ВСТАВАТЬ при входе в класс учителя или взрослого

Найдено 1 определение
ВСТАВАТЬ при входе в класс учителя или взрослого
Обычай вставать, когда в класс входит учитель, существует с ХІХ века в учебных заведениях по настоящее время. Когда парты имели крышки, ученики, прежде чем встать, откидывали их.
О конце 1890-х гг. в Саратове: «После народной школы, где… с нами обращались как с детьми, совсем другое отношение к нам было со стороны преподавателей гимназии. При появлении преподавателя, одетого во фрак, все ученики класса вставали и стояли до тех пор, пока учитель не садился за кафедру, тогда и ученики садились за свои парты» (Золотарев, [до 1975], 1995, 60). Об Одессе 1910-х гг.: «Преподаватель. Он входит в класс. Когда сорок мальчиков одновременно встают, причем откидывая специально для этого приспособленную доску парты, – звук получается довольно внушительный: похоже на короткий порыв ветра» (Олеша, [1954] 1999, 271).
О первоклассниках в конце 1930-х – нач. 1940-х гг.: «Но все это было ничто в сравнении с той минутой, когда Клавдия Сергеевна сказала им, что урок начался, и показала, как нужно встать, когда учитель входит в класс. Они встали все, как один. Правда, первый раз это получилось чересчур громко. Но ведь они так старались! Зато в следующий раз Клавдия Сергеевна их похвалила. Она сказала: “Так. Правильно. Только крышки поднимайте тише”» (Могилевская, [1941] 1958, 28).
О перв. пол. 1940-х гг.: «Я на уроке в первый раз, / Теперь я ученица. / Вошла учительница в класс, / Вставать или садиться?» (Барто, [1945] 1969–1, 242). Об учениках начальной школы во вт. пол. 1940-х гг.: «…Гомон стоял привычный: кто-то жалобно просил списать, кто-то кукарекал… Шум поулегся... Все встали. Это вошла Елена Дмитриевна. Потом стало еще спокойнее. Это Елена Дмитриевна сказала: “Тихо, тихо, ребятки. Садитесь”» (Крапивин, 1986, 24).
О перв. пол. 1950-х гг.: «…По стуку крышек парт, по тишине, наступившей в классе, она сразу догадалась, что вошёл учитель…» (Жестев, [1955] 1961, 83).
О середине 1970-х гг.: «Открылась дверь. В класс вошла Нина Петровна, учительница по русскому и лит-ре и кл. руководитель пятого “А”. Загремели отодвигаемые стулья. Класс встал, приветствуя учительницу... …Стулья в пятом “А” отодвигались с таким грохотом, что даже у привычных ко всему учителей делалось испуганное и даже как бы слегка оглушённое лицо. А уж что касается осанки!.. В такую торжественную, как нам кажется, и волнующую минуту, когда учитель входил в класс, добрая половина пятого “А”, можно было подумать, страдала ревматизмом. Одни еле-еле поднимались на полусогнутых ногах, другие повисали над столом наподобие вопросительного знака... Ну, а был даже такой ученик, который, видно, настолько был плох, что вообще не мог подняться со стула, хотя минуту назад он, как смерч, пронёсся по коридору... Но мы, однако, задержались! Стоит ли тратить время на описание класса, приветствующего входящего учителя, когда впереди у нас столько всяких важных событий!.. Итак, пятый “А” встал, приветствуя учительницу» (Пивоварова, 1977, 6–7).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.