Труд
ТРУД
это деятельность, направленная на создание общественно- полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Труд
целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением. (3)
Труд
целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Труд
сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ТРУД
целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс исторической адаптации человека к внешней среде характеризуется развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ТРУД
сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания предметов и услуг, предназначенных для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Труд является основной формой жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходным условием социального бытия, развития всех сторон общественной жизни, средством самовыражения и самоутверждения личности, реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Труд
др.рус. – работа, рвение) сознательное, постоянное и целенаправленное совершение действий по физическому или духовному преобразованию действительности, выступающих одновременно способом добывания средств к существованию. Труд обеспечивает развитие человека и его движение вперед, правда, при условии любви к труду и творческого отношения к нему. Русская православная культура рассматривает труд прежде всего как духовный процесс. Труд отгоняет от нас пороки, скуку, лень, продляет жизнь, оздоравливает. В народе труд воспринимается как забота о ком-то и чем-то, в церкви – как послушание. В любом случае труд нескончаем, это вечная доля человечества. Чтобы его совершать, нужно мужество, терпение. Труд благословенен и благодетелен для человека. Народ России всегда был убежден, что только труд является основой любого благополучия и благочестия. «Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние» (К.Д. Ушинский). В мировоззрении русского человека труд был высшим мерилом богоугодности. Во времена Владимира Мономаха труд физический и умственный не противопоставлялись. Первый рассматривался как необходимая предпосылка для успеха второго, а второй как облагораживающий первый, делающий человека сильным, мудрым.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
"ТРУД"
школьный предмет. Существовал с 1927 по 1937 гг. и с 1955 года по 1990-е гг. В 1990-е – 2000-е гг. в некоторых школах стал называться «Технология». Труд был введен в школу как особый предмет обучения в 1927 году. «Учащиеся знакомились с осн. пр-вами, с разл. материалами и инструментами. Ставилась задача выработать у них умения и навыки, общие для разл. труд. процессов. В школе I ступени детей обучали первонач. умениям работать с деревом, бумагой, картоном, тканью, металлом, глиной, для этого должны были создаваться специально оборудованные рабочие комнаты. Учащиеся старших групп школ-семилеток (V–VII) работали в шк. мастерских, обучаясь уже более сложным приемам обработки дерева и металла, изготавливая из них простейшие предметы… В начале 1930-х гг. наметилась тенденция к пересмотру роли труд. и политех. обучения в системе общего образования. Труд все больше стал играть иллюстративную роль, и в 1937 г. он был как учебный предмет отменен» (ИПО, 2001, 464–465). В 1955–1956 учеб. г. в учеб. план школ был включен труд как самост. предмет. «Потребовались доп. помещения под мастерские и оборудование для них. В целях создания мат.-тех. базы труд. обучения и восп. мин-вам и ведомствам было разрешено безвозмездно передавать школам не используемое в пр-ве, но годное для обучения станочное оборудование. Определены были также гос. планы пром. изготовления оборудования для шк. мастерских» (Очерки, 1988, 74). […]
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
ТРУД
целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.
Т. создает материальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом. Т. является решающим фактором формирования и развития самого человека. В процессе целесообразной деятельности, при помощи орудий Т., человек воздействует на природу и использует ее в целях создания условий для своего существования.
Анализируя роль Т. в становлении человека, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. разделением функций рук и ног, развитием органов речи, постепенным превращением мозга животного в развитый мозг человека, совершенствованием его органов чувств. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история есть не что иное, как образование человека Т.
Т. как целесообразная деятельность человека, начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным.Процесс Т. – это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определенные связи и отношении между собой – производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Т. создает материальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом. Т. является решающим фактором формирования и развития самого человека. В процессе целесообразной деятельности, при помощи орудий Т., человек воздействует на природу и использует ее в целях создания условий для своего существования.
Анализируя роль Т. в становлении человека, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. разделением функций рук и ног, развитием органов речи, постепенным превращением мозга животного в развитый мозг человека, совершенствованием его органов чувств. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история есть не что иное, как образование человека Т.
Т. как целесообразная деятельность человека, начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным.Процесс Т. – это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определенные связи и отношении между собой – производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ТРУД
традиционно определяется как целесообразная деятельность человека, направленная на преобразования природы с целью создания материальных благ. В этой связи выделяют категории производительного и непроизводительного труда. Производительный труд — это труд, непосредственно создающий материальные блага, а также труд, обеспечивающий процесс создания материальных благ (доставка сырья, сбыт готовой продукции). Непроизводительный труд — труд важный и нужный для общества, для морали, но не связанный непосредственно с созданием материальных благ. В частности, это труд учителя, преподавателя вуза, ученика, художника и т.п. Традиционно различают также труд физический и труд умственный. Труд физический характеризуется большим преобладанием в нем работы мускулов, а труд умственный — большим преобладанием интеллектуальных усилий. Кроме того, различают труд простой и труд сложный (квалифицированный). Простой труд не требует предварительного обучения, и умения (например, труд носильщика, уборщика мусора и т.п.). Сложный, или квалифицированный, труд требует предварительного обучения (труд водителя грузовика, машиниста паровоза). Характеристика труда как целесообразной деятельности, нацеленной, исключительно на создание материальных благ, в современных условиях неоправданно. Определение «Труд — это любая целесообразная деятельность человека, которая направлена на создание материальных и других благ, полученных и необходимых людям» — более актуально. Труд — не только источник материального и духовного богатства, он — первое и основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что в известном смысле должно сказать: труд создал самого человека. Более того, труд не только создал человека и является условием его существования, он также является условием развития и совершенствования человека, что только в процессе труда человек проявляет себя как личность, получает возможность раскрыть свои способности. Люди не могут жить, не производя для себя прежде всего материальные блага. Но для того, чтобы могло совершаться производство материальных благ необходимы орудия труда; а чтобы иметь орудия труда, необходимо их создавать, ибо природа готовых орудий труда не даёт. Следовательно, труд начинается с изготовления орудий труда. Ни одно животное, ни даже одна обезьяна не способна изготовить даже самого простейшего орудия труда. Труд является социальной предпосылкой возникновения сознания. Ибо для того, чтобы трудиться, нужно обладать сознанием, ведь труд как таковой — это целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на преобразования вещества природы в полезные для человека продукты. При этом важно иметь в виду, что труд с самого своего возникновения носил общественный характер; первобытные люди должны были трудиться коллективно; даже для осуществления самого простейшего вида труда им необходимо было обмениваться мыслями, передавать друг другу свой опыт. Но для передачи мыслей, опыта, следовательно, для общения, необходимы были определенные средства. Главным таким средством явился язык. В сущности, все три компонента — труд. сознание и язык, отличающие человека от животных, возникли и развивались в тесной взаимосвязи. Мысль, возникающая в голове человека, всегда связана со словом; мысль не существует ни для человека, ни для других людей, если она не выражена с помощью слов. Слово — главнейшее средство общения между людьми. Сознание и язык, сформировавшись в результате коллективной трудовой деятельности людей, не могут существовать друг без друга. Нет мысли без языковой оболочки, как нет и слова, не имеющего смысл. Уровень развития языка является показателем развития мышления, и наоборот. Развитое мышление свидетельствует о развитости языка. Таким образом, человек формируется, развивается как общественное существо, как существо, которое может жить и трудиться только сообща с другими; сознание и язык как средство общения людей между собой также возникают только в процессе коллективного труда. Превращение производительного общества в общество услуг имеет своим итогом изменение индивидуального и общественного сознания. Труд учителя рассматривается уже не как производительный, а как вспомогательный, как услуга в образовательном процессе. Соответственно принижается общественное значение учительского труда, как и социальный статус учителя. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.