.Блок)
Лит.: Баевский B.C. Лингвистические, математические, семиотические модели в истории и теории литературы. М., 2001; Иванов В.В. Об анаграммах Ф. де Соссюра // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977; Проблемы изучения анаграммы. М., 1995.
Э.М. Береговская
Из одного длинного слова путём анаграммирования можно получить и целую небольшую фразу. В стихотворении «Спаниель на прогулке» Э. Юнга обыгрывается фраза «Синь пела», полученная из слова спаниель, и одновременно слово-анаграмма «апельсин»:
Синь пела, пела синь,
Пела, пела, пела синь,
Синь, синь пела, пела:
Спаниель Апельсин.
А. используется не только как игровой приём. Как подметил ещё Ф. де Соссюр, она способна также выполнять суггестивную функцию: ключевое слово, «распылённое» в тексте в виде повторяющихся звуковых комплексов, может производить сильное эмоциональное воздействие. Так, напр., анаграммируется в стихотворении А. Блока «Перстень-страдание» слово печаль — ключевое слово образа лирического героя. Звуки этого слова распылены в словах печальная ночь, лучом, упадала, плиты, плелась, прочь, печалей, просили, ночлег, пропадали, уличных, далей:
Шёл я по улице, горем убитый.
Юность моя, как печальная ночь,
Бледным лучом упадала на плиты,
Гасла, плелась и шарахалась прочь.
Горькие думы — лохмотья печали -
Нагло просили на чай, на ночлег,
И пропадали средь уличных далей <...> (А.Блок)
Лит.: Баевский B.C. Лингвистические, математические, семиотические модели в истории и теории литературы. М., 2001; Иванов В.В. Об анаграммах Ф. де Соссюра // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977; Проблемы изучения анаграммы. М., 1995.
Э.М. Береговская
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.