САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Самостоятельная работа учащихся
это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.( Л. Границкая)

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Самостоятельная работа учащихся
форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и качеств личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
1) одна из форм дея- тельности, при которой изучение нового материала или закрепление ранее изученного совершается собственными силами учащихся на уроке или вне урока. Эффективность С. р. у. характеризуется не только глубиной и прочностью усвоения знаний, но и отсутствием систематического контроля со стороны педагога, минимальностью размера помощи, оказанной учащемуся, степенью самоконтроля и самооценки учащегося. С. р. у. способствует переходу от системы внешнего управления к самоорганизации учебной деятельности; 2) вид контроля усвоения учебного материала, при котором учащиеся получают знания по ранее изученным темам и выполняют их под корректирующим контролем педагога. Основными целями такого вида работы являются: подготовка к контрольной работе по изученной теме; выявление и ликвидация пробелов в знаниях. С. р. у. лежит в основе дистанционного обучения (Глоссарий современного образования. – Х.: ОКО, 1998. – С. 207–208; Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 297; Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – С. 25; Шестак Н. В. Высшая школа. Технология обучения. – М.: Вуз. книга, 2000. – С. 57). Ю. Н. Розенфельд

Источник: Глоссарий современного образования.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
(студентов)– составная часть обучения, имеющая, как правило, форму внеаудиторных занятий, в процессе которых самостоятельно изучаются первоисточники, научная и учебно-методическая литература; С.р. имеет целью проработку учебного материала, пройденного на лекциях, семинарах, практических занятиях, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (домашних заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ (проектов), учебно- исследовательской и научно-исследовательской работы). С.р. складывается: из работы с книгой, составления конспектов и рефератов, из подготовки к выступлению на семинарах, коллоквиумах, диспутах и конференциях; из умения слушать и записывать лекции и объяснения преподавателей по практическим работам. Самостоятельное усвоение знаний – сложный и многоаспектный процесс, состоит из восприятия изучаемого материала, его понимания и запоминания; С.р. требует постоянного самоконтроля; не только закрепляет и углубляет знания программного материала, но и
способствует развитию творческих навыков, инициативы, умения организовать свой труд.
Лит.: Гарунов М.Г. и др. Самостоятельная работа в вузе / Под ред. И.М. Плагова – Челябинск, 1995.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Самостоятельная работа учащихся
целенаправленная познавательная деятельность учащихся, осуществляемая без прямого участия учителя, но по его заданию, под его руководством, в им же специально отведенное время, однако требующая значительного умственного и физические усилия самих учащихся. Предполагает дидактически обеспеченную системную и систематическую самостоятельную учебную работу школьников, классифицируемую по направлениям: для получения новых знаний, для их практического применения, для повторения, углубления и систематизации знаний, а также для их проверки и последующей коррекции. Высшим проявлением самостоятельной познавательной деятельности учащихся считается постановка ими проблемы, а также поиск и нахождение путей ее решения (В. Онищук, П. Пидкасистый, Б. Есипов). Самодеятельность ученика, подчеркивал А. Дистервег, средство и одновременно результат образования. Имеет приоритетное значение при изучении литературы, поскольку предполагает самостоятельное прочтение учеником произведения, его работу над художественным текстом, с учебником и рекомендованными источниками, формирование собственных оценочных суждений о прочитанном, усвоение его идейно-художественного содержания и личностного значения. Учитель при этом находится преимущественно в роли консультанта и проверяющего. В организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся следует соблюдать необходимое соотношение дидактических методов педагогического влияния и собственной работы ученика, добиваясь партнерского взаимодействия всех субъектов учебного процесса. Немаловажное значение при этом имеет личность учителя и его стиль обучения. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения органи- зации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространенные виды С.р.: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, конструирование, моделирование и т.д. В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации С.р. учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения. В 70- 80-е гг. методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических С.р. (опыты, наблюдения и пр.). Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных ее модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путем стимулирования их "умственной самодеятельности", применяя в качестве осн. воспитательного средства ручной труд. В 20-х гг. 20 в. определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения (см.Индивидуализированного обучения системы). При формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный, способ обучения становится малоэффективным. НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль С.р. школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля С.р. в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на нее отводится не менее 20%, в старших - до 70%. См. также Домашняя самостоятельная работа, Индивидуализированного обучения системы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения уч. задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3—6 чел.); парной - напр., при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в линга-фонном кабинете; индивидуальной - каждый школьник выполняет отд. задание, напр., пишет реферат на заданную тему. С. р. может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. шк. помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий (на пришкольном уч.-опытном участке, геогр. площадке, в уголке живой природы, на экскурсии и т.д. ), дома Наиб. распространенные виды С p работа с учебником, справочной лит-рой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытнич работа, конструирование, моделирование и т.д.
Исходя из внутр. содержания, можно выделить 3 ступени самостоят.уч деятельности учащихся репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из разл источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критич отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание С p обусловливает характер уч заданий обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять), тренировочные задачи для самостоят.решения по образцу, поисковые задачи, решение к-рых целиком возлагается на учащихся
В пед. лит-ре самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается в кон. 18 в Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в пед. системе К Д Ушинского, к-рый писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» (Собр. соч, т 6,1949, с 256). Он обосновал нек-рые пути и средства организации С p учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения
В 70—80-х гг методисты-естественники А Н Бекетов, А Я Герд предложили систему организации разнообразных практич. С p (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г Кер-шенштейнер, А Ферьер и др.). и различных ее модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности»). решали проблему самостоятельности учащихся в уч. процессе путем стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве осн. воспитат. средства ручной труд В 90-х гг 19 в практич. самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены осн. источником знаний
В 20-х гг 20 в определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др. формы индивидуализации обучения (см Индивидуализированного обучения системы). Работы II П Блонско-го, С Т Шацкого, А II Пинкевича, M M Пистрака, P M Микельсона и др. обосновали важность С p учащихся в уч. процессе Были сделаны попытки создать классификацию С p Методисты-естественники (С II Аржанов, В II Буданов, Б В Всесвятский, Б E Райков и др.). разработали формы С p, приемы, развивающие творческое мышление учащихся В практике школ стал широко применяться исследовательский метод обучения
Изучая сущность С p в широком тео-ретич плане, E Я Голант (40-е гг). выделил 3 направления деятельности, по к-рым может развиваться самостоятельность учащихся - познавательное, практическое и организац -техническое Б II Есипов (60-е гг). обосновал роль, место и задачи С p в уч. процессе H А Половникова (1968). разработала теоре-тич основы воспитания познават самостоятельности в обучении, И Я Лернер (1971) - дидактич основы формирования познават самостоятельности в цикле гуманитарных предметов Широкий круг проблем, выдвинутых M А Даниловым, P Г Лемберг, H Г Дайри, M H Скат-киным и др. дидактами и методистами, послужил своего рода программой для дальнейших исследований по проблеме С p школьников
При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в осн. вербальный, способ обучения, становится малоэффективным НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям произ-ва, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации Роль С p школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения Доля С p в уч. процессе увеличивается от класса к классу в нач классах на нее отводится не менее 20% уч времени, в средних - до 50%, в старших - до 70%
Организация С p требует соответствующих условий дидактич пособий (рабочие тетради для мл и ср. школьников, книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии - для старших), спе-циализиров помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т.д. ), особого расписания (сдвоенных и строенных уроков, свободного дня для работы в б-ке и т.д. ). t
В дидактике стран Воет.н. Центр Европы осн. место отводится творческой самостоят.деятельности школьников В 60—70-х гг многомерные классификации С p предложили Я Скалкова и Б Пиц-кова (Чехия), И Тодорова (Болгария). и др. Много внимания уделяется составлению заданий для С p, к-рые приводятся в метод пособиях для учителей, в отд сборниках для учащихся, в рабочих тетрадях по отд уч предметам
В странах Зап Европы и США проблема самостоятельности учащихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения Осн. внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу Обучение путем открытий (disco-wery learning). дополняет, а часто и заменяет обучение в «формальном» классе путем «прямой» передачи знаний. По мнению амер и англ. дидактов, С p (mdependent study, а также self-directed learning, или self-mstruction) - это самоуправляемая у ч деятельность, тогда как виды уч деятельности, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью Объем С p может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоят.усвоения целого факультативного курса). Практикуется самостоят.использование разл источников пополнения знаний вне школы (посещение музеев, картинных галерей, проведение длит. походов). В нек-рых случаях школьники освобождаются от шк. занятий сроком до 6 нед для самостоят.выполнения «проектного» задания В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и учителям Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение учащимися поставленной перед ними цели Преобладают работа по выбору, индивидуально инструктируемая работа (directmg study), подготовительная, семинарская (учащихся знакомят с результатами своей работы). и «поисковая» работы по развитию спец. способностей (работа по своему плану).
Лит Есипов Б П, Самостоят.работа учащихся на уроках, M, 1961, Полов-никоваН А, О теоретич основах воспи тания познават самостоятельности школьника в обучении, «УЗ Казан пед. ин та», 1968, в 47, НильсонО А, Теория и практика само стоят работы учащихся, Тал, 1976, II и д к а-систый II И, Самостоят.познават деятельность школьников в обучении, M, 1980, Alexander W M, Hines V A, Independent study m secondary schools, № V, 1967 О А Нильсон

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
939.93 кб

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Туробова Раъно Рустамовна
В данной статье раскрыта организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.
Читать PDF
101.04 кб

Самостоятельная работа учащихся в системе преподавания русского языка

Рожина В. В., Рязапова Л. З.
Анализируется современное состояние учебного процесса в области преподавания русского языка и культуры речи.
Читать PDF
713.37 кб

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Зяблицева Татьяна Степановна
Автор из собственного педагогического опыта предлагает приемы самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Читать PDF
255.03 кб

Педагогические условия организации эффективной самостоятельной работы учащихся

Чернышева Елена Евгеньевна
В статье предложена модель организации эффективной самостоятельной работы учащихся, созданная на базе основных положений валеологии и современных теоретических подходов к организации образовательного процесса в школе: системного,
Читать PDF
459.82 кб

Самостоятельная работа в процессе обучения как условие развития личности учащихся

Кириллова Г.Д.
Читать PDF
116.66 кб

Самостоятельная работа как познавательная деятельность учащихся в обучении географии

Мукаева Л.А., Эльмурзаев Р.С., Мовлаева М.А.
В статье рассмотрена деятельность преподавателя и учащихся в процессе самостоятельного изучения географии как на уроках, так и во внеурочное время в целях выработки умений и навыков в познании географии и приобретении новых знаний
Читать PDF
261.38 кб

Модель применения интерактивных презентаций в самостоятельной учебной работе учащихся

Палиева Татьяна Владиславовна, Реутская Ольга Александровна
В статье рассмотрены как теоретические, так и технологическиеаспекты проблемы разработки и применения интерактивных презентацийпри организации самостоятельной учебной работы школьников.
Читать PDF
116.21 кб

Инновационные технологии организации самостоятельной работы учащихся в современном лицее

Каменский А. М.
Читать PDF
321.22 кб

Самостоятельная работа иностранных учащихся в условиях инновационной образовательной среды

Баранова Ирина Ивановна
Рассмотрены вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы иностранных учащихся в инновационной образовательной среде российского вуза.
Читать PDF
588.84 кб

Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся

Утёмов Вячеслав Викторович
В статье описывается возможная реализация ФГОС СПО третьего поколения посредством использования компьютерных программ.
Читать PDF
824.95 кб

Конструирование личностно-развивающих заданий для самостоятельной работы учащихся по географии

Мезенцева Лидия Павловна
Обсуждается проблема конструирования учебных заданий по географии для организации самостоятельной работы учащихся.
Читать PDF
158.09 кб

Цифровой ресурс по теме «Многогранники», как средство организации самостоятельной работы учащихся

Волкова Е.А., Неустроева А.В.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос организации самостоятельной работы учащихся в рамках школьного предмета геометрия, по средствам цифрового образовательного ресурса.
Читать PDF
180.43 кб

Организация самостоятельной работы учащихся в контексте требований личностно-развивающего обучения

Поздняк Светлана Николаевна, Мезенцева Лидия Павловна
Рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащихся в условиях личностно-развивающего обучения. Она решается путем определения соотношения внешних управляющих воздействий учителя и приемов саморегуляции ученика.
Читать PDF
364.84 кб

Приемы обучения, способствующие повышению уровня сформированности самостоятельной работы учащихся с

Овчинникова Е. Н.
В статье рассматриваются логико-информационные приемы анализа текста, способствующие формированию умений самостоятельной работы школьников с учебной книгой.
Читать PDF
287.19 кб

Организация самостоятельной работы учащихся заочной формы обучения в средних профессиональных учебны

Исакова Татьяна Борисовна
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащихся заочной формы обучения в средних профессиональных учебных заведениях, анализируются дидактические условия организации самостоятельной работы, описываютс