ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
окружение, совокупность социальных и педагогических условий, обусловливающих уровень общего развития и образованности личности.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Образовательная среда
совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Образовательная среда
совокупность информационных, технических, методологических средств и элементов инфраструктуры, формирующих условия для осуществления ОУ всех видов образовательной деятельности.
Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования
Образовательная среда
Совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
Источник: Педагогический глоссарий
Образовательная среда
система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научнопроизводственными и другими ориентированными на цели образования организациями.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Образовательная среда
[образование + среда] – 1) совокупность образовательных факторов, организованных на основе принципов средовости энвайронментологии (раздела общей экологии); 2) вид окружающей среды, факторы которой имеют образовательную природу.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Среда образовательная
совокупность духовных (культивируемые ценности, психологический климат, традиции) и материальных условий существования и деятельности учащихся (воспитанников) и педагога, активной деятельности субъектов (учителя, учащихся, родителей и др.), характера отношений и внешних связей. С о . играет активную роль, во многом определяя результаты воспитания и образования в целом.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
часть социокультурного пространства, объединяющая ОУ как материальный объект, содержание образовательных программ, систему методов и форм педагогической деятельности, систему педагогико-родительско-ученических отношений, возможности других образовательных учреждений, фирм и предприятий города, с которыми ОУ сотрудничает и «зону» в системе Интернет, востребованную педагогами ОУ и ее учениками/воспитанниками в образовательных целях. О.С. – пространство познания и развития ее участников.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
понятие многоуровневое, оно включает в себя условия и участников социального заказа (государство, регион, родители, общественные организации); ресурсное обеспечение конкретной школы в качестве государственного учреждения (контингент обучающихся, кадры, материально-техническое и учебно-методическое оснащение, финансы и др.), а также организацию собственно образовательного пространства, имея в виду стратегии, содержание обучения и воспитания, используемые в коррекционной работе технологии, их результативность с учетом познавательных возможностей детей. Литература: [3].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Я. Корчак выделил четыре основных типа образовательной среды: догматическая среда, среда безмятежного потребления, среда внешнего лоска и карьеры, идейная среда. В современной педагогике в качестве критериального показателя отнесенности образовательной среды к тому или иному типу рассматривается наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) обучающегося и его личностной свободы (или зависимости). Основным понятием личностно-ориентированной педагогики является творческая (развивающая) (по классификации Я. Корчака – идейная) образовательная среда, способствующая свободному развитию активного обучающегося. В образовательной среде выделяют три компонента: социальный (социальное окружение), пространственно-предметный (пространственно-предметное) окружение и психолого-дидактический. Часто понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» используются как синонимы. Но они являются близкими, но не синонимичными понятиями. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, имеется в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Часто употребляется термин «информационная среда». Под информационной средой понимается совокупность программноаппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов образовательной системы. Литература: [70].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития. Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами. Еще одной характеристикой современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации, демократизации и повышения стандартов. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) — специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. ) См. также Среда
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, целостность специально организованных педагогических условий развития личности. О. с. может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий.
- Данная среда не существует вне общих социокультурных условий, она выполняет двойственную нагрузку – по трансляции ценностных детерминант общей социокультурной среды и по изменению (формированию) данной среды. В широком смысле социокультурную О. с. принято понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационной сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) – образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню – образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. О. с. любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры: пространственно-семантический компонент архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); символическое пространство (различные символы – герб, гимн, традиции и др.); содержательнометодический компонент содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий, исследовательские сообщества, структуры самоуправления и др.); коммуникационно-организационный компонент особенности субъектов О. с. (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. д.); коммуникационная сфера (стиль обучения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.). Каждый уровень социокультурной О. с. порождает свои специфические ценностные доминанты, которые могут дифференцироваться внутри себя лишь на следующем уровне среды.
- Тип О. с. и ее базовые характеристики, например, такие, как открытость или закрытость, целенаправленность или самоорганизация, статичность или динамичность, детерминированность или вероятно-стность, оказывают важнейшее воздействие на субъектов, функционирующих в данной среде. «Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде» (Кулюткин Ю.).
- Системный анализ проблем взаимодействия О. с. и социальных субъектов позволяет утверждать, что система взаимоотношений между ними может претерпевать изменения. Такие изменения могут быть непосредственно связаны с появлением новых тенденций в различных сферах жизнедеятельности общества (Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Сайт общества
«Знание» // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. – 2001. – № 1. – Режим доступа: http://www.znanie.org; Энциклопедический социологический словарь/ Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1995. – С. 500). Е. Г. Михайлева
Источник: Глоссарий современного образования.