ВНИМАНИЕ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВНИМАНИЕ
направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Внимание
активность личности, выражающаяся в направленности и сосредоточенности психической деятельности.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Внимание
это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВНИМАНИЕ
сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте [26, c. 54; 80, c. 71].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Внимание
сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Внимание
направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. Физиологически основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможение остальных участков коры головного мозга. |

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Внимание
учителя – чувственная деятельность, включающая в себя сосредоточение и образное отражение в сознании учителя определенных объектов, значимых для педагогической деятельности. Различают произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Внимание
направленность и сосредоточенность психологической деятельности человека на данный момент времени на определённых объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорировании другой.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Внимание
произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. В. может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. В. представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Отдельные объекты, на которые направлено сознание (напр., слова, фразы, целые страницы и т.п.), могут меняться, а В. сохраняется, если, напр., чтение продолжается. В. связано с направленностью личности в данный момент и при данных условиях.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Внимание
направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте или явлении, имеющем для индивида определенную значимость, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. Различают непроизвольное, произвольное, послепроизвольное В. Непроизвольное - это направленность сознания человека на определенные предметы как явления, привлекающие их новизной, необходимостью, значимостью. Оно не требует волевого усилия. Произвольное В. направляется волевым усилием на определенный объект в соответствии с поставленной задачей. Послепроизвольное возникает как произвольное, а затем функционирует непроизвольно.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ВНИМАНИЕ
направленность и сосредоточенность психической деятельности субъекта на определенном объекте или действии. В современной психологии выделяют три вида внимания: произвольное — привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий; непроизвольное — возникает в результате сознательного намерения и сохранение его требует значительный усилий; постпроизвольное — сохраняется сознательная направленность деятельности, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий. Вниманию присущи следующие качества: объем (количество объектов, которое может быть воспринято за определенный короткий момент времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания разнородные объекты), возможность переключения и устойчивость.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВНИМАНИЕ
1) Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). 2) Процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена его уровнем (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью. Для диагностики внимания используется ряд методик: для определения объема внимания – тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта; концентрации и устойчивости внимания – корректурный тест Б. Бурдона; скорости переключения внимания – таблицы Шульте.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ВНИМАНИЕ
процесс избирательного отношения к объектам психической деятельности, выражающийся в концентрации деятельности субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, рассуждении и т. д. Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках мозга, в результате чего в других участках коры мозга по закону отрицательной индукции создается торможение. К числу основных характеристик внимания относятся: объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов), избирательность (возможность успешной концентрации на каком-либо объекте при наличии помех), распределение внимания (возможность одновременно выполнять несколько видов деятельности), переключаемость внимания (способность переходить от одного к другому). В зависимости от специфики выделяются непроизвольное (генетически исходное), произвольное, послепроизвольное. В результате обучения и воспитания образуются относительно устойчивые индивидуально-типологические особенности внимания, связанные также с особенностями нервной системы.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Внимание
избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на одних объектах или явлениях при одновременном отвлечении от других. В. позволяет человеку выделять актуальные для него предметы, явления и их свойства, сконцентрироваться на выполняемой задаче (мыслительной, перцептивной, мнемической и пр.), т.е. является важным условием всякой целенаправленной активности человека и выступает своеобразным фильтром, отбирающим важное, наиболее актуальное для человека содержание. Основная линия развития В. состоит в становлении его произвольности, увеличении объема, повышении устойчивости, улучшении распределения и более быстром пере-ключении. В. дошкольника неустойчиво и большей частью непроизвольно. Для его организации необходимо внешнее управление, исключение из поля внимания отвлекающих стимулов, активизация познавательных интересов ребенка. Важно также создавать условия для формирования произвольного внимания младшего школьника. Свойство произвольности В. приобретает в условиях учебной деятельности, в которой выполняет функцию контроля.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВНИМАНИЕ
форма психической активности, которая проявляется в ее направленности и сосредоточенности на том или ином объекте. Благодаря этому объект воспринимается и познается глубже, яснее, полнее. По видам активности различают В. непроизвольное и произвольное. Непроизвольное В. возникает помимо сознательного намерения человека. Такое В. вызывается силой, величиной, внезапностью, контрастностью внешних воздействий. В. может быть произвольным, сознательно регулируемым, направленным. Это волевое В. Есть еще и послепроизвольное В., которое проявляется в процессе деятельности под влиянием интереса. В деятельности человека проявляются различные свойства В.: избирательность, устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, колебание. Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация В. в ходе работы помогают продуктивно ее выполнять даже в условиях внешних помех. А вот колебания и отвлечения В. ухудшают четкость восприятия, точность запоминания. Скорость реакции. Возможности свойств В. можно охарактеризовать количественно: объем характеризуется возможностью человека одновременно воспринимать от 7 до 9 различных объектов; хорошая устойчивость В. сохраняется 15-20 минут; в течение минуты можно 3-4 раза переключать В.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ВНИМАНИЕ
Форма психической деятельности, сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-л. реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага возбуждения и одновременное торможение окружающих участков. В каждый данный момент в коре имеется участок с оптимальными условиями возбуждения, с которыми связана наиболее яркая работа сознания. В. характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения, длительностью и устойчивостью. Избирательная направленность – главное свойство В. Чтобы В. было сосредоточено на том, что нужно для учения или решения задачи, им надо управлять. Появление В. в процессе восприятия означает, что человек не только слышит, но и слушает или даже вслушивается или прислушивается, не только видит, но и смотрит, всматривается, рассматривает, его восприятие превращается в оперирование данными и иногда добывание их с определенной целью. Наличие В. означает прежде всего изменение строения психического процесса, переход от восприятий и наблюдений к целенаправленной деятельности. В. регулируется потребностями индивида и поддерживается активностью организма. Основными видами В. являются непроизвольное и произвольное В. Различают внешнее В., объект которого находится во внешнем мире, и внутренне В., связанное с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира. Учет преподавателем индивидуальных особенностей учащихся с точки зрения характера В. является важным условием эффективности занятий.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ВНИМАНИЕ
избирательная направленность сознания на ограниченный круг объектов, процессов (не обязательно только внешних, но и относящихся к психике, своей деятельности). Так, например, водитель грузового транспортного средства, чтобы получить желаемый результат (осуществить своевременный, точный и безопасный рейс по заданному маршруту), должен удерживать свое сознание и на дорожной обстановке, и на своем состоянии (если почувствовал, что начинает «клевать носом», то пытается себя взбодрить или делает остановку для отдыха). Сходным образом обстоит дело и в любой другой профессиональной работе и в ходе овладения профессией. Поскольку людям важно управлять своим В., то его уместно рассматривать не просто как автоматически складывающуюся направленность сознания, но и как систему преднамеренных действий контроля и самоконтроля.
В общем случае в психологической литературе различают некоторые виды и свойства В. Виды В.: непроизвольное (непреднамеренное, когда человек невольно обращается к яркому, неожиданному, «броскому» объекту, скажем, к рекламе, аварийному сигналу и т.п.); произвольное (связанное с осознанием цели и приложением волевых усилий; например, учащийся заставляет себя вникать в материал учебника по спецтехнологии, который для него пока еще не стал интересным); послепроизвольное (осознание цели сохраняется, тогда как заставлять себя быть внимательным уже не приходится, поскольку предметная область труда или учения человеку интересна, привлекательна;например, учащийся стал понимать суть учебного материала, задумываться – материал стал ему интересен, и для поддержания В. уже не нужны волевые усилия над собой, работа идет как бы «вдохновенно», «потоком» (см. Вдохновение).
Свойства В.: концентрированность (человек как бы не замечает многого постороннего вокруг себя, будучи погружен в свое дело; концентрированность В. на узком круге объектов важна, например, сборщику электронных микросхем, многим контролерам готовой продукции); распределенность (способность человека одновременно удерживать в сознании относительно широкий круг разных объектов и видов деятельности; например, инженер-педагог на занятии должен следить и за своей речью, поведением, и за всеми учащимися, отмечая признаки понимания ими учебного материала, и собственно за содержанием излагаемого материала, и за течением времени занятия, соразмерностью этапов занятия и т.п.); устойчивость (способность человека длительное время удерживать свою активность в заданных пределах предметной области, не отвлекаясь на что-то постороннее; например, один учащийся-токарь неотступно выполняет задание, а другой – то побежит «поболтать» с соседом, то заглядится в окно и пр.; они, таким образом, различаются как раз по признаку устойчивости В.); переключаемость (способность человека преднамеренно и быстро переходить от сосредоточения на одной деятельности к сосредоточению на другой; например, ткачиха-многостаночница должна планомерно обращать В. на разные станки, на их передние и задние планы, на состояние основы, натяжение ткани и т.п.). Недостатком внимания является рассеянность.
Управление своим В. сообразно требованиям работы или учебного задания – важное условие успешной деятельности сложившегося профессионала.
Лит.: Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ВНИМАНИЕ
один из компонентов интеллекта (наряду с мышлением и памятью) – направленность человеческой деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от всего остального. Этим достигается лучшее отражение в сознании человека того, что служит объектом его внимания. Внимание является обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в познавательной деятельности, в частности, в учении. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т. п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью внимания обучающегося. В свою очередь, внимание в большой мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечен человек, и от ее значения для данного человека. Велика зависимость внимания от особенностей личности человека: его потребностей, интересов (в особенности познавательных), стремлений, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека (утомление или бодрое самочувствие). Если направленность деятельности на определенные объекты не вызывается постановкой сознательной цели – быть внимательным к этим объектам, то такое внимание называется непроизвольным, или непреднамеренным (Рис. 1). Это внимание не связано с волевыми усилиями. Для привлечения его большое значение имеет сила раздражения. Сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук и т. д. легко привлекают непроизвольное внимание. Если направленность деятельности на определенные объекты вызвана постановкой сознательной цели (быть внимательным), то такое внимание является произвольным, или преднамеренным, волевым. Внимание характеризуется рядом особенностей, в частности объемом (Рис. 1), т. е. количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различия степенью ясности. Объем внимания зависит от особенностей самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека.

Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй из них. Существенным качеством внимания является его устойчивость, т. е. длительное удерживание его на чем-либо, подчиненном одной общей задаче (чтение книги, решение задачи и т. п.). Объекты действия (текст книги, количественные данные задачи и т. п.) и сами действия (математические операции и т. п.) при этом могут меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Одним из важных условий устойчивости внимания является разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий; все однообразное быстро снижает внимание. Переключение внимания – как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной общей задаче. Быстрота и успешность переключения внимания зависят от его интенсивности по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, т.к. на это всегда требуется затрата усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить исполнение и той и другой деятельности. Литература: [36, 47].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ВНИМАНИЕ
направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика деятельности, ее необходимая сторона. Объектом В. могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов принимается за величину объема В., который практически совпадает с объемом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов принимается за величину объема В., который практически совпадает с объемом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВНИМАНИЕ
направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. В. является не самостоятельным психич. процессом, а качеств, характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психич. деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов. В. — обязат. условие продуктивности всякой сознат. деятельности. Особенно велика его роль в познават. деятельности, в частности учебной. Непонимание уч. материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении заданий и т. п. часто вызываются недостатками В. учащихся. В свою очередь, В. в большой мере зависит от характера деятельности, в к-рую вовлечен человек, от ее значения для данного человека, от особенностей личности: потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значит. роль играет настроение, а также физич. состояние человека.
Физиол. основой В. является наличие доминирующих очагов возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном более или менее Значит. торможении остальных участков. Это доминирование одних участков по сравнению с другими носит динамич. характер: при деятельном состоянии коры мозга очаг оптимальной возбудимости все время перемещается из одних участков коры в другие. Поэтому об отсутствии В. можно говорить только условно.
Если направленность психич. деятельности на определенные объекты не вызывается постановкой сознат. цели и не связана с волевыми усилиями, то такое В. наз. непроизвольным или непреднамеренным. Для его привлечения большое значение имеет сила раздражителя (сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук и т. п.). При этом имеет значение не только абсолютная, но и относит, сила раздражителя, его соотношение с др. раздражителями. Важную роль в возникновении непроизвольного В. играет контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. п.); маленький предмет легче замечается среди больших, цифра — среди букв и т. д. Непроизвольное В. привлекается также изменением в раздражителях (напр., резким изменением во внешности знакомого человека) и движением предметов. Объектом непроизвольного В. легко становится все новое (ориентировочный рефлекс), и наоборот, все шаблонное, стереотипное не вызывает В.
Если направленность В. определяется сознат. задачей, то такое В. наз. произвольным или преднамеренным, волевым; оно формируется в результате воспитания и самовоспитания. Важнейшим условием поддержания произвольного В. является правильная организация деятельности. Выполнение интеллектуальной работы следует сочетать с практич. действиями (ребенку, начинающему читать, легче удержать В., если он водит пальцем по строчкам, и т. п.). В большой мере произвольному В. способствуют сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека. Иногда интерес к отдаленному результату деятельности может переходить в интерес к ней самой. Напр., в начале чтения книга может не вызывать интереса у школьника и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию может возрасти и В. не будет требовать усилий. В этом случае В., являясь по своему происхождению произвольным, становится непроизвольным (в силу чего нек-рые психологи выделяют это В. в особый вид, называя его послепроизвольным). Во всякой деятельности, в т. ч. учебной, обычно имеет место как произвольное, так и непроизвольное В.
В. характеризуется рядом особенностей. Объем В. — кол-во объектов, к-рые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объем В. зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то кол-во воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отд. элементы можно связать друг с другом, то кол-во различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв.
Важную особенность В. составляет возможность его распределения между двумя или неск. одновременно выполняемыми действиями (напр., распределение В. учителя при изложении нового материала с одновременным наблюдением за поведением учащихся в классе). Распределение В. возможно при нек-рой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее для него распределение В. Поэтому в мл. классах не следует предлагать учащимся одновременно, напр., слушать рассказ и записывать его содержание или иллюстрировать его рисунками. Постепенно уч-ся приучаются делать это одновременно. В ст. шк. возрасте распределение В. вполне возможно, желательны упражнения на В.
Существенным качеством В. является устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия (текст книги, данные матем. задачи и т. п.) и сами действия при этом могут меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости В. — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать В. на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Более полному, разностороннему ознакомлению с предметом значительно способствуют практич. действия с предметами.
Состояние, противоположное устойчивости В., — отвлекаемость. Легко отвлекающими В. являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. В уч. процессе надо стремиться к тому, чтобы таких посторонних раздражителей не было. Однако желательно приучать учащихся работать и в трудных условиях, когда это необходимо.
От отвлекаемого В. надо отличать переключение В. как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненно» новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности В. по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь В.). Частое переключение В. нежелательно, т. к. требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Учащимся, напр., не следует слишком часто менять содержание и виды работы, особенно в тех случаях, когда такой переход недостаточно обоснован или труден. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение В. является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.
Противоположностью В. является рассеянность, т.е. состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при к-ром В. концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация В. необходима для наиб. успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.
Развитие и воспитание внимания. В. ребенка первоначально носит непроизвольный характер и вызывается качеством внеш. раздражителей: ребенка привлекают яркие блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п. Непроизвольное В. наблюдается у ребенка в первые дни жизни, но особенно заметным оно становится на 3-м мес, когда он чаще и дольше всматривается в окружающий его мир. С 6 мес повышается интерес детей к окружающим предметам. Непроизвольное В. приобретает более сложные формы, и на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами. Однако В. в этом возрасте еще очень неустойчиво. На 2-м году жизни благодаря возможности самостоятельно передвигаться и выполнять простейшие действия объектами В. ребенка становятся разл. предметы. Вместе с тем В. начинает подчиняться определенной задаче, появляются зачатки произвольного В. Исключит. роль в развитии В. играет усвоение речи. Вначале ребенок только подчиняется словесным указаниям взрослых. Затем научается произвольно направлять свое В. на то, что нужно. В возрасте 3—6 лет продолжает преобладать непроизвольное В., произвольное В. развивается в связи с выполнением требований повседневной жизни и игровой деятельности. В этом возрасте наблюдается иногда интенсивное и устойчивое В., подчиненное выполняемой детьми деятельности. К концу дошк. возраста ребенок приобретает уже нек-рый опыт в управлении В., что является важным условием готовности к школьному обучению.
Наряду с возрастными различиями в развитии В. существуют также индивидуальные различия. Развитие В. у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Важным для развития В. является уч. работа в школе и дома. У мл. школьников преобладает непроизвольное В. Объем В. в этом возрасте невелик. Нет и достаточного умения распределять свое В. Однако по сравнению с дошк. периодом для мл. шк. возраста характерно более быстрое развитие произвольного В. В подростковом возрасте интенсивность, концентрация, устойчивость В. еще более возрастают, что обусловлено развитием познават. интересов. Вследствие нек-рой импульсивности, характерной для данного возраста, подростку трудно управлять В. Но навыки произвольно направлять и поддерживать В. должны развиваться. В юношеском возрасте развитие В. достигает высокой степени, что обусловливает большую работоспособность ст. школьников. Широкий круг познават, интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного В., а сознат. отношение к процессу учения, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогают произвольно направлять и поддерживать В.
В процессе развития В. возможно воспитание как произвольного, так и непроизвольного В. В воспитании непроизвольного В. большое значение имеет формирование умения наблюдать факты и явления, чутко реагировать на изменения в окружающей обстановке. Осн. условие воспитания непроизвольного В. у школьников — наличие интереса и эмоций, в Значит. мере зависящее от изучаемого материала и способов его подачи (наглядности преподавания, качества объяснений учителя). Большую роль в привлечении и удержании В. играет активность самих учащихся, их общий культурный уровень, совокупность познават. интересов, знаний и навыков.
Важнейшим средством воспитания произвольного В. служит вся организация уч. деятельности школьников. Необходимо, чтобы ученик сознавал значение обучения и ту роль, какую В. играет в уч. процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Следует предъявлять ученику четкие требования, учитывая, что предлагаемая работа должна быть ему посильна, но не слишком легка. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в работу всех учащихся, способствует воспитанию В. При этом надо помнить, что существенную роль в отвлечении В. играет утомление, возникающее как от трудной, так и от однообразной работы. Поэтому в течение урока, особенно в мл. классах, нужно разнообразить виды работы, но менять их не слишком часто, т. к. это может привести к неустойчивости В. Следует учитывать также индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья.
Лит.: Уши некий К. Д., Психол. монографии. Внимание, Собр. соч. т. 2. М.-Л., 1948, с. 376—424; Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школьника, М. — Л., 1946 2; Добрынин Н. Ф., Внимание и его воспитание, М., 1951; Г о и о б о-л и и Ф. Н., Вопросы психологии внимания в школе, ВП, 1956, № 1; с г. о же, Внимание и производств. обучение, М., 1963; Страхов И. В., Воспитание внимания, М., 1970; Гальперин П. Я., К а б ы л —н и ц к а я С. Л., Эксперим. формирование внимания, М., 1974; Хрестоматия по вниманию, под ред. А. Н. Леонтьева, М., 1976; Выготский Л. С., История развития высш. психич. функций, гл. 9. Овладение вниманием, Собр. соч., т. 3, М., 1983; М р-гау N., Attention. Selective processes in vision and hearing, N. Y., 1970; Mosto-fsky D. I. (ed.), Attention. Contemporary theory and analysis, N. Y., [1970]; Kahne-manD., Attention and effort, Englewood Cliffs, 1973; Allport D. A., Attention and performance, в кн.: Glaxton G. red.), Cognitive psychology, L. — [a. o. l, [1980].

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.50 мб

Поиск привлекает внимание одномес

Трубецков Евгений Олегович, Быстрова Татьяна Юрьевна
Архитектор Евгений Трубецков, директор компании «Востокпроект», создал для Уральского федерального университета проекты общежитий научно-образовательного центра.
Читать PDF
200.44 кб

Составляющая «Внимание» в методике компрессивного обучения

Левкова Е. С.
В статье обосновывается необходимость новых методов обучения, в частности методики компрессивного обучения, позволяющей за ограниченное время извлечь и усвоить значительный объем материала.
Читать PDF
590.38 кб

Внимание: Интернет!

Богданова Д. А., Федосеев А. А.
В последние годы проблема Интернет-безопасности детей стоит очень остро.
Читать PDF
434.42 кб

Науке особое внимание

Марчук Владимир Иванович
Читать PDF
357.21 кб

Науке - внимание общества и средств массовой информации

Колосов П. Н.
Читать PDF
369.13 кб

Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией

А.Г. Старкова, В.В. Морозова
Читать PDF
1.16 мб

Проект «Особое внимание и забота»

А. А. Шевчик
Читать PDF
125.60 кб

Растущее внимание к вопросам подотчетности: прогресс или сомнительное благодеяние? (пер. С англ. Е.

Салми Джамил
В последнее десятилетие проблема подотчетности учреждений высшего образования вызывает большой интерес во всем мире.
Читать PDF
705.10 кб

Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения

Бережкова Е.И.
В статье представлены результаты эмпирического исследования развития отдельных психических процессов старших дошкольников.
Читать PDF
921.37 кб

Как удержать внимание студентов на уроках английского языка, если их интересует только физика?

Журавлева Вера Ивановна, Журавлева Наталья Александровна
В статье говорится о трудностях обучения английскому языку студентов неязыковых вузов, где основное внимание уделяется техническим предметам.
Читать PDF
957.10 кб

Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства

Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна
В статье рассматривается понятие «внимание» как одно из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Психологами выделены такие виды внимания, как произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Читать PDF
485.42 кб

III международный симпозиум «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: диагностика, лече

Панков Михаил Николаевич
Читать PDF
62.71 кб

Научная графомания требует внимания, уважения и поддержки

Гитис Леонид Хаскелевич
Читать PDF
0.00 байт

Приемы поддержания внимания студентов гуманитарных специальностей при обучении математике

Соловьева Алла Анатольевна
Читать PDF
251.45 кб

Исследование произвольного внимания учащихся старших классов вспомогательной школы

Черных Л. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Внимание социально обусловленное

    внимание, которое складывается в результате обучения и воспитания, связанно с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
  • НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

    Первичная форма внимания, которая связана с рефлекторными установками; возникает вследствие действия внешних раздражителей и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Сво
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

    Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ори
  • Внимание в процессе чтения

    одна из высших функций человека; психическое явление, проявляющееся в форме состояния, процесса и качества личности человека; направленность и сосредоточенность психической деятельности на восп
  • КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

    качество внимания как результат произвольного сокращения его объема до одного объекта и за счет этого повышения его интенсивности [54].
  • ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

    сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

    субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько де
  • СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

    (СДВГ) — наиболее распространенное расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: нарушение внимания, гиперактивностью, импульсивностью. Широко распространен в детской популяции (от
  • ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ

    патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют след. виды В. н.: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небол