Образовательная среда

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
окружение, совокупность социальных и педагогических условий, обусловливающих уровень общего развития и образованности личности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Образовательная среда
совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Образовательная среда
совокупность информационных, технических, методологических средств и элементов инфраструктуры, формирующих условия для осуществления ОУ всех видов образовательной деятельности.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

Образовательная среда
Совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Источник: Педагогический глоссарий

Образовательная среда
система усло­вий, влияющих на формирование личности, а также совокупность со­держащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научнопроизводственными и другими ориентированными на цели образования организациями.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Образовательная среда
[образование + среда] – 1) совокупность образовательных факторов, организованных на основе принципов средовости энвайронментологии (раздела общей экологии); 2) вид окружающей среды, факторы которой имеют образовательную природу.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Среда образовательная
совокупность духовных (культивируемые ценности, психологический климат, традиции) и материальных условий существования и деятельности учащихся (воспитанников) и педагога, активной деятельности субъектов (учителя, учащихся, родителей и др.), характера отношений и внешних связей. С о . играет активную роль, во многом определяя результаты воспитания и образования в целом.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
часть социокультурного пространства, объединяющая ОУ как материальный объект, содержание образовательных программ, систему методов и форм педагогической деятельности, систему педагогико-родительско-ученических отношений, возможности других образовательных учреждений, фирм и предприятий города, с которыми ОУ сотрудничает и «зону» в системе Интернет, востребованную педагогами ОУ и ее учениками/воспитанниками в образовательных целях. О.С. – пространство познания и развития ее участников.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
понятие многоуровневое, оно включает в себя условия и участников социального заказа (государство, регион, родители, общественные организации); ресурсное обеспечение конкретной школы в качестве государственного учреждения (контингент обучающихся, кадры, материально-техническое и учебно-методическое оснащение, финансы и др.), а также организацию собственно образовательного пространства, имея в виду стратегии, содержание обучения и воспитания, используемые в коррекционной работе технологии, их результативность с учетом познавательных возможностей детей. Литература: [3].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Я. Корчак выделил четыре основных типа образовательной среды: догматическая среда, среда безмятежного потребления, среда внешнего лоска и карьеры, идейная среда. В современной педагогике в качестве критериального показателя отнесенности образовательной среды к тому или иному типу рассматривается наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) обучающегося и его личностной свободы (или зависимости). Основным понятием личностно-ориентированной педагогики является творческая (развивающая) (по классификации Я. Корчака – идейная) образовательная среда, способствующая свободному развитию активного обучающегося. В образовательной среде выделяют три компонента: социальный (социальное окружение), пространственно-предметный (пространственно-предметное) окружение и психолого-дидактический. Часто понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» используются как синонимы. Но они являются близкими, но не синонимичными понятиями. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, имеется в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Часто употребляется термин «информационная среда». Под информационной средой понимается совокупность программноаппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов образовательной системы. Литература: [70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития. Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами. Еще одной характеристикой современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации, демократизации и повышения стандартов. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) — специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. ) См. также Среда

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, целостность специально организованных педагогических условий развития личности. О. с. может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий.
- Данная среда не существует вне общих социокультурных условий, она выполняет двойственную нагрузку – по трансляции ценностных детерминант общей социокультурной среды и по изменению (формированию) данной среды. В широком смысле социокультурную О. с. принято понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационной сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) – образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню – образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. О. с. любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры: пространственно-семантический компонент архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); символическое пространство (различные символы – герб, гимн, традиции и др.); содержательнометодический компонент содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий, исследовательские сообщества, структуры самоуправления и др.); коммуникационно-организационный компонент особенности субъектов О. с. (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. д.); коммуникационная сфера (стиль обучения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.). Каждый уровень социокультурной О. с. порождает свои специфические ценностные доминанты, которые могут дифференцироваться внутри себя лишь на следующем уровне среды.
- Тип О. с. и ее базовые характеристики, например, такие, как открытость или закрытость, целенаправленность или самоорганизация, статичность или динамичность, детерминированность или вероятно-стность, оказывают важнейшее воздействие на субъектов, функционирующих в данной среде. «Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде» (Кулюткин Ю.).
- Системный анализ проблем взаимодействия О. с. и социальных субъектов позволяет утверждать, что система взаимоотношений между ними может претерпевать изменения. Такие изменения могут быть непосредственно связаны с появлением новых тенденций в различных сферах жизнедеятельности общества (Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Сайт общества
«Знание» // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. – 2001. – № 1. – Режим доступа: http://www.znanie.org; Энциклопедический социологический словарь/ Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1995. – С. 500). Е. Г. Михайлева

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
799.01 кб

Образовательная среда в глобализации

Яневич В. Я.
For the last some decades in the world have considerably changed a social context, structure, the purpose and financing of higher education. Key factors of this change are globalization and internationalization.
Читать PDF
4.20 мб

Культурно-образовательная среда села

Постникова Инна Михайловна, Жиркова Надежда Алексеевна, Фирсова Екатерина Сергеевна
Авторы представляют историю сохранения и реализации на селе традиций, несущих любовь и внимание к окружающим людям, к Родине
Читать PDF
4.96 мб

Образовательная среда в детском музее

Чичканова Т. А., Макарова Н. П.
Читать PDF
97.53 кб

Образовательная среда учебного округа

Бондаренко B. , Красильникова В.
Читать PDF
137.27 кб

Образовательная среда контекстного типа

Калашников Виталий Григорьевич
В статье дается определение образовательной среды контекстного типа и описываются ее основные отличительные характеристики.
Читать PDF
164.26 кб

Инновационная образовательная среда вуза

Продиблох Надежда Евгеньевна
В статье рассматриваются проблемы влияния инновационной образовательной среды на мотивацию обучения и самореализацию личности.
Читать PDF
67.34 кб

Образовательная среда литературного музея

Гетманская Е. В.
Читать PDF
586.89 кб

Образовательная среда обучения переводчиков

Девришева Алина Евгеньевна
Представлены различные подходы к определению понятия «образовательная среда», описаны компоненты её структуры и типы. Рассматриваются роль образовательной среды вуза, а также её место в обучении переводчиков.
Читать PDF
250.32 кб

Музей как развивающая образовательная среда

Дорогойченко Дмитрий Александрович, Ушакова Марина Юрьевна
Авторы раскрывают в статье некоторые особенности в деятельности военно-технического музея по созданию условий для освоения нравственно-ценностных ориентиров. Описаны образовательные функции музея.
Читать PDF
217.52 кб

Образовательная среда музея К. Д. Ушинского

Гаврилова Татьяна Николаевна
Статья посвящена образовательной среде музея К. Д. Ушинского, существующего около десяти лет в Ярославском государственном педагогическом университете.
Читать PDF
229.40 кб

Культурно-образовательная среда малого города

Белозерцев Е. П.
Belozertsev Y.P. Cultural-educational environment of a small town.
Читать PDF
377.64 кб

Образовательная среда: социокультурный аспект

Листвина Евгения Викторовна
В статье анализируется соотношение понятий образовательного пространства и образовательной среды, характеризующейся синкретичностью, внутренней целостностью; предпринята попытка определить связь образовательной среды с ролью культ
Читать PDF
730.50 кб

Информационная среда образовательного комплекса

Богданова Т.
Читать PDF
188.04 кб

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Сухинин В.П., Сухинина В.В., Спасский С.М.
Внедрение мультимедийных средств обучения стало возможным в результате влияния факторов внешнего окружения: социологических, технологических, экономических, политических.
Читать PDF
182.90 кб

Информационная образовательная среда университета

Власова Елена Зотиковна

Похожие термины:

  • Культурно-образовательная среда

    это 1) понятие, которое включает осознание определяющей роли среды как фактора воспитания; 2)педагогически целесообразная совокупность факторов и условий, определенным образом влияющая на резуль
  • АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

    социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особ
  • Виртуальная образовательная среда

    Информационная система, предоставляющая возможность управления и самоуправления, изучения курсов студентами, самозаписи студентов на курс, предоставления учебных материалов, отслеживание резу
  • Среда информационно-образовательная

    совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения (Режим доступа: http://dupliksv.hut.ru/pauk/dict/). О. В. Лазаренко
  • Информационная образовательная среда

    образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий. И.о.с. — это сложная система, включающая следующие главные компоненты: интеллектуальные, культурные, прог
  • ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

    часть образовательной среды какоголибо учебного учреждения, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию,
  • ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

    подсистема социальной среды как совокупности материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. В