ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности, их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения, способностей и призвания трудящихся. Учет данных П. т. используется при научной организации обучения.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности. Она анализирует процесс труда; изучает психологические особенности трудовой деятельности человека; исследует, как способность к обучению, навыки, упражнения, смена работы обусловливают процесс труда; изучает психологические аспекты научной организации труда; применяет результаты исследований в экономической жизни. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологии, имеющая своим предметом трудовую деятельность человека. Изучение трудовой деятельности с психологической точки зрения началось в начале XX в. в связи с потребностью научной организации труда. В процессе изучения роли всех факторов, влияющих на производительность труда, выявилась настоятельная необходимость учитывать также и роль так называемого психологического фактора. Различные психические процессы, связанные с трудовой деятельностью, начали подвергаться экспериментальному исследованию в специальных лабораториях. Вначале казалось, что можно перенести законы, установленные общей экспериментальной психологией, на трудовую деятельность человека и непосредственно применить их в практическом плане. Но уже первые исследования в области П.т. показали, что законы, установленные в лабораторных условиях, не всегда находят прямое и верное приложение в конкретной трудовой деятельности человека. Поэтому понадобилось перенести экспериментальные исследования из сферы лабораторных опытов на почву непосредственной трудовой деятельности. Этим и определилось специфическое направление П.т. как самостоятельной ветви психологической науки. Проблематика П.т. оказалась разнообразной и на первых порах целиком определялась характером предъявляемых ей запросов практики. На первом этапе развития важнейшей проблемой П.т. была проблема профессионального отбора. Во время первой мировой войны центральное место в П.т. заняли вопросы, связанные с решением задач, выдвинутых военным ведомством.
Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привел к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Перед П.т. встала задача уточнения этого понятия и создания специальных методов, с помощью которых эти способности можно было бы количественно и качественно выражать и на этой основе производить профессиональный отбор. Необходимой предпосылкой профессионального отбора должно служить изучение профессий, анализ психологических особенностей трудовой деятельности. Этот раздел П.т. получил название психология профессий, или профессиография. Наряду с различиями в профессиональных способностях вскрыты были также и различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим. Возникла потребность в организации специальных консультационных бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Так образовалась специальная ветвь П.т., известная под названием профессиональная ориентация и профессиональная консультация.
Далее, поскольку была выявлена изменчивость профессионально важных признаков и было установлено, что она обусловливается в первую очередь обучением, упражнением, тренировкой и накоплением профессионального опыта, то возникла потребность в специальных исследованиях, посвященных изучению законов упражнения и развития навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задачей этого раздела П.т. является разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнений и тренировки.
Важную область исследований П.т. составляет изучение колебаний работоспособности, в первую очередь связанных с утомлением, суточным ритмом. Научная организация труда немыслима без обоснования идеи оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие колебания напротяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. П.т. разрабатывает специальные методики, с помощью которых можно измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Эти вопросы благодаря применению специальных методик, позволяющих оценивать изменение психических функций в ходе и под влиянием длительной работы, получают экспериментальное решение. В этой области П.т. тесно связана с физиологией труда.
Вплотную к этому разделу П.т. примыкает раздел, посвященный изучению влияния на психическую деятельность внешней среды, рабочего места, конструкции и расположения приборов и т.п. Разрабатываются вопросы психологической рационализации оборудования, машин, рычагов управления, средств сигнализации, цветового оформления и др. Это направление исследований П.т. составляет содержание инженерной психологии.
Важную роль в решении задач повышения производительности труда играет «состав» профессиональной работы, т.е. та сумма операций, которая объединяется в одной профессии. Исходя из того, что многие из этих операций в большей или меньшей степени поддаются автоматизации и что сочетание различных операций внутри одной профессии оказывается то более, то менее рациональным в зависимости от психологической их совместимости или несовместимости, П.т. поставила перед собой задачу рационального реконструирования профессий, выяснения психологически оптимального сочетания входящих в них элементов, научного обоснования целесообразной автоматизации профессий. В этой области П.т. координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации, использующими достижения кибернетики и теории информации.
Особое место в П.т. занимает проблема борьбы с авариями и несчастными случаями. Изучаются психологические причины возникновения аварийных ситуаций, выявляются те особенности личности, которые в наибольшей степени испытывают на себе отрицательное воздействие критической или опасной ситуации. Большое внимание уделяется анализу причин ошибочных действий, характерных для работников, имеющих дело с опасными работами. Этот анализ привел П.т. к выводу о необходимости разработки специальных средств для профессионального отбора, для предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки, в том числе применения психологически обоснованных плакатов, фильмов и т.п. Это направление П.т. имеет особое значение для тех профессий промышленности и транспорта, которые сопряжены с опасными ситуациями.
П.т. на современном этапе развивается по следующим основным направлениям: психология трудовой экспертизы (профессиональная ориентация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, а также анализ причин несчастных случаев и брака в работе); психология профессионального обучения и трудового воспитания; психология организации труда; инженерная психология. Специфическими отраслями П.т. являются авиационная психология и космическая психология.
Комплексный характер проблем, выдвигаемых современным производством, отражается на организации исследовательской работы в области П.т., развивающейся в тесном взаимодействии с рядом других наук – физиологией труда, гигиеной труда, врачебно- трудовой экспертизой, организацией труда, методикой производственного обучения, техническим нормированием, техникой безопасности и т.д. В изучении вопросов профессионального обучения П.т. связана с педагогикой.
В числе методов П.т., наряду с экспериментальным методом, большое место занимают аналитические методы, с помощью которых вскрываются психологические особенности трудовой деятельности. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных аппаратурных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Большое место занимают методы вариационной статистики.
Лит.: Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда / Психологическая наука в СССР. – М., 1960; Психология промышленного труда. – М., 1962; Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1962; Левитов Н.Д. Психология труда. – М., 1963; Личность и труд. – М., 1965.
С.Г. Геллерштейн
Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привел к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Перед П.т. встала задача уточнения этого понятия и создания специальных методов, с помощью которых эти способности можно было бы количественно и качественно выражать и на этой основе производить профессиональный отбор. Необходимой предпосылкой профессионального отбора должно служить изучение профессий, анализ психологических особенностей трудовой деятельности. Этот раздел П.т. получил название психология профессий, или профессиография. Наряду с различиями в профессиональных способностях вскрыты были также и различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим. Возникла потребность в организации специальных консультационных бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Так образовалась специальная ветвь П.т., известная под названием профессиональная ориентация и профессиональная консультация.
Далее, поскольку была выявлена изменчивость профессионально важных признаков и было установлено, что она обусловливается в первую очередь обучением, упражнением, тренировкой и накоплением профессионального опыта, то возникла потребность в специальных исследованиях, посвященных изучению законов упражнения и развития навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задачей этого раздела П.т. является разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнений и тренировки.
Важную область исследований П.т. составляет изучение колебаний работоспособности, в первую очередь связанных с утомлением, суточным ритмом. Научная организация труда немыслима без обоснования идеи оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие колебания напротяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. П.т. разрабатывает специальные методики, с помощью которых можно измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Эти вопросы благодаря применению специальных методик, позволяющих оценивать изменение психических функций в ходе и под влиянием длительной работы, получают экспериментальное решение. В этой области П.т. тесно связана с физиологией труда.
Вплотную к этому разделу П.т. примыкает раздел, посвященный изучению влияния на психическую деятельность внешней среды, рабочего места, конструкции и расположения приборов и т.п. Разрабатываются вопросы психологической рационализации оборудования, машин, рычагов управления, средств сигнализации, цветового оформления и др. Это направление исследований П.т. составляет содержание инженерной психологии.
Важную роль в решении задач повышения производительности труда играет «состав» профессиональной работы, т.е. та сумма операций, которая объединяется в одной профессии. Исходя из того, что многие из этих операций в большей или меньшей степени поддаются автоматизации и что сочетание различных операций внутри одной профессии оказывается то более, то менее рациональным в зависимости от психологической их совместимости или несовместимости, П.т. поставила перед собой задачу рационального реконструирования профессий, выяснения психологически оптимального сочетания входящих в них элементов, научного обоснования целесообразной автоматизации профессий. В этой области П.т. координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации, использующими достижения кибернетики и теории информации.
Особое место в П.т. занимает проблема борьбы с авариями и несчастными случаями. Изучаются психологические причины возникновения аварийных ситуаций, выявляются те особенности личности, которые в наибольшей степени испытывают на себе отрицательное воздействие критической или опасной ситуации. Большое внимание уделяется анализу причин ошибочных действий, характерных для работников, имеющих дело с опасными работами. Этот анализ привел П.т. к выводу о необходимости разработки специальных средств для профессионального отбора, для предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки, в том числе применения психологически обоснованных плакатов, фильмов и т.п. Это направление П.т. имеет особое значение для тех профессий промышленности и транспорта, которые сопряжены с опасными ситуациями.
П.т. на современном этапе развивается по следующим основным направлениям: психология трудовой экспертизы (профессиональная ориентация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, а также анализ причин несчастных случаев и брака в работе); психология профессионального обучения и трудового воспитания; психология организации труда; инженерная психология. Специфическими отраслями П.т. являются авиационная психология и космическая психология.
Комплексный характер проблем, выдвигаемых современным производством, отражается на организации исследовательской работы в области П.т., развивающейся в тесном взаимодействии с рядом других наук – физиологией труда, гигиеной труда, врачебно- трудовой экспертизой, организацией труда, методикой производственного обучения, техническим нормированием, техникой безопасности и т.д. В изучении вопросов профессионального обучения П.т. связана с педагогикой.
В числе методов П.т., наряду с экспериментальным методом, большое место занимают аналитические методы, с помощью которых вскрываются психологические особенности трудовой деятельности. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных аппаратурных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Большое место занимают методы вариационной статистики.
Лит.: Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда / Психологическая наука в СССР. – М., 1960; Психология промышленного труда. – М., 1962; Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1962; Левитов Н.Д. Психология труда. – М., 1963; Личность и труд. – М., 1965.
С.Г. Геллерштейн
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.