ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. З.п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых необходима догадка, прикидка и т.д. Особенно велика роль З.п. в проблемном обучении.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов решения (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Процесс обучения состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности познавательных задач. Разнообразие познавательных задач в учебном процессе зависит от особенностей учебных предметов, их места в системе знаний и умений учащихся, возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система познавательных задач позволяет осуществлять все функции обучения, поэтому в каждой задаче педагогу необходимо выделять не только ее роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и значение для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, сопутствующей ее решению. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых нужны догадка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний и умений. Значительна роль познавательных задач в проблемном обучении, когда учитель ставит учащихся перед противоречиями, заставляет находить выход из них, приводит в активное состояние все психические процессы, познавательные силы субъектов обучения. Процесс выполнения познавательной задачи требует от учащихся волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение, завершающее познавательный акт, вызывает удовлетворение, положительные эмоции. В дидактике общие требования к постановке познавательных задач в учебном процессе сформулировал М. А. Данилов (1960). Познавательные задачи должны отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки учащихся; содержать информацию, необходимую для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию решения проблем. В связи с потребностями общества и школы проблема познавательных задач привлекает все более широкий круг исследователей (не только дидактов, но и педагогов широкого профиля, психологов, социологов, методистов и др.), занимая все более значительное место в сфере интеграции наук о человеке и его деятельности.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система З.п. сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности З.п. Разнообразные З.п. в учебном процессе зависят от особенностей учебных предметов, от их места в системе знаний и умений школьников, возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система З.п. позволяет осуществить все функции обучения, поэтому в каждой З.п. педагогу необходимо выделять не только ее роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, сопутствующей ее решению.З.п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых нужны догадка, прикидка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний и умений.
Значительна роль З.п. в проблемном обучении, когда с помощью З.п. учитель ставит ученика перед противоречиями, заставляет находить выход из них, приводит в активное состояние все психические процессы, познавательные силы субъектов обучения. Процесс выполнения З.п. требует от учеников волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение, завершающее познавательный акт, вызывает удовлетворение, положительные эмоции.
Общие требования к постановке З.п. в учебном процессе сформулировал в дидактике М.А. Данилов (1960). З.п. должны отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создавать реальные условия развития учащихся; содержать информацию для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию выполнения З.п.
В последующие годы в связи с потребностями общества и школы проблема З.п. привлекла широкий круг исследователей (не только дидактов, но и педагогов широкого профиля, психологов, социологов, методистов и др.), занимая все более значительное место в межнаучной интеграции наук о человеке и его деятельности.
Лит.: Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960; Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. – М., 1972; Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975; Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979; Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986; Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого- педагогический аспект. – М., 1990.
Г.И. Щукина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
186.90 кб

Познавательные задачи и их виды

Гончарук Сергей Иванович
Читать PDF
587.72 кб

Драматизация и постановка познавательной задачи

Милованова Наталья Константиновна
Статья посвящена определению роли и значения драматизации в организации познавательной деятельности учащихся.
Читать PDF
20.37 мб

Познавательные задачи по химии: педагогический и методический аспекты

Трухина Мария Дмитриевна
В статье рассматривается понятие познавательной задачи с точек зрения философии, педагогики, психологии.
Читать PDF
179.07 кб

Система учебных и познавательных задач при изучении гуманитарного предмета

Кудаев Мурат Рашидович, Богус Мира Бечмизовна, Кятова Марина Кирилловна
В статье обосновывается актуальность улучшения преподавания гуманитарных предметов, в связи с чем раскрывается сущность учебных и познавательных задач, анализируются теоретические основы их разработки.
Читать PDF
378.62 кб

Динамика познавательных состояний студентов в процессе решения проблемных задач

Прохоров Александр Октябринович, Юсупов Марк Геннадьевич
Статья посвящена исследованию динамических структур познавательных состояний, возникающих в ходе интеллектуальной деятельности. При помощи метода К.
Читать PDF
253.77 кб

Учебные познавательные задачи по биологии и возможные подходы к обучению их решению

Демьянков Е.Н.
В статье рассматриваются особенности обучения решению задач начальной школы и возможной пролон-гации обучения решению учебно-познавательных задач по биологии в основной школе.
Читать PDF
133.55 кб

Саморегуляции учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая задача

Дмитриева Т. В.
Читать PDF
7.80 мб

Логические задачи как средство развития познавательных универсальных учебных действий

Дулатова Зайнеп Асаналиевна, Лапшина Елена Сергеевна
Формирование логических универсальных учебных действий есть одна из важнейших задач образования.
Читать PDF
269.83 кб

Межпредметная задача в структуре учебно- познавательной деятельности младших школьников

Камень М.Е.
В статье рассматривается понятие «межпредметная задача». Автором предложена структура межпредметной задачи, разработана классификация межпредметных задач в зависимости от типа межпредметных связей.
Читать PDF
711.32 кб

Подготовка учителей естественно-научного цикла к разработке учебно-познавательных задач

Богданова Оксана Николаевна, Ильина Нина Фёдоровна
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей естественно-научного цикла к разработке учебно-познавательных задач, включающих название, ситуацию, личностно значимый познавательный вопрос, информацию по поставленному вопросу
Читать PDF
1.17 мб

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Зыкова О.Ф.
Читать PDF
143.72 кб

Повышение эффективности познавательной деятельности студентов при совместном решении задач

Морозова Ирина Станиславовна, Горбунова Галина Павловна, Масаев Юрий Алексеевич
Обсуждается организация совместной деятельности, эффективная за счет роста влияния такого ее компонента как взаимодействие между партнерами коллективного поиска.
Читать PDF
175.60 кб

Конструктор учебных задач как средство развития учебно-познавательной деятельности учащихся

Смирнова Валентина Александровна, Сухорукова Людмила Николаевна
Ведущий подход, на который ориентирует ФГОС, системно-деятельностный. Он определяет важность формирования способов действий учащихся.
Читать PDF
2.10 мб

Познавательные задачи как средство формирования исследовательских умений в обучении биологии

Фетисова Наталья Евгеньевна, Кондаурова Татьяна Ильинична
Рассматриваются познавательные задачи как основное средство формирования исследовательских умений.
Читать PDF
135.75 кб

Модель формирования креативного мышления студентов вуза на основе системы познавательных задач

Лабзина Полина Глебовна
Статья посвящена созданию модели по формированию креативного мышления студентов технического вуза на основе системы познавательных задач в процессе изучения иностранного языка.