ВИЗАНТИЯ. Воспитание и образование

Найдено 1 определение
ВИЗАНТИЯ. Воспитание и образование.
Термин "В." по традиции обозначает средневековое христианское государство со столицей в Константинополе, каким в 4 в. стала Восточная Римская империя (существовало до середины 15 в.). В. унаследовала налаженную систему позднеантичного образования. В. не знала церковно-монашеской монополии на образование, роль монастырских школ была ограничена. Воспитание до 5-7 лет было домашним; позднее оно оставалось таким на крайних полюсах общества - в семьях неимущих и в семьях военной аристократии. Для мальчиков средних слоев общества обучение обычно сводилось к начальной школе, дававшей навыки чтения, письма и счета. Светская и духовная администрация пополнялась за счет выпускников средних школ, изучавших общеобразовательные предметы (т.н. энциклопедии). Основу программы средней школы составляла словесность, которая включала грамматику и риторику. Предусматривалось изучение философских дисциплин (особенно логики), соответствовавших вместе с грамматикой и риторикой латинскому тривиуму, а также математических дисциплин, астрономии и музыки, соответствовавших латинскому квадривиуму (см.Семь свободных искусств). Начальные и средние школы, как правило, были частными. Очаги высшего образования были государственными или патриаршими (что не составляло принципиального различия). Они неоднократно сменяли друг друга на протяжении всей истории В.; именно отсутствие стабильности корпоративного образования отличает их от западноевропейских университетов. Школьное образование, особенно среднее и высшее, существовало для мужчин. Женщины из высших слоев общества могли получить блестящее образование в домашних условиях. Монашеское воспитание в В. создало особую систему отношений между воспитателем и воспитуемым, основанную на безоговорочном послушании. Сочинений по теории воспитания в В. почти не было. Трактат Иоанна Златоуста (ок. 350-407) "О тщеславии и о воспитании детей" был проникнут строгим аскетическим духом. Вопрос об использовании античной литературы в дидактических целях обсуждался в трактате Василия Великого (ок. 330-379) "Как молодым людям извлечь пользу из языческих книг". Вопросы домашнего воспитания с позиций домостроя рассматривались в "Советах и рассказах" Кекавмена (70-е гг. 11 в.). См. также Христианская культура

Источник: Терминологический словарь библиотекаря