Личностный потенциал работникаЛичность антисоциальная

ЛИЧНОСТЬ

Найдено 16 определений термина ЛИЧНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Личность

1)индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Личность

в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарик координатора детского движения

ЛИЧНОСТЬ

человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Личность

социальное бытие человека в рамках проблематизации и совершенствования норм «изнутри». Самоопределение касается и соотносится не фиксированных норм, а процесса и формы процесса их смены в линии «совершенствования».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для стратегов

Личность

единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека; человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

ЛИЧНОСТЬ

1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения [80, c. 256].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Личность

субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя. Л. – центральная категория социальных наук. В сфере воспитания Л.- его цель, объект и субъект, результат и показатель эффективности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Личность

неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни; взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребность, мировоззрение. Все это проявляется в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Личность

1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

ЛИЧНОСТЬ

человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. Только человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности становится личностью, т. е. носителем определенных качеств и свойств (социальных, опыта, интеллектуальных, генетических), которые позволяют ему осуществлять свою жизнедеятельность в данном конкретном социальном сообществе, делают его всесторонней, гармоничной личностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ЛИЧНОСТЬ

человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Личность

др.рус. – лик, лицо) – устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем – это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЛИЧНОСТЬ

человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Личность

конкретный человек, рассматриваемый с точки зрения его социально значимых особенностей. В психологии известны разные определения личности. Для использования в дидактике выбрано одно из них. С термином «личность» связаны многие недоразумения: одни психологи считают, что ребенок уже в три года - личность, другие, что некоторые и в пятьдесят лет не становятся личностью. Уже стало штампом изречение: «Только личность может воспитать личность». Некоторые считают личностью лишь того, кто имеет собственные убеждения и следует им, а не идет на поводу решений других. Однако самоактуализация и конформизм - всего лишь две социальные особенности личности, не исключающие всех остальных. Американский психолог А. Маслоу выделил 15 особенностей самоактуализирующейся личности. С другой стороны, говорят о конформной личности, предполагая, что и конформист - личность. «Самоактуализиpующиеся личности, обладающие большим творческим потенциалом и практически реализующие его, составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей». Для пояснения особенностей понятия «личность» считаем уместным привести мнение видного российского психолога П.Я. Гальперина: «Личность невозможна без сознания, и там, где оно нарушено, нарушена или утрачена личность... Такой человек (признанный невменяемым) может правильно видеть окружающее, может делать формально правильные умозаключения, память о прошлых событиях и прежде приобретенных знаниях также может не обнаруживать существенных нарушений. И, тем не менее, этот человек не способен оценивать свои действия, действия других людей и объективные события так, как это делают нормальные люди, не может пользоваться объективно-общественными критериями всех этих явлений и постольку не может управлять своим поведением. Он остается субъектом действия, но уже не является личностью и не отвечает за свое поведение. Ребенок до определенного возраста вообще считается не ответственным за свои поступки, за него отвечают воспитатели, а он рассматривается как растущая, но еще не сложившаяся личность»5. Таким образом, понятие «личность» непосредственно связано с понятием «социальная ответственность», а не с чем-то иным. Личность - термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, хаpактеpизующих индивида как человека того или иного общества или общности6.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Личность

человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается Л., а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации Л., знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующие типы – типы Л., отличающиеся доминированием мыслительного, рационального начала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М.т.л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч.т.л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип – тип Л., склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт–интроверт – типы Л., противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. Экстернальность-интернальность (от лат. externus – внешний, internus – внутренний) – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальность) либо собственным способностям и усилиям (интернальность). Эктоморфный-эндоморфный типы – морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытость чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойственен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ЛИЧНОСТЬ

человек как участник ист.-эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистич. филос. и психол. концепциях Л. — это человек как ценность, ради к-рой осуществляется развитие общества.

При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собств. жизни; междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения обществ. и естеств. наук; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетиче-ского и персоногенетического направлений совр. человекознания; разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практич. установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В социологич., психол. и пед. представлениях о Л. существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредств. влияние на исследование и практич. работу с людьми: «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации); «человек — потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); «деятель-ностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей).

Образ «человека ощущающего», наиб. ярко описанный Э. Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в 19 в. психологии сознания (В. Вундт), a во 2-й пол. 20 в. — когнитивной психологии. Последняя опирается на т. н. компьютерную метафору, согласно к-рой человек — это устройство по переработке информации. Если в практич. человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «человека ощущающего», то Л. сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания Л. подменяется убеждениями, уговорами, т.е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Л. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Согласно 3. Фрейду, развитие «человека нуждающегося» идет через непрекращающие — ся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внеш. и внутр. планах: во внешнем — между Л. и обществом, во внутреннем — между тремя такими субстанциями Л., как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Мн. направления (индивидуальная психология — А. Адлер, аналитическая психология — К. Юнг, неопсихоанализ — Э. Фромм и др., гуманистическая психология — А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исходили в своих представлениях из образа «человека нуждающегося», выводя психол. закономерности развития Л. из исследования динамики реализации и удовлетворения разл. потребностей и мотивов. Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ «человека нуждающегося», то невольно проектируется особый тип Л. — интеллектуально пассивного потребителя информации.

Образ «запрограммированного человека», оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Л. в социобиологии (развитие человека как развертывание генетич. программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психол. ролевых концепциях Л. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Л. в психологии и педагогике основывается на образе «запрограммированного человека », то пед. воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» — основа для построения культурно-ист. психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Л., гуманистич. социального психоанализа и экзистенциальной ло-готерапии. Если концепции Л. исходят из образа «человека-деятеля», то Л. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр пед. процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к Л., так и теоретич. схемы анализа развития Л. Преобладание в психологии Л. образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, Л. и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногене-тической ориентации человекознания.

В центре внимания представителей био-генетич. ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетич. свойствами (задатки, темперамент, биол. возраст, пол, тип телосложения, нейро-динамич. свойства мозга, органич. побуждения и др.), к-рые проходят разл. стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преим. приспособит, процессы организма, к-рые изучаются в таких науч. областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, психосоматика, нейропсихология, психоэндокринология и сексология.

Представители разных течений социогенетич. ориентации изучают преим. процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются гл. обр. в социальной психологии, этнопсихологии, ист. психологии.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений Л. связана общая психология Л., разные аспекты к-рой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитич. психологии и гуманистич. психологии.

В обособлении биогенетич., социогенетич. и персоногенетич. направлений проявляется метафизич. схема детерминации развития Л. под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного ист.-эволюц. подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Социальная среда также представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те обществ. нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с к-рыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совм. деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей обществ.-ист. опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психич. свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители Л. ее участников; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности др. людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии Л. Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие Л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, к-рые складываются у человека с наиб. референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития Л.

В общем виде развитие Л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как Л. Первая фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам этой общности. Вторая фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к макс, персона-лизации. Третья фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЛИЧНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ЛИЧНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме ЛИЧНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме ЛИЧНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме ЛИЧНОСТЬ — 0