Самость
САМОСТЬ
взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга — архетип.
Источник: Педагогический словарь
САМОСТЬ
способность индивида смотреть на себя как на внешний объект. Иными словами, это наша способность абстрагироваться от самого себя и оценивать результаты собственных действий с позиций стороннего наблюдателя. именно С. позволяет нам предвидеть последствия наших будущих поступков и прогнозировать варианты действий.
Самость
целостный спектр психических явлений» человека, выражающих единство личности и создающих ее архетип. Она проявляется как образы-символы, переводимые на конкретный уровень и целостно характеризующие сущность человека в его ведущих доминирующих качествах. Самость у каждого отдельного человека может выражаться в образах власти, героя, спасителя, мученика, силы и т.д. Эти образы навязчиво и упорно реализуются в жизнедеятельности их носителей. Самость занимает центральное место в управлении психической жизнью человека, является высшей властью в его судьбе, регулирует его поведение. Она охватывает как сознательные, так и бессознательные акты психики, как переживаемые, так и не переживаемые, в силу чего она является трансцендентным понятием. Создатели этой идеи считают, что самость является религиозным откровением, которое можно назвать «Бог в нас». В православной же культуре самость считается носителем страстей – гордости, зависти, ненависти, скорби и др. Зарождение у человека самости расценивается как эгоизм, своеволие, зазнайство, самодостаточность, как его стремление жить без Бога.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Самость
одно из центральных понятий аналитической психологии К.Г. Юнга. С. – своеобразный центр целостного человека, объединяющий сознательную и бессознательную сферы его психики. С. – «образ жизненной цели», независимый, по К.Г. Юнгу, от желаний и страхов сознания. «В этом образе представлена цель полного человека – реализация своей целостности и индивидуальности, по своей воле или против нее» (Юнг К.Г. Ответы Иову. – M.: Канон, 1995, С.221-222). Реализация С. происходит в процессе индивидуации (самоосуществления). К.Г Юнг говорит о С. как инициаторе психической жизни и рассматривает С. в двух формах: в форме первичной бессознательной С. и в форме полной, реализованной С. Первичная С. достигается в процессе бессознательной индивидуализации, обеспечивающей восхождение к целостности на основе изначального архетипа. Полная С. достигается по К.Г. Юнгу немногими избранными на пути сознательной индивидуации, приводящей в высшему Я, чьими символами являются младенец и его синонимы. Учение К.Г. Юнга о С. в значительной степени перекликается с концепцией осуществимости потенциала человека, построенной на традиции отечественной психологии.