Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. ( Л. Жарова)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
все виды познавательной деятельности, учебного труда, выполняемые без непосредственного контроля со стороны педагога, форма организации учебной деятельности обучающихся, проводимая под опосредованным инструкцией, руководством преподавателя, сутью которой является решение учебнопознавательных задач, обеспечивающая развитие личности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Самостоятельная работа
форма организации обучения, направленная на овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками как под руководством педагога, так и без него; составная часть учебной работы, направленная на закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1) упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер. Основной целью при этом является формирование профессиональной самостоятельности учащихся; 2) форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе; осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время. В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; выполнение заданий по циклам дисциплин; конкурсное выполнение заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. С. р. может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории), так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме. С. р. может быть индивидуальной, парной или коллективной. Учебные материалы для С. р. методически организуются так, чтобы компенсировать отсутствие контакта с преподавателем и, следовательно, возложить на них функции управления С. р. учащихся. Набор заданий должен обеспечивать возможность индивидуального выбора и определения объема материала, необходимого для достижения учебной цели. Задания, предназначенные для С. р., должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений. Овладение приемами С. р. является обязательным условием развития навыков самообразования. Различают следующие виды С. р.: лабораторная работа, С. р. в аудитории, домашнее 2 .\u1079 аданиеç, домашнее чтение и др.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Самостоятельная работа
индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации, самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной), когда учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему; групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3–6 чел.); парной – например, при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространённые виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, конструирование, моделирование и т.д. В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации. Самостоятельная работа учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения. В 70–80-е гг. методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.). Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основы воспитательного средства ручной труд. В 20-х гг. 20 в. определённую роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения (см. Индивидуализированное обучение системы). При формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный способ обучения становится малоэффективным. НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших – до 70%.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016