Образно-знаковые пособияОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Образование

Найдено 23 определения термина Образование

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Образование

это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов. Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений,навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Образование

процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а так же совокупность знаний, полученных в результате систематич. обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Образование

специальная сфера социальной жизни, созидающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический глоссарий

Образование

обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Справочник методиста. ч. 1

ОБРАЗОВАНИЕ

1. Организованный процесс целенаправленных передачи и приобретения систематизированных знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей. 2. Результат осуществленного процесса образования.     

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей

Образование

приобщение к культуре общества, в ходе которого человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленный человечеством в той или иной области.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Образование

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по технологиям обучения, проект www.ndce.edu.ru

Образование

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины по материалам методического пособия «Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им.А.И.Герцена»

Образование

процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

Образование

процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Общая переориентация сути образования изменила и понимание образованности как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности, а не многообразие и объем предметно-профессиональных навыков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшая ступень познавательных функций воспитания, это процесс овладения теоретически обоснованной системой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека на себя (самообразование). Образование может быть общим и специальным. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.20)  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

ОБРАЗОВАНИЕ

1) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства [50, c. 508]; 2) синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации; 3) процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [57; 62].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОБРАЗОВАНИЕ

специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа ЧЕЛОВЕКА в индивиде.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Образование

процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под РУКОВОДСТВОМ педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

Образование

усвоенная субъектом учения система элементов объективного опыта человечества, необходимая для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида и его подготовки для деятельности в этой сфере. Ключевым словом этого определения является слово «система». Образование предполагает усвоение не простого набора элементов объективного опыта человечества, а такой системы этих элементов, которые в своей совокупности придают субъекту новое качество, не возникающее при усвоении каждого элемента.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ОБРАЗОВАНИЕ

1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичнойсоциокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня (Н. П. Пи-щулин).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Образование

неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы образования в целом. Приоритетная задача О. - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для его полноценной жизни в современном динамически изменяющемся обществе. О. призвано помочь человеку адаптироваться к этим изменениям, сохранить и приумножить свои духовные и жизненные силы, свой творческий потенциал О. – это создание условий каждому для выращивания творческого потенциала. О. должно способствовать развитию всех видов творческой деятельности. О. XXI века предполагает устойчивое развитие, развитие в интересах человека. О. неисчерпаемо и незавершаемо. Оно обеспечивает способность человека к самореализации, т.е. действенному участию в созидании окружающего мира, помогает критически оценить себя с точки зрения соответствия общественным требованиям. Одновременно О., обеспечивая наиболее полное многостороннее развитие интеллектуальных и духовных возможностей, в известном смысле творит личность. Развитие и О. ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Всякое образование есть самообразование, оно непрерывно и тем результативнее, чем осознаннее. Развитие творческого потенциала проявляется через осознание необходимости в этом, через формирование  убежденности в этом, через упражнение в способности к этому, что и составляет сущность самообразования.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Образование

историко-культурный феномен человеческой жизни, обозначающий способность общества обеспечивать развитие человека в соответствии с его божественной природой. Это путь и средство приведения человека биологического к образу Творца, т.е. его обожение. Образование носит абсолютный характер, абсолютно ценностно, равно ценности человеческой жизни. Государство, давая плохое или ложное образование своим гражданам, деградирует, разрушается. Оно создает дух народа, порождает социальную жизнь, определяет экономическую. Улучшение всех сторон жизни народа возможно только через образование. Такое широкое определение образования включает в себя частные. Образованием называем весь комплекс общественных институтов (детский сад, школа, училище, вуз и др.), предназначенных для передачи опыта духовной и материальной жизни одного поколения другому и воспитания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Деятельность образовательных учреждений обеспечивает взаимную адаптацию человека, общества и государства, а также безопасность последнего. Через образование увековечивается духовно-нравственный опыт народа. Образованием также называется непосредственно сам процесс воспитания и развития граждан в соответствии с установленными государством концепциями, моделями, стандартами. Наконец, образование есть и процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений и одновременно его результат, т.е. сформированный личный опыт. В церковном календаре есть праздник «Образов-день» (29 августа по новому стилю). В основе его лежит событие тысячелетней давности о перенесении иконы Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОБРАЗОВАНИЕ

процесс и результат приобщения обучающихся к опыту предыдущих поколений, происходящего посредством усвоения научных знаний – понятий, познавательных умений, ценностных ориентаций. Ведущую роль в осуществлении О. имеют обучение и воспитание. О. предполагает систему учреждений (школа, вуз и т. д.), реализующих задачи общего и профессионального О. и обеспечивающих преемственность его этапов.

Совершенствование О. состоит в переосмыслении с учетом запросов общества целей, требований к процессу и результату (образованности учащихся), в появлении новых типов образовательных учреждений. В современных условиях О. совершенствуется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариативности, непрерывности, региональности и др.

Цели и способы О. трансформируются: от простой передачи знаний и умений к обеспечению понимания, целостной картины мира и глобальных законов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами учения и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей О. предполагает создание образовательных учреждений нового типа.

Акмеология как наука изучает и выявляет роль разных этапов и форм О. в достижении человеком профессионализма деятельности и зрелости личности. Акмеология как учебная дисциплина включает разделы, направленные на изучение обучающимся основных характеристик человека как профессионала, личности, а также на формирование обучающегося как субъекта осамобразования, процесса своего развития и достижения вершин профессионального и личностного развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Акмеологический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ

в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). По МСКО ЮНЕСКО (Международная стандартная классификация образования) термин «образование» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под образованием понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Итак, образование есть прежде всего относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у обучающихся системы знаний, умений и навыков, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, т. е. процесс формирования облика человека; при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ОБРАЗОВАНИЕ

один из социальных институтов в системе общественного разделения труда, ориентированный на выполнение двух специфических задач: превратить имеющийся в обществе социально-культурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они в нем нуждаются для полноценной и приносящей удовлетворение жизни; сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом. Термин О. употребляется в четырех различных значениях: 1) совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванных задач и образующие систему образования; 2) передача, освоение и обогащение социально-культурного опыта, воплощенные в образовательном процессе; 3) образованность, воплощенная в установках, знаниях, умениях и понимании, сложившихся в ходе учебной деятельности и рассматриваемых в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач; 4) уровень образования, подтверждаемый наличием документа об окончании начального, среднего или высшего учебного заведения. По характеру знаний различают общее О. и профессиональное. В зависимости от объема знаний и умений общее и профессиональное образование бывает разного уровня. В РФ законодательно установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Получение гражданином образования (и определенный образовательный ценз) удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом, свидетельством и т.д.). Образование – это образ своего «Я», коллег, окружающего мира, образ Человека, его лик, Личность /д. псих. наук В.П.Зинченко/. Образование взрослых – это процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на граждан, формирующий у них компетентность, способность и готовность выступать в качестве субъекта деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ОБРАЗОВАНИЕ

процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. ролей. В О. индивид осваивает систематизированную совокупность нравств. и культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ. ожиданиям.

О. в соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравств. ориентиров деятельности и поведения человека делают О. предметом интереса не только индивида, но также общества и гос-ва, к-рые активно влияют на О., поддерживая те или иные образоват. институты, определенные модели уч.-воспитат. процесса. См. также Система образования.

Особенность культурной преемственности в том, что социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются "и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность совр. квалифициров. труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации О.

В О. непосредств. бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе худож. образов, нравств. категорий и науч. понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания, навыки деятельности. Классификация видов образоват. практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в системе О. способностей (общее и специальное или проф. О.) и по уровням и сложности программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее и др.). Представления об О., его теоретич. осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих аспектов, в т. ч. этич., социально-филос. и педагогических. Соответственно О. выступает как важная категория целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория для педагогики.

Цели О. соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом; чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и в конечном счете совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в О. сторон.

В совр. пед. науке преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как к целям О. Они как важнейшие его средства обеспечивают полноценное развитие личности и включение ее в социально ценную деятельность, предполагающую разл. возможности самообразования.

В О. необходимо соотносить пед. руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образоват. мотивов личности — одна из осн. задач педагогов и психологов. Недооценка мотивац. факторов, манипулирование межличностными отношениями в О. способны не только замедлить развитие учащихся, нанести вред их физич. здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экон. развитию общества и гос-ва.

Обучение и воспитание — стороны единого процесса О. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравств. ценностей и норм обществ. поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Семиотич. и аксиологич. начала с необходимостью присутствуют во всех образоват. процессах.

Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но О. развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творч. установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Отвечая разл. возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых детьми представлений к рефлек-тивно и активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, к-рая расширяется в уч.-воспитат. процессе концентрически и линейно.

Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллект, — познават., эмо-цион.-ценностных, волевых и физич. качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на разл. уровнях сложности.

В перспективе развития человека содержание О. призвано обеспечить полноценное «проживание» отд. возрастных этапов (детства, отрочества и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития разл. способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и обществ. отношений.

Все содержат, и процессуальные аспекты О. интегрируются в учебном плане. Совр. план отличается вычленением инварианта базового образования, как основы последующей или сопровождающей общее О. специализации. Общее и спец. О. взаимно предполагают друг друга.

Организац. система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, способным его усвоить. Дифференцированность О. может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности.

В совр. России утверждается лич-ностно-ориентиров. модель О., отрицающая манипулятивный подход к учащимся. О. ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образоват. процесса, возвращение к нац. и мировым культурно-ист. традициям.

В канун 21 в. непрерывность и т. н. поликультурность О. становятся осн. принципами образоват. политики. О. не ограничивается стенами уч. заведений, предполагая слияние учебы с трудом и досугом людей. Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе, с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом и совместно несли необходимые расходы. Обучение в нач. и ср. школе приобретает комплексный характер, все более нацеливается на обеспечение молодежи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать разл. специальностями (см. Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие систем О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информац. технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения.

Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ОБРАЗОВАНИЕ

составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения - в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. О. служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений ее совершенствовать. В культуре материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Искусство, ремесло, мастерство, необходимые для человеческой деятельности по созданию вещей и обслуживанию людских потребностей, перенимаются людьми друг от друга. Методы производства продукции основаны на знании или представлениях о закономерностях вовлеченных в него процессов. Так же, как и операции, навыки, приемы, умения производственного процесса, они усваиваются в ходе О. Социальный и личностный прогресс обусловливает технологический прогресс и, наоборот, только при функционировании успешных систем образования. Цель О. - внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, преподаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда. О. возможно потому, что люди обладают способностью обучаться (см.Обучаемость) и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно. В начале душевного развития ребенка лежит сенсомоторная координация, затем начинается символизация опыта, происходит усвоение знаковых систем и осуществляется игровая деятельность (см. Игра). Передача культуры осуществляется с помощью, прежде всего, языка. Качество и уровень О. поэтому напрямую зависят от степени языкового развития преподавателей и обучающихся (см.Культура речи). На этом базисе развивается логическое мышление, сначала очень конкретное. Мышление, как правило, достигает уровня всестороннего осмысления проблем, охвата их формальных структур и поиска объяснений в подростковом возрасте. В эмоциональной сфере ребенок прогрессирует от непосредственного и неконтролируемого возбуждения до осмотрительных, осторожных и благоразумных выражений чувств. Физическое взросление ребенка сопровождается серьезнейшими физиологическими изменениями. По мере роста увеличивается феноменологический и экзистенциальный опыт ученика - знакомство с действительностью, языковой багаж, опыт преодоления трудностей и противоречий практики. Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе О. предполагает учет всех этих характеристик роста. Темп О. задается с таким учетом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и не опережало его намного. Исторически первой и важнейшей формой О., обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Ученичество создает основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей. Ученичество обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство. Без создания и функционирования научных школ - особого типа ученичества - немыслима наука. Сердцевину ученичества составляет сознательное подражание - гл. способ усвоения новых форм поведения и деятельности. Точное или видоизмененное повторение всегда предполагает некоторый элемент творчества, в репродукции содержится зародыш продуктивного воображения. С подражания начинается умение, мастерство в любой сфере деятельности, как в техническом, так и художественном творчестве. Однако воспроизведения учениками выученного материала недостаточно для качественного О. Необходимо, чтобы учащиеся умели применять полученные знания в решении различных реальных задач, умели делать обобщения и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. На продуктивном воображении - выдающейся по значимости способности человека - базируется изобретательская деятельность. Изобретения изменяют образ жизни людей и оказывают влияние на такие стороны человеческого существования, как условия обитания, жилье, питание, одежда, труд, игры, развлечения, искусство и пр. Способность к изобретательству нуждается в тренировке, развитии, как минимум в поощрении, в ходе любого О. Самым действенным фактором О. были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности О. Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель дает логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определенной задачи. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена к.-л. другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и (или) внешних поощрений. Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного О. В процессе О. постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Все содержание О. наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием О. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются все более отдаленные от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся все менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными. Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдаленные цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всем его протяжении. О. предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы) предоставлять ученикам содержание О. в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание О. отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям. Обе группы целей должны иметь гармонизирующую их общую часть. По основанию способностей, развиваемых О., - общих и специальных, оно делится на общее и специальное. Общее образование дает больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, - содержание богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит человека за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике. Однако чтобы стать личностью, одних знаний недостаточно. Необходимо использовать знания при решении задач, которые ставит перед личностью жизнь. В применении знаний на практике приходится постоянно тренироваться. Упражнение суть основа и содержание тренировки суждения и оценок. Оно предполагает понимание того, что любая проблема имеет некоторое множество ответов. Учащийся благодаря хорошему упражнению оттачивает способность находить оптимальное их объяснение и разработку. Новейшие цели специального или профессионального образования - подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами, методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо усвоение теории интерпретации и диагностирования. Среди методов обучения на авансцену выходят изучение типичных и нетипичных ситуаций; моделирование, исследование ситуаций, действий, поступков, деловые игры, тренировка в рефлексии и интерпретации, тренинг психологический, выработка личностных ценностей и отношений к своему труду и к себе. Организационная система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, кто способен его усвоить. Дифференцированность О. может базироваться только на способностях личности. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее О. все более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями (см.Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие системы О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения. — обладающая стратегическим значением и приоритетно развиваемая сфера деятельности, лежащая в основе гармоничного развития граждан, общества и государства; — целенаправленный процесс (и результат) воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) — специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа Человека в индивиде. Термин "образование" часто употребляется в качестве синонима понятия "система образования". (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) См. также Дифференциация обучения,Игра,Информатизация образования, Культура речи, Народное образование, Непрерывное образование, Обучаемость, Основное общее образование,Просвещение

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме Образование — 0

Найдено научныех статей по теме Образование — 0

Найдено книг по теме Образование — 0

Найдено презентаций по теме Образование — 0

Найдено рефератов по теме Образование — 0