САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
Самостоятельная работа учащихся
это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.( Л. Границкая)
Самостоятельная работа учащихся
форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и качеств личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
1) одна из форм дея- тельности, при которой изучение нового материала или закрепление ранее изученного совершается собственными силами учащихся на уроке или вне урока. Эффективность С. р. у. характеризуется не только глубиной и прочностью усвоения знаний, но и отсутствием систематического контроля со стороны педагога, минимальностью размера помощи, оказанной учащемуся, степенью самоконтроля и самооценки учащегося. С. р. у. способствует переходу от системы внешнего управления к самоорганизации учебной деятельности; 2) вид контроля усвоения учебного материала, при котором учащиеся получают знания по ранее изученным темам и выполняют их под корректирующим контролем педагога. Основными целями такого вида работы являются: подготовка к контрольной работе по изученной теме; выявление и ликвидация пробелов в знаниях. С. р. у. лежит в основе дистанционного обучения (Глоссарий современного образования. – Х.: ОКО, 1998. – С. 207–208; Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 297; Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – С. 25; Шестак Н. В. Высшая школа. Технология обучения. – М.: Вуз. книга, 2000. – С. 57). Ю. Н. Розенфельд
Источник: Глоссарий современного образования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
(студентов)– составная часть обучения, имеющая, как правило, форму внеаудиторных занятий, в процессе которых самостоятельно изучаются первоисточники, научная и учебно-методическая литература; С.р. имеет целью проработку учебного материала, пройденного на лекциях, семинарах, практических занятиях, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (домашних заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ (проектов), учебно- исследовательской и научно-исследовательской работы). С.р. складывается: из работы с книгой, составления конспектов и рефератов, из подготовки к выступлению на семинарах, коллоквиумах, диспутах и конференциях; из умения слушать и записывать лекции и объяснения преподавателей по практическим работам. Самостоятельное усвоение знаний – сложный и многоаспектный процесс, состоит из восприятия изучаемого материала, его понимания и запоминания; С.р. требует постоянного самоконтроля; не только закрепляет и углубляет знания программного материала, но и
способствует развитию творческих навыков, инициативы, умения организовать свой труд.
Лит.: Гарунов М.Г. и др. Самостоятельная работа в вузе / Под ред. И.М. Плагова – Челябинск, 1995.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина
способствует развитию творческих навыков, инициативы, умения организовать свой труд.
Лит.: Гарунов М.Г. и др. Самостоятельная работа в вузе / Под ред. И.М. Плагова – Челябинск, 1995.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Самостоятельная работа учащихся
целенаправленная познавательная деятельность учащихся, осуществляемая без прямого участия учителя, но по его заданию, под его руководством, в им же специально отведенное время, однако требующая значительного умственного и физические усилия самих учащихся. Предполагает дидактически обеспеченную системную и систематическую самостоятельную учебную работу школьников, классифицируемую по направлениям: для получения новых знаний, для их практического применения, для повторения, углубления и систематизации знаний, а также для их проверки и последующей коррекции. Высшим проявлением самостоятельной познавательной деятельности учащихся считается постановка ими проблемы, а также поиск и нахождение путей ее решения (В. Онищук, П. Пидкасистый, Б. Есипов). Самодеятельность ученика, подчеркивал А. Дистервег, средство и одновременно результат образования. Имеет приоритетное значение при изучении литературы, поскольку предполагает самостоятельное прочтение учеником произведения, его работу над художественным текстом, с учебником и рекомендованными источниками, формирование собственных оценочных суждений о прочитанном, усвоение его идейно-художественного содержания и личностного значения. Учитель при этом находится преимущественно в роли консультанта и проверяющего. В организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся следует соблюдать необходимое соотношение дидактических методов педагогического влияния и собственной работы ученика, добиваясь партнерского взаимодействия всех субъектов учебного процесса. Немаловажное значение при этом имеет личность учителя и его стиль обучения. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения органи- зации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространенные виды С.р.: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, конструирование, моделирование и т.д. В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации С.р. учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения. В 70- 80-е гг. методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических С.р. (опыты, наблюдения и пр.). Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных ее модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путем стимулирования их "умственной самодеятельности", применяя в качестве осн. воспитательного средства ручной труд. В 20-х гг. 20 в. определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения (см.Индивидуализированного обучения системы). При формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный, способ обучения становится малоэффективным. НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль С.р. школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля С.р. в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на нее отводится не менее 20%, в старших - до 70%. См. также Домашняя самостоятельная работа, Индивидуализированного обучения системы
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения уч. задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3—6 чел.); парной - напр., при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в линга-фонном кабинете; индивидуальной - каждый школьник выполняет отд. задание, напр., пишет реферат на заданную тему. С. р. может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. шк. помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий (на пришкольном уч.-опытном участке, геогр. площадке, в уголке живой природы, на экскурсии и т.д. ), дома Наиб. распространенные виды С p работа с учебником, справочной лит-рой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытнич работа, конструирование, моделирование и т.д.
Исходя из внутр. содержания, можно выделить 3 ступени самостоят.уч деятельности учащихся репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из разл источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критич отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание С p обусловливает характер уч заданий обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять), тренировочные задачи для самостоят.решения по образцу, поисковые задачи, решение к-рых целиком возлагается на учащихся
В пед. лит-ре самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается в кон. 18 в Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в пед. системе К Д Ушинского, к-рый писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» (Собр. соч, т 6,1949, с 256). Он обосновал нек-рые пути и средства организации С p учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения
В 70—80-х гг методисты-естественники А Н Бекетов, А Я Герд предложили систему организации разнообразных практич. С p (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г Кер-шенштейнер, А Ферьер и др.). и различных ее модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности»). решали проблему самостоятельности учащихся в уч. процессе путем стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве осн. воспитат. средства ручной труд В 90-х гг 19 в практич. самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены осн. источником знаний
В 20-х гг 20 в определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др. формы индивидуализации обучения (см Индивидуализированного обучения системы). Работы II П Блонско-го, С Т Шацкого, А II Пинкевича, M M Пистрака, P M Микельсона и др. обосновали важность С p учащихся в уч. процессе Были сделаны попытки создать классификацию С p Методисты-естественники (С II Аржанов, В II Буданов, Б В Всесвятский, Б E Райков и др.). разработали формы С p, приемы, развивающие творческое мышление учащихся В практике школ стал широко применяться исследовательский метод обучения
Изучая сущность С p в широком тео-ретич плане, E Я Голант (40-е гг). выделил 3 направления деятельности, по к-рым может развиваться самостоятельность учащихся - познавательное, практическое и организац -техническое Б II Есипов (60-е гг). обосновал роль, место и задачи С p в уч. процессе H А Половникова (1968). разработала теоре-тич основы воспитания познават самостоятельности в обучении, И Я Лернер (1971) - дидактич основы формирования познават самостоятельности в цикле гуманитарных предметов Широкий круг проблем, выдвинутых M А Даниловым, P Г Лемберг, H Г Дайри, M H Скат-киным и др. дидактами и методистами, послужил своего рода программой для дальнейших исследований по проблеме С p школьников
При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в осн. вербальный, способ обучения, становится малоэффективным НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям произ-ва, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации Роль С p школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения Доля С p в уч. процессе увеличивается от класса к классу в нач классах на нее отводится не менее 20% уч времени, в средних - до 50%, в старших - до 70%
Организация С p требует соответствующих условий дидактич пособий (рабочие тетради для мл и ср. школьников, книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии - для старших), спе-циализиров помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т.д. ), особого расписания (сдвоенных и строенных уроков, свободного дня для работы в б-ке и т.д. ). t
В дидактике стран Воет.н. Центр Европы осн. место отводится творческой самостоят.деятельности школьников В 60—70-х гг многомерные классификации С p предложили Я Скалкова и Б Пиц-кова (Чехия), И Тодорова (Болгария). и др. Много внимания уделяется составлению заданий для С p, к-рые приводятся в метод пособиях для учителей, в отд сборниках для учащихся, в рабочих тетрадях по отд уч предметам
В странах Зап Европы и США проблема самостоятельности учащихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения Осн. внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу Обучение путем открытий (disco-wery learning). дополняет, а часто и заменяет обучение в «формальном» классе путем «прямой» передачи знаний. По мнению амер и англ. дидактов, С p (mdependent study, а также self-directed learning, или self-mstruction) - это самоуправляемая у ч деятельность, тогда как виды уч деятельности, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью Объем С p может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоят.усвоения целого факультативного курса). Практикуется самостоят.использование разл источников пополнения знаний вне школы (посещение музеев, картинных галерей, проведение длит. походов). В нек-рых случаях школьники освобождаются от шк. занятий сроком до 6 нед для самостоят.выполнения «проектного» задания В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и учителям Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение учащимися поставленной перед ними цели Преобладают работа по выбору, индивидуально инструктируемая работа (directmg study), подготовительная, семинарская (учащихся знакомят с результатами своей работы). и «поисковая» работы по развитию спец. способностей (работа по своему плану).
Лит Есипов Б П, Самостоят.работа учащихся на уроках, M, 1961, Полов-никоваН А, О теоретич основах воспи тания познават самостоятельности школьника в обучении, «УЗ Казан пед. ин та», 1968, в 47, НильсонО А, Теория и практика само стоят работы учащихся, Тал, 1976, II и д к а-систый II И, Самостоят.познават деятельность школьников в обучении, M, 1980, Alexander W M, Hines V A, Independent study m secondary schools, № V, 1967 О А Нильсон
Исходя из внутр. содержания, можно выделить 3 ступени самостоят.уч деятельности учащихся репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из разл источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критич отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание С p обусловливает характер уч заданий обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять), тренировочные задачи для самостоят.решения по образцу, поисковые задачи, решение к-рых целиком возлагается на учащихся
В пед. лит-ре самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается в кон. 18 в Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в пед. системе К Д Ушинского, к-рый писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» (Собр. соч, т 6,1949, с 256). Он обосновал нек-рые пути и средства организации С p учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения
В 70—80-х гг методисты-естественники А Н Бекетов, А Я Герд предложили систему организации разнообразных практич. С p (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г Кер-шенштейнер, А Ферьер и др.). и различных ее модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности»). решали проблему самостоятельности учащихся в уч. процессе путем стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве осн. воспитат. средства ручной труд В 90-х гг 19 в практич. самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены осн. источником знаний
В 20-х гг 20 в определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др. формы индивидуализации обучения (см Индивидуализированного обучения системы). Работы II П Блонско-го, С Т Шацкого, А II Пинкевича, M M Пистрака, P M Микельсона и др. обосновали важность С p учащихся в уч. процессе Были сделаны попытки создать классификацию С p Методисты-естественники (С II Аржанов, В II Буданов, Б В Всесвятский, Б E Райков и др.). разработали формы С p, приемы, развивающие творческое мышление учащихся В практике школ стал широко применяться исследовательский метод обучения
Изучая сущность С p в широком тео-ретич плане, E Я Голант (40-е гг). выделил 3 направления деятельности, по к-рым может развиваться самостоятельность учащихся - познавательное, практическое и организац -техническое Б II Есипов (60-е гг). обосновал роль, место и задачи С p в уч. процессе H А Половникова (1968). разработала теоре-тич основы воспитания познават самостоятельности в обучении, И Я Лернер (1971) - дидактич основы формирования познават самостоятельности в цикле гуманитарных предметов Широкий круг проблем, выдвинутых M А Даниловым, P Г Лемберг, H Г Дайри, M H Скат-киным и др. дидактами и методистами, послужил своего рода программой для дальнейших исследований по проблеме С p школьников
При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в осн. вербальный, способ обучения, становится малоэффективным НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям произ-ва, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации Роль С p школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения Доля С p в уч. процессе увеличивается от класса к классу в нач классах на нее отводится не менее 20% уч времени, в средних - до 50%, в старших - до 70%
Организация С p требует соответствующих условий дидактич пособий (рабочие тетради для мл и ср. школьников, книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии - для старших), спе-циализиров помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т.д. ), особого расписания (сдвоенных и строенных уроков, свободного дня для работы в б-ке и т.д. ). t
В дидактике стран Воет.н. Центр Европы осн. место отводится творческой самостоят.деятельности школьников В 60—70-х гг многомерные классификации С p предложили Я Скалкова и Б Пиц-кова (Чехия), И Тодорова (Болгария). и др. Много внимания уделяется составлению заданий для С p, к-рые приводятся в метод пособиях для учителей, в отд сборниках для учащихся, в рабочих тетрадях по отд уч предметам
В странах Зап Европы и США проблема самостоятельности учащихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения Осн. внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу Обучение путем открытий (disco-wery learning). дополняет, а часто и заменяет обучение в «формальном» классе путем «прямой» передачи знаний. По мнению амер и англ. дидактов, С p (mdependent study, а также self-directed learning, или self-mstruction) - это самоуправляемая у ч деятельность, тогда как виды уч деятельности, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью Объем С p может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоят.усвоения целого факультативного курса). Практикуется самостоят.использование разл источников пополнения знаний вне школы (посещение музеев, картинных галерей, проведение длит. походов). В нек-рых случаях школьники освобождаются от шк. занятий сроком до 6 нед для самостоят.выполнения «проектного» задания В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и учителям Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение учащимися поставленной перед ними цели Преобладают работа по выбору, индивидуально инструктируемая работа (directmg study), подготовительная, семинарская (учащихся знакомят с результатами своей работы). и «поисковая» работы по развитию спец. способностей (работа по своему плану).
Лит Есипов Б П, Самостоят.работа учащихся на уроках, M, 1961, Полов-никоваН А, О теоретич основах воспи тания познават самостоятельности школьника в обучении, «УЗ Казан пед. ин та», 1968, в 47, НильсонО А, Теория и практика само стоят работы учащихся, Тал, 1976, II и д к а-систый II И, Самостоят.познават деятельность школьников в обучении, M, 1980, Alexander W M, Hines V A, Independent study m secondary schools, № V, 1967 О А Нильсон
Источник: Российская педагогическая энциклопедия