Культура личности
Культура личности
мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике; совокупность, личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей. Проявляется в виде внутренней спонтанной, культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной, т.е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Культура личности
1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п. К. л. формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.
Источник: Педагогический словарь
Культура личности
это качество проявлений личности, вызванное сознательным или переведенным в режим автоматизма, ставшим неосознаваемым подчинением требованиям культуры. Так как личностные особенности дифференцируются в зависимости от того, какого содержание и тип преодолеваемых проблемных ситуаций, какие психические механизмы по преимуществу участвуют в преодолении социально значимых затруднений, то вместе с организацией конкретного механизма по критериям культуры его использования выделяются те или иные составляющие культуры личности (культура самоопределения личности, культура мышления личности, культура переживания личности и т.п.). Поскольку личностные качества отличаются от индивидуальных и субъективных качеств, то культура личности не предполагает рассмотрение ситуаций и проявлений человека вне социально значимой деятельности и в ситуации точного соблюдения норм деятельности. Индивидная самореализация лежит вне культуры и культурологического анализа, а адекватная реализация требований нормы имеет иное направление в культурном оформлении качеств человека (например, культура волевых проявлений). Тем самым, культура личности и культурные проявления личности анализируются, фиксируются в ситуациях социально значимых затруднений в деятельности, требующих от человека использования своих индивидуальных качеств в пределах оформленной проблемы в деятельности. В рамках проблемы устанавливается граница между тем, что остается нормативно значимым и тем, что перестает быть нормативно значимым или что требует поиска зоны новых нормативных содержаний. Инновационная ориентация, где социальные ценности не девальвируются, а лишь переопределяются, является источником порождения личностных качеств, а внесение культурного оформления этих качеств и приводит к появлению культуры личности. Именно эти качества предопределяют высшие проявления человека в жизни и профессиональной деятельности.
Источник: Методологический словарь для стратегов
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
широкая система социально значимых качеств, активно реализующихся в индивидуальной продуктивной деятельности. К.л. как производное от культуры конкретного общества свидетельствует об уровне развития и особенностях сформированных качеств личности. Система этих качеств складывается из пяти основных групп элементов: знания личности, ее убеждения, умения и навыки разнообразной деятельности и поведения, социальные чувства. Им соответствуют пять структурных уровней К.л. Система знаний образует уровень тезауруса (свод, описание в понятиях системы знаний, которыми владеет индивид) и кругозора личности, который формируется на базе информационного знания в процессе познавательной деятельности; этот уровень личностной культуры находит выражение в познавательной активности.
Система индивидуальных норм деятельности и поведения образует уровень социального поведения личности, который формируется на базе императивных (повелительных, долженствующих) принципов и культурных образцов поведения в процессе общения; этотуровень реализуется в коммуникативной активности. Система социальных чувств образует уровень эмоциональной культуры, который формируется на базе переживаний разнообразных форм деятельности и поведения; этот уровень реализуется в эмоциональной активности.
В целом К.л. как мера социального поведения, деятельности и активности складывается в единстве и взаимодействии всех указанных групп элементов и уровней. При этом каждый уровень играет в общей К.л. определенную роль. Тезаурус и кругозор личности определяют познавательную емкость и диапазон интересов. Мировоззрение задает направленность личностной культуре. Умения помогают строить творческий опыт.
Социальное поведение регулируется посредством принятых личностью норм. Культура чувств, показывающая развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы личности, определяет эмоциональную насыщенность ее поведения и деятельности.
Ю.В. Колесников
Система индивидуальных норм деятельности и поведения образует уровень социального поведения личности, который формируется на базе императивных (повелительных, долженствующих) принципов и культурных образцов поведения в процессе общения; этотуровень реализуется в коммуникативной активности. Система социальных чувств образует уровень эмоциональной культуры, который формируется на базе переживаний разнообразных форм деятельности и поведения; этот уровень реализуется в эмоциональной активности.
В целом К.л. как мера социального поведения, деятельности и активности складывается в единстве и взаимодействии всех указанных групп элементов и уровней. При этом каждый уровень играет в общей К.л. определенную роль. Тезаурус и кругозор личности определяют познавательную емкость и диапазон интересов. Мировоззрение задает направленность личностной культуре. Умения помогают строить творческий опыт.
Социальное поведение регулируется посредством принятых личностью норм. Культура чувств, показывающая развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы личности, определяет эмоциональную насыщенность ее поведения и деятельности.
Ю.В. Колесников
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.