ВИЗАНТИЯ

Найдено 1 определение
ВИЗАНТИЯ
Воспитание и образование. «В.» — позднейший термин, к-рым по традиции принято обозначать ср.-век. христ. гос-во со столицей в Константинополе, каким в 4 в. стала Вост. Римская империя (существовало до сер. 15 в.). Сами византийцы называли себя ромеями, т.е. римлянами, их языком был греческий. Непосредственно продолжив рим. государственность и эллинистич. цивилизацию, В. унаследовала налаженную систему позднеантич. образования, к-рая на ср.-век. Западе была разрушена варварскими нашествиями и ломкой социальных отношений и гос. устоев. Повседневные нужды бюрократич. порядка В. предполагали определенный уровень грамотности. Поэтому, хотя в В. было немалое число неграмотных, особенно вдали от столицы, по ср.-век. мерке византиец поражал воображение зап. и сев. соседей как грамотей, не расстающийся с тростниковым пером и чернильницей, вообще окруженный атрибутами книжной, письменной культуры. Характерной для зап. средневековья церк.-монашеской монополии на образование В. не знала, роль монастырских школ была ограниченной. Но достигнутое поздней античностью обилие центров образования постепенно исчезло, чему способствовали как объективные причины (упадок городов, завоевания арабов, отнявшие в 7 в. у В. такие культурные центры, как Александрия, Берит, совр. Бейрут, с его юрид. школами, и т. п.), так и сознательная политика императоров, боровшихся с традицией языч. образования и одновременно охранявших Константинополь в качестве очага культуры от всякой конкуренции (самый известный пример — закрытие высш. школы в Афинах указом Юстиниана I в 529). Не только высшие, но и средние уч. заведения концентрировались в Константинополе, лишь в последний век существования В. центром образования стал г. Мистра в Пелопоннесе.
Воспитание до 5—7 лет было домашним; позднее оно оставалось таковым на крайних полюсах общества — в семьях неимущих тружеников и в семьях воен. аристократии. Сын бедных родителей оставался неграмотным, с детства участвовал в труде взрослых; сын знатных родителей выучивался грамоте и начаткам словесности у слуги-наставника, но осн. внимание уделял воинским играм, физич. упражнениям, практике воен. дела, порой с 14—15 лет участвуя в походах. Для мальчиков из относительно благополучных семей ремесленников, для будущих купцов и др. курс обучения обычно сводился к нач. школе, дававшей навыки чтения, письма и счета. Светская и духовная администрация пополнялась за счет выпускников ср. школ, изучавших общеобразоват. предметы (т. н. энциклопедии). В основе программы ср. школы лежала словесность. Представление, согласно к-рому для карьеры чиновника необходимо знание древней лит-ры и владение ее языковыми и стилистич. нормами, роднит В. с Др. Китаем. Изучение словесности начиналось с грамматики, трактовавшейся в антич. смысле, как чтение и толкование специально отобранных авторов (начиная с Гомера). Практика отбора текстов во многом предопределила состав и объем антич. лит-ры, дошедшей до нас. След, этапом была риторика — иск-во самостоятельно составлять устные и письменные подражания классич. образцам стиля и находить «цветистую» форму для выражения типических эмоций, ситуаций и вообше повторяющихся «общих мест»; наиб. практич. значение имели навыки сочинения по риторич. правилам парадных речей и писем. Общеобразоват. программа включала также занятия филос. дисциплинами, особенно логикой («диалектикой»), соответствовавшими вместе с «грамматикой» и риторикой лат. тривиуму, и матем. дисциплинами (арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией), соответствовавшими лат. квадривиуму.
Нач. и ср. школы, как правило, были частными; в каждой из них училось ок. 20—40 учеников разного возраста, преподавал один учитель. Успевающие ст. ученики образовывали избранный круг, помогавший в занятиях с младшими и в поддержании дисциплины; среди них выделялся главный — протосхол. Гонорар за каждого ученика шел отдельно, и учителя, постоянно испытывавшие стесненность в средствах, переманивали друг у друга учеников. Гос. ср. школы были исключением; известен интернат для сирот — орфанотрофий, основанный Алексеем I Комнином (император в 1081 — 1118).
Очаги высш. образования в Константинополе были обычно или государственными, или патриаршими (что для византийских условий не составляло принципиального различия). Они неоднократно сменяли друг друга на протяжении истории В.; именно отсутствие стабильности корпоративного образования отличает их от зап.-европ. ун-тов, с к-рыми их вполне можно сравнивать по др. признакам (иногда к ним в науч. лит-ре прилагается термин «ун-т»). Гос. высш. школа с регламентиров. кол-вом профессоров (10-по греч. грамматике, столько же — по лат. грамматике, 3 — по лат. красноречию, 5 — по греч. красноречию, 2 — по праву, 1 — по философии) была учреждена указом имп. Феодосия II (в 425); ее преподаватели имели статус гос. служащих и монополию публичного преподавания в столице. Неясно, как долго просуществовала эта школа; едва ли она пережила социальный и культурный кризис 7 в. Существование в 7—8 вв. Патриаршей академии (к-рую якобы сжег вместе с преподавателями и библиотекой император-еретик Лев III) признается недостоверным. В сер. 9 в. была учреждена Магнаврская школа (Константинопольский дворец); не установлено, выходила ли ее программа за пределы того, что было обычным для ср. школ. Уч. заведение, возникшее по указу Константина IX Мономаха в сер. 11 в., состояло из 2 высш. школ — юридической и философской (наподобие 2 ф-тов ср.-век. ун-та). Во главе юрид. школы стоял «номофилак» («законоблюститель»), причислявшийся к важным сановникам империи; во главе филос. школы, в к-рой преподавались также элементы естеств.-науч. и гуманитарных знаний, — «ипат» (т.е. консул) философов. Первым таким «ипатом» был виднейший писатель, энциклопедически образованный ученый и полит. деятель Михаил Пселл (1018—1090-е гг.), его преемником — Иоанн Итал (2-я пол. 11 в.). В 12 в. действуют Патриаршая школа, где гл. предметы — толкование Библии и риторич. дисциплины, и школа при церкви св. Апостолов, тоже находившаяся под опекой патриаршества, но светская по характеру преподаваемых предметов (в их число входила медицина). После разгрома Константинополя рыцарями 4-го крестового похода (1204) прежнего блеска империя не смогла себе вернуть. В последний период существования В. образованность достигла высокого уровня на фоне упадка государственности; очагами высш. образования служили кружки, складывавшиеся вокруг выдающихся ученых и мыслителей, иногда в форме школы при монастырях, но со светской программой (школы Максима Плану да и Никифо-ра Григоры в 14 в.). Возрастало значение неформальных отношений между учителями и учениками (интеллектуальная дружба как социально-культурный факторе.
Шк. образование, особенно среднее и высшее, существовало в В. для мужчин. Женщины из высш. слоев общества могли получить блестящее образование в домашних условиях (поэтесса Касия, или Кассия, 9 в., Анна Комнина, дочь и историограф императора Алексея I Комнина, 11—12 вв.), иногда покровительствовали ученым и литераторам и собирали их вокруг себя; но эти случаи были исключением.
Монашеское воспитание в В. создало особую систему отношений между воспитателем и воспитуемым, основанную на сугубо личной связи и безоговорочном послушании и типологически сопоставимую с аналогичными явлениями в индуизме (гуру и его ученик) и у дервишей в исламе (повиновение шейху или пиру).
Сочинений по теории воспитания В. почти не знала. Трактат Иоанна Златоуста (ок. 350—407) «О тщеславии и о воспитании детей» проникнут строгим аске-тич. духом. Вопрос. об использовании антич. лит-ры для морально-дидактич. целей еще ранее обсуждался у другого «отца церкви» Василия Великого (ок. 330—379) в трактате «Как молодым людям извлечь пользу из языч. книг».
С чисто житейской, практически-бытовой точки зрения вопросы домашнего воспитания обсуждаются в домостроевском духе в ч Советах и рассказах» Кекавмена (70-е гг. 11 в.). Живую картину труда квалифициров. преподавателя высш. школы, влюбленного в свое дело, дают признания, рассеянные в текстах Михаила Пселла.
Лит.: Преображенский В., Вост. и зап. школы во времена Карла Великого, СПБ, 1881; Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; ЛипшицЕ. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая пол. IX в., М. — Л1961; К а ж-дан А. П., Книга и писатель в Византии, М., 1973, гл. 2;ЛитавринГ. Г., Как жили византийцы, М., 1974, гл. 7; Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV—XV вв., Л., 1976; Fuchs F., Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz., 1926; Browning R., Byzantinische Schulen und Schulmeister, «Das Altertum», 1963, Bd 9; Lemerle P., Le Premier humanisme by-гапШ, Р., 1971; Sevcenko J., Society and intellectual life in the XIVtb Century, «Ac-tes du XIVе Congres international des etudes Byzantines». Bucarest, 6—12 sept. 1971, [Buc.], 1974. С. С. Аверинцев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
382.67 кб

Античность - византия - Русь: к вопросу о культуросообразном характере традиций образования личности

Налётова Наталья Юрьевна
В статье автор показан процесс наследования традиций античной культуры и образования в условиях византийско-христианской и древнерусской цивилизации, который обозначил и определил принципиальное различие мировоззренческих и собств
Читать PDF
320.54 кб

Возрождение Византии: интернет-проект

Петрунин Ю.
Читать PDF
3.07 мб

Византийская традиция в литературнопедагогическом творчестве А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского

Грыжанкова М. Ю.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ВИЗАНТИЯ. Воспитание и образование

    Термин "В." по традиции обозначает средневековое христианское государство со столицей в Константинополе, каким в 4 в. стала Восточная Римская империя (существовало до середины 15 в.). В. унаследовала