ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. З.п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых необходима догадка, прикидка и т.д. Особенно велика роль З.п. в проблемном обучении.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов решения (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Процесс обучения состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности познавательных задач. Разнообразие познавательных задач в учебном процессе зависит от особенностей учебных предметов, их места в системе знаний и умений учащихся, возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система познавательных задач позволяет осуществлять все функции обучения, поэтому в каждой задаче педагогу необходимо выделять не только ее роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и значение для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, сопутствующей ее решению. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых нужны догадка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний и умений. Значительна роль познавательных задач в проблемном обучении, когда учитель ставит учащихся перед противоречиями, заставляет находить выход из них, приводит в активное состояние все психические процессы, познавательные силы субъектов обучения. Процесс выполнения познавательной задачи требует от учащихся волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение, завершающее познавательный акт, вызывает удовлетворение, положительные эмоции. В дидактике общие требования к постановке познавательных задач в учебном процессе сформулировал М. А. Данилов (1960). Познавательные задачи должны отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки учащихся; содержать информацию, необходимую для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию решения проблем. В связи с потребностями общества и школы проблема познавательных задач привлекает все более широкий круг исследователей (не только дидактов, но и педагогов широкого профиля, психологов, социологов, методистов и др.), занимая все более значительное место в сфере интеграции наук о человеке и его деятельности.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система З.п. сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности З.п. Разнообразные З.п. в учебном процессе зависят от особенностей учебных предметов, от их места в системе знаний и умений школьников, возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система З.п. позволяет осуществить все функции обучения, поэтому в каждой З.п. педагогу необходимо выделять не только ее роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, сопутствующей ее решению.З.п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых нужны догадка, прикидка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний и умений.
Значительна роль З.п. в проблемном обучении, когда с помощью З.п. учитель ставит ученика перед противоречиями, заставляет находить выход из них, приводит в активное состояние все психические процессы, познавательные силы субъектов обучения. Процесс выполнения З.п. требует от учеников волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение, завершающее познавательный акт, вызывает удовлетворение, положительные эмоции.
Общие требования к постановке З.п. в учебном процессе сформулировал в дидактике М.А. Данилов (1960). З.п. должны отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создавать реальные условия развития учащихся; содержать информацию для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию выполнения З.п.
В последующие годы в связи с потребностями общества и школы проблема З.п. привлекла широкий круг исследователей (не только дидактов, но и педагогов широкого профиля, психологов, социологов, методистов и др.), занимая все более значительное место в межнаучной интеграции наук о человеке и его деятельности.
Лит.: Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960; Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. – М., 1972; Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975; Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979; Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986; Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого- педагогический аспект. – М., 1990.
Г.И. Щукина
Значительна роль З.п. в проблемном обучении, когда с помощью З.п. учитель ставит ученика перед противоречиями, заставляет находить выход из них, приводит в активное состояние все психические процессы, познавательные силы субъектов обучения. Процесс выполнения З.п. требует от учеников волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение, завершающее познавательный акт, вызывает удовлетворение, положительные эмоции.
Общие требования к постановке З.п. в учебном процессе сформулировал в дидактике М.А. Данилов (1960). З.п. должны отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создавать реальные условия развития учащихся; содержать информацию для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию выполнения З.п.
В последующие годы в связи с потребностями общества и школы проблема З.п. привлекла широкий круг исследователей (не только дидактов, но и педагогов широкого профиля, психологов, социологов, методистов и др.), занимая все более значительное место в межнаучной интеграции наук о человеке и его деятельности.
Лит.: Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960; Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. – М., 1972; Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975; Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979; Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986; Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого- педагогический аспект. – М., 1990.
Г.И. Щукина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.