ЗАРНИЦА

Найдено 1 определение
"ЗАРНИЦА"
всесоюзная военно-спортивная игра пионеров и школьников. Проводилась с 1967 года по начало 1990-х гг. Из Постановления Бюро ЦК ВЛКСМ и др. орг-ций от 14 сентября 1967 г.: «Большую популярность у ребят завоевали всесоюзные военно-спорт. игры – “Взятие крепости”, “Зарница”…» (НО, 1974, 309).
О конце 1960-х – первой половине 1970-х гг.: «Пионерская военно-спортивная игра “Зарница” проводится по инициативе «Пионерской правды» с 1967 года. Её цель – приобщение подрастающего поколения к рев. и боевым традициям советского народа, физ. разв. и закалка школьников, а также приобретение ими спец. навыков и умений. В игре могут участвовать пионерские дружины, пионерские отряды и внешкольные объединения пионеров. Каждая дружина создаёт свой штаб “Зарницы” и формирует отряды юных армейцев (юнармейцев) из пионеров и школьников третьих– восьмых классов, которые хотят участвовать в игре. В отряде избираются командир отряда, зам. по полит. части (замполит), редактор боевого листка (стенной газеты), разведчики, связисты, стрелки, санитары. Отряды юнармейцев объединяются в батальоны. Командир батальона, начальник и члены штаба избираются на общем собрании юнармейцев. Штаб батальона работает под рук-вом совета дружины школы. Юнармейцы носят на рукаве эмблему “Зарницы”. У командиров отрядов на нашивке под эмблемой три маленькие звезды, у замполита – две. Все юнармейцы обязательно носят пионерский галстук. Осн. содержание игры определяет один из Законов пионеров Советского Союза: “Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины”. В игре различаются четыре периода: осенний, зимний, весенний и летний, каждый из кот. заканчивается военной игрой на местности, где проверяются знания и умения юнармейцев. Юнармейцы изучают историю Советских Вооруж. Сил, создают шк. музеи боевой славы, встречаются с ветеранами революции и войн, знакомятся с жизнью воинов Советской Армии. Каждый юнармеец должен научиться плавать, ходить на лыжах, участвовать в соревнованиях по легкоатлетич. четырёхборью “Дружба”. В кач. консультантов по проведению игры “Зарница” приглашаются генералы, офицеры Советской Армии и курсанты воен. учеб. заведений. Гл. штаб игры возглавляет один из видных военачальников Советского Союза. Условия игры и приказы Гл. штаба регулярно публикуются в “Пионерской правде” (Денисова, 1978, 112–114).
О Шадринске в 1967–1969 гг.: «Были у нас “зарницы”. Помню, зимой мы пошли в поход на Увалы, каждый класс нашивал погоны определенного цвета, у нас были синие, брали с собой кружку. Перед этим мы шили гранаты из материала и тоже брали с собой. На этой зарнице мы играли в войну, бросали гранаты в “противников”, то есть в другой класс. Когда игра заканчивалась, приезжала бочка с горячим чаем, нам давали этот горячий чай. Затем все мы шли домой» (553). О пионер. лагере в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.:
«“Вера! А военная игра у нас будет?” – спросила маленькая Лида. “Будет, – сказала Вера, – вместе с большими ребятами – игра “Зарница”. Очень интересная. Вы будете разведчиками”» (Матвеева, 1975, 39–40).
О конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «В прошлом году был председатель Коля Вьюнков, вот это председатель! И в кино ходили, в театр, и газету какую выпустили, нас за неё шестиклассники даже чуть не побили. И в “Зарницу” победили всех» (Алмазов, 1977, 12).
О конце 1960-х – 1970-х гг.: «Всесоюзная военноспортивная игра “Зарница”, сошедшая со страниц газеты “Пионерская правда” без малого полтора десятилетия назад, продолжает по-гайдаровски привлекать миллионы учащихся шестых-восьмых классов… В каждой школе есть отряды юнармейцев, командиры, штаб игры. Задания юнармейские отряды получают через “Пионерскую правду” в форме приказов командующего игрой, дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Гусаковского. Старт "Зарнице” был дан 10 января 1967 года. С каким восторгом мальчишки встретили призыв включаться в игру, говорит хотя бы такая цифра: почти пятьдесят тысяч школ буквально во всех районах страны одновременно провели тогда на местности операцию “Флаг над крепостью”. Этой операции предшествовала серьезная работа (не игра, а работа!): ребята изучали военное дело, выполняли спортивные задания, учились ориентироваться на местности, ходить в строю с песней, разжигать костры при дожде и ветре... Многие из нас, взрослых, видели отряды ребят, шагающих строем под командованием боевых офицеров на “операцию”» (Матвеева, 1981, 63–64).
О конце 1960-х гг. – перв. пол. 1970-х гг.: «…“Зарница”. Вроде бы детская игра. Но на моих глазах она превращалась в нечто военизированное, заорганизованное: марши, военный шаг. И до сих пор так остается. Девочки с погонами, автоматами идут, копируя солдат…» (Афанасьев, 1989, 5).
О конце февраля 1975 года в школе № 4 г. Шадринска: «В нашей дружине прошла игра на местности “Зарница75”. В полной боевой готовности выстроились отряды. Командующий игрой “Зарница” зачитывает приказ о проведении строевого смотра. Ровными рядами проходят юнармейцы перед членами штаба. По сигналу зелёной ракеты юнармейские батальоны отправляются к месту боевых действий. После марш-броска ребята преодолевают полосу препятствий. Здесь показали своё умение и навыки юные стрелки, гранатометчики, минёры, санитары, разведчики. Самым интересным был этап “воздушного” налёта. В отрядах выделяются снайперы для уничтожения “вертолётов”. Они получают пневматические винтовки и ведут огонь по шарам. Лучшими оказались стрелки 5-х классов. Преодолев последние препятствия, батальоны развертываются в цепь, занимают исходные рубежи для атаки. Так начался последний этап – штурм безымянной высоты. И вот взметнулась в небо красная ракета. Отряды решительно ринулись в последний бой, чтобы водрузить отрядный флаг. В четверку отважных вошли Женя Ф…, Толя Б…, Сережа Д…, Сережа Б…. Они первыми достигли вершины. Но вот сигнал жёлтой ракеты: юнармейцев ждёт походная кухня. Вкусная была каша после игры!» (Павлова, 1975, 3).
О 1982–1984 гг.: «Наиболее яркие впечатления остались из пионерского лагеря… В лагере я была в возрасте 10–12 лет, а в этом возрасте уже начинаешь обращать внимание на противоположный пол… Так же мазали [мальчишки] и нас, а ещё пугали. Ночью наденут простыни, стучат к нам в окна и бегают под окнами. Затем в лагере была традиционная игра “Зарница” – участвовал почти весь лагерь, который делился на два отряда – “белые” и “синие”. Была специальная подготовка, пришивались погоны на плечи. Правила были такие: противнику нужно было оторвать погоны, если один – то ранен, если оба – то убит. Суть игры: нужно было найти какой-то пакет. И весь день мы бегали по лесу, за пределами лагеря ища этот пакет, чей отряд нашел, тот победит» (541).
О 12-летней девочке в 1991 году: «Зима. У нас в школе, то есть не в школе, а у нас есть такое место за деревней, называется Карпаты, там проходила “Зарница”, то есть игра. Вся школа, кроме начальных классов, делится на три команды – синие, красные и зелёные. И у каждого на одежде должны быть пришиты погоны того цвета, в какой команде он состоит. Цель этой игры в том, чтобы у противника сорвать погоны и нужно его забрать себе в плен, если смогут поймать. Выигрывает та команда, у корой оказалось больше погон противника и пленников, а своих осталось больше. Я была в команде синих, и мы выиграли. Потом все вместе ели пшённую кашу и пили чай. Конечно, победившей команде давали какой-то приз, но я уже не помню, какой. Такая “Зарница” проходила каждый год. И каждый классный руководитель вместе со своим классом тоже участвовал в этой игре» (Кузнецова, 2004).
О Шадринске в 1992 году: «В школе раз в году в субботу в лесу зимой у нас проходила “Зарница”. Я сейчас не помню, что там происходило. Была вся параллель 7-х классов. Какое-то задание. Я помню холод, снег, азарт, ползать по снегу, драться (копошится) на снегу с мнимым противником, а потом есть кашу горячую и пить сладкий горячий чай. Удовольствие» (1001).
О с. Красная Нива Шадринского р-на в 1992–1996 гг.: «“Зарница” проводится в школе обычно ранней осенью или поздней весной. Все учащиеся (8–12 лет) подходят в определенное время к школе. Все дружно, во главе с учителями, идут в лес, на открытую местность, где уже всё подготовлено для различных соревнований (бег, прыжки, перетягивание каната, весёлые старты, прохождение препятствий и т.д.). Все ученики – в спорт. форме. По окончании жгут костры, жарят картошку, беседуют, рассказывают истории, кушают и возвращаются домой довольные и уставшие» (102).
О с. Половинном в 1996 г.: «Начиная с пятого класса, каждый год мы играли в “Зарницу”. Она состояла из нескольких заданий. Кто их выполнит лучше, тот победил. В основном, делились на две команды, то есть два отряда, в зависимости от количества людей. Обязательным условием было: название, девиз, песня. Перед игрой была подготовка, то есть нам говорили, что нужно и можно делать, а что нельзя. В обязат. задания входили: строевая подготовка, стрельба, приёмы самообороны, разборка сборка оружия на время, общефизич. подготовка (ОФП), знание званий и, конечно же, захват знамени. Также были и другие: ориентирование на местности по карте, установка палатки на время, разминирование минного поля. Игра проходила очень интересно. Все хотели победить, потому что выигравший получал приз. Интерес был и в том, что с нами занимались спец-сты, знающие своё дело. На протяжении всей игры мы были под контролем милиции, таможни, пограничников, служащих военкомата. В конце игры – обязательное подведение итогов, поощрение отличившихся, песни и пляски у костра. Зимой зарница проходила в принципе без изменений. Кол-во заданий зависело от климат. условий. Но независимо от погоды одно задание присутствовало всегда – захват крепости. Суть в том, что одна команда в течение определённого времени должна была удержать гору либо снежную крепость. Участие принимали только самые сильные и ловкие, определённое кол-во человек. Несмотря на жёсткий контроль взрослых, не обходилось без ссадин и синяков, конечно, иногда бывали и разбитые носы. Это игрой так же проверялись наши знания по таким предметам как НВП и ОБЖ. Отдельно отличившихся, если такие были, освобождали от контрольной либо от сдачи зачёта. В лучшем случае можно было получить хорошую оценку за четверть (сейчас преподаётся только ОБЖ, НВП – нет). Проведение всегда было оформлено на уровне. Никаких заминок, задержек, всё строго по графику. Хотя игра длилась 1–2 дня (летом; зимняя игра проходила в течение дня), подготовка занимала больше месяца. Поскольку у нас приграничный р-он, то адм-ция не жалела средств на проведение этой игры. Насколько я знаю, сейчас такого нет» (016).
О с. Межборном Притобольного р-на в 1994–1998 гг.: «Общешкольное мероприятие “Зарница” проводилось в среднем звене (5–9 классах). “Зарница” проходила исключительно в зимние месяцы, обычно после Нового года (январь, февраль), когда была не очень низкая температура. Это мероприятие подготавливали учителя физкультуры. “Зарницу” проводили всегда в бору рядом с селом. В этот день мы не учились (обычно суббота), а с утра, часов с 9–10, шли в лес. От каждого класса должна была быть представлена команда примерно из 5–6 человек. Это должны быть наиболее физически подготовленные ученики. Их задача была в том, чтобы найти по опред. ориентирам, которые им давали, флаг. Флаг был заранее спрятан учителями физкультуры в лесу. Но подробно об этом я не могу рассказать, так как непосредственно в этом сама не участвовала, а находилась с остальными. В то время пока команды искали флаг, остальные ученики класса расчищали определенную территорию в лесу, обычно в виде квадрата примерно 5–6 метров (каждый класс для себя), это обычно делали мальчики. Получались своеобразные насыпи со всех сторон, словно крепости, они соединялись узкими тропинками, которые прочищались. Каждый класс должен был сварить обед. На расчищенном пространстве разводился костер, на котором варили суп в ведре и чай (в другом ведре). Продукты приносили все из дома понемногу. Всё, что было, бросали в кипящую воду, получался очень специфич. суп, но нам он всегда казался очень вкусным. В это время с каждым классом был класс. рук. Когда соревнования заканчивались, участники возвращались к своему классу, и все вместе обедали. После того как все поели, начинались массовые игры или конкурсы для желающих. Играли в “Царь горы”, в качестве горы была насыпь из снега. Человек было при этом много, и случались иногда и травмы. Это длилось до 12–13 часов дня, учителя уходили, а мы обычно оставались и продолжали играть или просто общались, иногда до вечера (до 16–17 часов). Мне всегда очень нравились “зарницы”, было весело и интересно. В нашей сред. школе с. Межборного “зарницы” проводятся и до сих пор. Последний раз она проходила (мне рассказывал племянник двенадцати лет) в начале февраля 2007 года, и я сама видела (на том же месте, что и проводились в наши годы) расчищенные от снега пространства в лесу» (099).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Военно-спортивная игра «Зарница». История и перспективы

Русских Сергей Олегович
Работа посвящается военно-спортивной игре «Зарница», комплексу мероприятий по патриотическому воспитанию школьников среднего звена в советской школе.

Найдено книг по теме — 1