ВЗАИМООБУЧЕНИЕ
Взаимообучение
обмен информацией,личностным и профессиональным опытом между студентами в процессегрупповых очных занятий.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Взаимообучение
способ организации обучения, используя который учащиеся обучают друг друга, контролируют результаты, оказывают помощь в усвоении и применении знаний. Вариант В. — обучение в динамических (меняющихся по составу) парах. Предложен В.К.Дьяченко. Автор назвал его КСО (коллективный способ обучения) и пытался доказать, что это самый эффективный способ обучения, но скорее это вариант группового обучения, в котором происходит смена партнеров и их ролей: учитель, ученик.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВЗАИМООБУЧЕНИЕ
метод группового обучения, основывающийся на разности способностей, теоретической и практической подготовленности учащихся и заключающийся в обмене основной и дополнительной изучаемой информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого, способствует закреплению знаний взаимодействующих партнеров, активизации их мышления, воображения, речи и внутреннего самостимулирования.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Взаимообучение
специфический метод обучения, взаимодействия между учащимися, основывающийся на разности теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене основной, дополнительной изучаемой информации, в совместной обработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Педагогическая функция взаимообучения состоит в развитии, активности и самодеятельности учащихся на уроках, в совершенствовании усвоения учебного материала, в стимулировании интереса к учению возможностью исполнения роли учителя. Парное взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учащегося й обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету для группы учащихся (студентов). Коллективное взаимообучение предлагает поочередное выступление консультантов по специальным вопросам перед коллективом всего класса (студенческой группы). В отдельных случаях наиболее осведомленные в той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников педагогов в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний взаимодействующих партнеров, а также консультанта и консультируемого. Одновременно учащиеся обогащают друг друга дополнительной информацией, которую они добывают самостоятельно специально для обучающего общения и осуществления функций консультанта. Взаимообучение способствует интенсивному психическому развитию обучаемых, активизации их мышления, воображения, речи и внутреннего самостимулирования. Воспитательное значение взаимообучения проявляется в формировании у школьников (студентов) чувств коллективизма, собственного достоинства, товарищеской взаимопомощи, самоутверждения. В диалектическом аспекте взаимообучение активно помогает педагогу в деле распознания интересов, способностей, увлечений учащихся, осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.
ВЗАИМООБУЧЕНИЕ
организация учебных занятий, при которой более успешные обучающиеся (в том числе под руководством педагога) обучают своих товарищей. Известно с древнейших времён. В конце 18-го – начале 19-го веков на основе идеи взаимообучения возникла белл-ланкастерская система, которая распространилась в Великобритании и её колониях, а также в Дании, Греции, Испании, Италии, Португалии, России, Франции, в странах Северной и Южной Америки. В этой системе в начальной школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. В настоящее время взаимообучение используется в различных вариантах:
1. Разновозрастное взаимообучение: овладение знаниями, умениями и навыками в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга во время совместной работы в парах, триадах, микрогруппах, группах. Роль учителя обычно выполняет старший по возрасту. При этом не исключается возможность, когда и младший будет помогать в некоторых вопросах и старшим. Однако выполнение роли учителя серьезным образом влияет на развитие старшего, так как, обучая своего товарища, обучающийся не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Взаимообучение подчиняется следующим правилам (положениям): старший – опекает младшего; старший – учит младшего. Младший – хочет быть похожим на старшего (берет с него пример). Старшему не к лицу, если младший в чем-то начинает его превосходить; младшему очень престижно учиться на уровне старшего, а кое в чем превосходить его.
2. Технология элементов взаимообучения в школе на уроке. Ученики приступают к работе. Учитель обходит класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь. Первые подготовившиеся обучающиеся отвечают материал учителю. Учеников, хорошо ответивших материал, учитель назначает ассистентами и указывает, кого они будут опрашивать. При этом нежелательно, чтобы кто-либо (учитель или ассистент) беседовал более чем с двумя парами учащихся за один урок. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся по указанию учителя. Ответившие на двойку готовятся снова и пересдают материал тут же на уроке или на дополнительном занятии. Опрос отставших можно осуществлять и во внеурочное время по договоренности между учащимися (должниками и ассистентами). Ученики, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания. Если же они не успели выполнить задание на уроке, то обязаны сделать это дома.
3. Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин). В литературе встречаются и другие названия технологии коллективного взаимообучения – «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава». При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» – при условии взаимного расположения);
- динамическая четверка: обучающийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с педагогом, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий. Взаимообучение в дистанционном и корпоративном обучении:
- Проводится опрос или групповое интервью, собирается в их ходе идеи и опыт. А затем предлагается участникам позаимствовать у коллег то, что кажется им конструктивным и реализуемым. Подобная же процедура может стать стартовой в процессе сбора данных для их последующей экспертизы и обработки в ходе управления знаниями;
- Проводится специально организованное обучение с более знающими коллегами в виде семинаров, деловых игр, тренингов. При этом каждый из работников отдела специализируется в какихто отдельных направлениях работы, передавая свои знания другим сотрудникам отдела. Профессиональное взаимообучение происходит и при регулярных обсуждениях в отделах их насущных проблем, коллективном планировании работы. Взаимообучение помогает приобрести и универсальные знания, если сотрудники участвуют в обсуждении актуальных проблем на совещаниях, проводимых председателем правления, другими отделами, проходят стажировки и обучение в других отделах. Могут быть и другие самые разнообразные технологии взаимообучения. Литература: [56].
1. Разновозрастное взаимообучение: овладение знаниями, умениями и навыками в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга во время совместной работы в парах, триадах, микрогруппах, группах. Роль учителя обычно выполняет старший по возрасту. При этом не исключается возможность, когда и младший будет помогать в некоторых вопросах и старшим. Однако выполнение роли учителя серьезным образом влияет на развитие старшего, так как, обучая своего товарища, обучающийся не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Взаимообучение подчиняется следующим правилам (положениям): старший – опекает младшего; старший – учит младшего. Младший – хочет быть похожим на старшего (берет с него пример). Старшему не к лицу, если младший в чем-то начинает его превосходить; младшему очень престижно учиться на уровне старшего, а кое в чем превосходить его.
2. Технология элементов взаимообучения в школе на уроке. Ученики приступают к работе. Учитель обходит класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь. Первые подготовившиеся обучающиеся отвечают материал учителю. Учеников, хорошо ответивших материал, учитель назначает ассистентами и указывает, кого они будут опрашивать. При этом нежелательно, чтобы кто-либо (учитель или ассистент) беседовал более чем с двумя парами учащихся за один урок. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся по указанию учителя. Ответившие на двойку готовятся снова и пересдают материал тут же на уроке или на дополнительном занятии. Опрос отставших можно осуществлять и во внеурочное время по договоренности между учащимися (должниками и ассистентами). Ученики, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания. Если же они не успели выполнить задание на уроке, то обязаны сделать это дома.
3. Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин). В литературе встречаются и другие названия технологии коллективного взаимообучения – «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава». При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» – при условии взаимного расположения);
- динамическая четверка: обучающийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с педагогом, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий. Взаимообучение в дистанционном и корпоративном обучении:
- Проводится опрос или групповое интервью, собирается в их ходе идеи и опыт. А затем предлагается участникам позаимствовать у коллег то, что кажется им конструктивным и реализуемым. Подобная же процедура может стать стартовой в процессе сбора данных для их последующей экспертизы и обработки в ходе управления знаниями;
- Проводится специально организованное обучение с более знающими коллегами в виде семинаров, деловых игр, тренингов. При этом каждый из работников отдела специализируется в какихто отдельных направлениях работы, передавая свои знания другим сотрудникам отдела. Профессиональное взаимообучение происходит и при регулярных обсуждениях в отделах их насущных проблем, коллективном планировании работы. Взаимообучение помогает приобрести и универсальные знания, если сотрудники участвуют в обсуждении актуальных проблем на совещаниях, проводимых председателем правления, другими отделами, проходят стажировки и обучение в других отделах. Могут быть и другие самые разнообразные технологии взаимообучения. Литература: [56].