ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
ЗАКОН "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Закон принят 19 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Поправки в закон были внесены в 1992, 1993, 1995 гг. Окончательная редакция принята 20 апреля 1996 г. Закон прямого действия. Согласно конституциям и уставам субъектов РФ отдельные нормы и дефиниции могут на региональном уровне уточняться, но не ухудшать положение граждан, проживающих в регионах. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В законе развиваются и конкретизируются закрепленные Конституцией Российской Федерации принципиальные положения, регулирующие социально-трудовые отношения и соответствующие права граждан. Закон состоит из семи глав и 39 статей. Глава I «Общие положения» посвящена понятийному аппарату.
Занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, им заработок и доход.
В этой же главе декларируется свобода граждан в выборе рода деятельности и исключается существующее долгие годы право государства административно побуждать граждан к трудовой деятельности.
Ст. 2 определяет статус занятого человека и виды занятости. До 1991 г. в стране был запрет неработающего человека, потерявшего по не зависящим от него причинам работу, называть безработным. Закон определяет статус безработного, порядок и условия признания гражданина безработным, регламентирует правила отказа в этом статусе.«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».
Важным моментом при регистрации лица безработным является его отказ от предлагаемой службой трудоустройства работы. Если она не отвечает обоснованным требованиям лица, ищущего работу по профессиональной готовности, состоянию здоровья, транспортной доступности, условиям последнего места работы (за исключением общественных оплачиваемых работ), то гражданин вправе требовать регистрации безработным, а предлагаемую работу считать неподходящей.
Ст. 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения. Государство должно обеспечивать право граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Суть политики: развитие трудовых ресурсов, обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека, обеспечение социальной защиты от безработицы и поддержки предпринимательства и самозанятости, соблюдение прав регионов и уважение национальных традиций, международного права в решениях задач региональных и федеральной программ содействия занятости.
Большое внимание в законе уделено разграничению полномочий органов государственной власти федерального, регионального уровней и местного самоуправления в решении проблем занятости населения. Глава II содержит статьи, определяющие права граждан в области занятости. Основными из них являются: право граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям; право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости; право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
По закону государство дает гарантии в области занятости прежде всего лицам, слабо защищенным на рынке труда (молодежи, инвалидам, женщинам и т.д.).
Основные гарантии сводятся к тому, что все граждане имеют право на бесплатное получение информации и консультации в органах службы занятости, а безработные и несовершеннолетние на бесплатные образовательные услуги, бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу.
Регулирование и организация занятости населения обеспечивается также действием закона. В нем определяются принципы этого регулирования; организационное строение органов занятости; функции и задачи этих органов; дается порядок построения системы государственной отчетности; регламентируется деятельность негосударственных служб занятости; регламентируется деятельность общественных объединений и профсоюзов по решению проблем занятости в рамках социального партнерства. Ст. 22 посвящена финансированию мероприятий по содействию занятости, источникам формирования средств фонда, порядку взаимодействия фонда с другими внебюджетными фондами, отношениями фонда занятости к федеральному, региональному и местному бюджетам, к налогообложению.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости. Они осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, региональных учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами.
Право первоочередного обучения получают безработные, представляющие слабо защищенные слои общества.
Органы образования обязаны представлять информацию в службу занятости о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников образовательных учреждений, имеющих трудности в трудоустройстве.Участие работодателей в обеспечении занятости населения определяется их обязанностями по содействию в проведении государственной политики занятости; соблюдению условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения; путем выполнения коллективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства и высвобождения работников.
Закон стимулирует работодателя в части создания дополнительных рабочих мест, квотирования рабочих мест для молодежи и инвалидов, развития персонала путем опережающего профессионального обучения; дает четкий организационно-экономический механизм взаимодействия работодателя с органами занятости, дает дополнительные права на получение информации.
Социальные гарантии и компенсации представлены законом в виде льгот и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций, гарантий социальной поддержки безработных (пособия по безработице, выплата стипендий при переобучении, предоставление возможности участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат при переезде в другую местность по предложению службы занятости и т.п.); размерами стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации по направлению органов службы занятости; условиями и сроками выплаты пособия по безработице; размерами пособий по безработице; материальной и иной помощью.
Закон жестко обеспечивает порядок продления сроков выплаты пособий по безработице, осуществляет условия и процедуру прекращения, приостановки выплаты пособия. Им предусматривается также возможность участия гражданина в добровольном страховании на случай потери работы.
Действие закона подкрепляется наличием целого ряда постановлений Правительства Российской Федерации, приказами Минтруда, Минюста, Минобразования и Минэкономики России, совместными инструкциями.
В.А. Похвощев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.